Управление в сфере внутренних дел и его место в системе государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 1744 раза

Библиографическое описание:

Газикова, Е. М. Управление в сфере внутренних дел и его место в системе государственного управления / Е. М. Газикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84985/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящей статье рассмотрены вопросы управления в сфере внутренних дел и его место в системе государственного управления.

Ключевые слова: органы внутренних дел, управленческая деятельность, правовое регулирование, государственное управление.

В соответствии с Концепцией правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год [1] воздействие правовыми средствами, в том числе путём регламентирования управленческой деятельности, служит основой качественных улучшений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД).

Изучение правового регулирования управленческой деятельности позволяет определить предметную область и пути наилучшего использования правовых форм и методов управления ОВД.

Управление в ОВД, выступает как «особый вид деятельности специально созданных аппаратов и специально назначенных должностных лиц по упорядочению системы органов МВД России, обеспечению её оптимального функционирования и развития с целью эффективного решения стоящих перед ней задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка» [5, с. 14].

Возможности использования правовых средств для достижения целей повышения эффективности управленческой деятельности в ОВД обусловливаются функциональной характеристикой права, которая включает его координирующую (интегрирующую и дифференцирующую), целеполагающую, стабилизирующую и коммуникативную функции.

Благодаря правовому воздействию управление приобретает целенаправленность, скоординированность, согласованность и стабильность, выражающиеся в единых нормах и правилах, которые обязаны соблюдать все участники управленческих отношений [2, с. 61].

В первую очередь это относится к основным субъектам управления — руководителям ОВД. Применение правовых средств и методов позволяет целенаправленно, а в случае необходимости и незамедлительно проводить в жизнь важные решения МВД России, которые определяют политику в сфере противодействия преступности, охраны общественного порядка и безопасности.

Отсутствие должного правового регулирования управленческой деятельности в ОВД приводит к неразберихе, хаосу, нестабильности и другим негативным явлениям, снижающим эффективность управления. Вместе с тем её излишне регулирование (зарегулирование) также не способствует эффективному управлению, так как не оставляет пространства (управленческого люфта) для необходимой инициативы и творчества руководителя, реализации своего стиля и методов управления, в чём, собственно, и заключается искусство управления и что составляет основу менеджмента.

Таким образом, в современном представлении о соотношении права и управления эффективность управленческой деятельности в ОВД определяется не стремлением максимально нормировать её организационную, функциональную и процессную составляющие, а оптимальным правовым регулированием, которое зависит от предметной области управления, его целей, системы и т. д.

Правовое регулирование управленческой деятельности включает систему правовых норм, регламентирующих в первую очередь деятельность руководителя ОВД, как основного субъекта системы управления. «Руководство — функция управления, с помощью которой осуществляется интеграция других функций: планирования, организации, контроля и т. д». [4, с. 190].

«Руководство следует рассматривать как компонент управленческой (организаторской) деятельности, связанной с организацией сотрудничества людей в управляемых системах. Это организация совместной деятельности на основе сотрудничества, базирующегося на материальных, моральных и других интересах» [3, с. 6].

Функция руководства в ОВД направлена, прежде всего, на скоординированность, нацеленность их деятельности на выполнение задач противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, что достигается функциями координации и взаимодействия, принятия комплексных управленческих решений, организации их исполнения, соответствующего кадрового и тылового обеспечения.

Указанные функции руководитель ОВД реализует как лично, так и путём распределения и делегирования определённых обязанностей своим заместителям, а также используя штабной аппарат. Распределение функций закрепляется в должностных инструкциях соответствующих руководителей, положениях о структурных подразделениях, других ведомственных актах.

Основной целью правового регулирования управленческой деятельности является упорядочение (регламентирование) организационной функции, которая включает структурирование самой организации, обеспечение структурных связей и согласование комплекса мер на всех стадиях процесса управления, начиная с постановки целей и заканчивая их достижением.

В данном случае структурирование осуществляется путём правового закрепления системы ОВД и определения правового статуса элементов (звеньев) системы, а структурные связи обеспечиваются правовым регулированием функционирования системы управления в ОВД (закрепление функциональных ролей работников, их прав и обязанностей; распределение сбора, обработки и направления результатов анализа информации по различным уровням; рациональное закрепление порядка принятия решений и т. д.) [2, с. 64].

В условиях стремительного возрастания роли информации эффективность деятельности ОВД все в большей степени зависит от результатов её анализа и использования. На передний план выходит проблема получения руководителями ОВД проанализированной должным образом информации с определёнными выводами и предложениями, подкреплёнными достоверными данными и качественно проведённым аналитическим исследованием.

Наиболее общей категорией в этой области является информационно-аналитическая работа, содержание которой составляют информационная часть, включающая весь комплекс мероприятий — от сбора до выдачи требуемой информации для нужд управления, и аналитическая, позволяющая определять с помощью научных методов анализа и прогнозирования тенденции в состоянии преступности с учётом внутренних и внешних факторов, устанавливать причинно-следственные и корреляционные связи, делать обоснованные выводы, предлагать рекомендации и управленческие решения.

Управленческие решения как волевые организационно-правовые акты соответствующего руководителя, в которых определены цели, пути, средства и методы их достижения, принятые согласно установленным требованиям и направленные на совершенствование деятельности ОВД, составляют основу управления, так как от них зависит его эффективность, в интересах их подготовки и реализации работают аналитическая, организационная, регулирующая, контрольная и другие функции управления.

Независимо от специфики социальной системы цели управления всегда относятся к двум категориям: стабилизации (обеспечения организационной устойчивости) и развития (совершенствования). К числу основных условий эффективности и качества управленческих решений относится «соблюдение организации и технологии их разработки и реализации» [2, с. 64], что также подразумевает необходимость правового регулирования этих процессов.

С учётом многообразия принимаемых управленческих решений в ОВД представляется необходимым регламентировать их классификацию (категорировать) по различным признакам и привести их определения в нормативном акте (дефинитивные нормы). Правовому регулированию подлежит распределение обязанностей между подразделениями (сотрудниками) по подготовке управленческих решений, включая координацию и контроль этого процесса.

Наиболее сложным в организационном плане является процесс разработки государственных (целевых) программ в сфере противодействия преступности, охраны общественного порядка и безопасности.

Следует отметить, что в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации приняты нормативные акты, регулирующие программно-целевое планирование, а большинство государственных (целевых) программ имеют паспорта, где указывается механизм управления программой, включая функции и полномочия её головного координатора, исполнителей и соисполнителей, организационное обеспечение выполнения мероприятий и порядок контроля.

Учитывая комплексный характер таких программ, особое значение приобретает межведомственное взаимодействие на всех стадиях их разработки и реализации, а в системе ОВД — распределение обязанностей и полномочий по подготовке и реализации программных мероприятий между руководителями, штабом и иными структурными подразделениями.

Таким образом, при дальнейшей дифференциации и детализации функций и процессов управленческой деятельности в ОВД возможно классифицировать их в зависимости от видов управления (стратегическое, тактическое и оперативное), режимов управления (обычный и в особых условиях), а также выделить различные виды штабов ОВД (оперативные, объединённые оперативные, совместные оперативные) и соответствующие формы их деятельности.

Литература:

  1. Приказ МВД России от 09.01.2017 № 1 «Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год» (с изм. от 07.03.2017) (документ опубликован не был) // [Электронный ресурс] // АО «Кодекс»: Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — Режим доступа: http:// https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 27.09.2021).
  2. Аникин В. Н. Направления совершенствования правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел / В. Н. Аникин // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58). С. 57–66.
  3. Захватов И. Ю., Потапова С. А., Ульянов А. Д. Правовые и организационные основы управленческой деятельности в органах внутренних дел: учебное пособие. — М., 2019.
  4. Теория и практика социального управления: слов.-справ. / сост. е.Ф. Яськов. — М.: Акад. упр. МВД России, 1997. — 268 с
  5. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: учебник / В. З. Весёлый, Г. М. Воскресенский, В. Е. Караханов [и др.]; под ред. В. Д. Малкова. — М.: Акад. МВД СССР, 1990. — 323 с.
Основные термины (генерируются автоматически): управленческая деятельность, правовое регулирование, общественный порядок, государственное управление, метод управления, распределение обязанностей, реализация, Российская Федерация, сфера противодействия преступности, функция управления.


Похожие статьи

Совершенствование правового регулирования деятельности...

Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются ключевыми задачами органов внутренних дел Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, стратегическое планирование, орган, дело...

Понятие, принципы и содержание государственного управления

Исполнительная деятельность (государственное управление) имеет своей целью претворение в жизнь нормативно-правовых актов, изданных в процессе осуществления государством законодательной деятельности, в различных сферах жизни общества.

Принцип соотношения централизованного и децентрализованного регулирования означает разграничение предметов ведения...

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной...

 Нормативно-правовое регулирование любой деятельности в РФ, в том числе правоохранительной

– борьбу с преступностью; – разведывательную деятельность

Нормативно-правовое регулирование деятельности судебных приставов определяется

На региональном уровне деятельность правоохранительной деятельности регулируется также основными нормативными...

Основы кооперации органов внутренних дел с различными...

Обеспечение общественной безопасности является трудоемкой и комплексной задачей, эффективное выполнение которой органами внутренних дел в одиночку невозможно. Без эффективного взаимодействия полиции с государственными органами исполнительной...

Современное состояние форм государственного управления...

4. К числу признаков формы государственного управление можно отнести и реализацию функций государственного управления. Основное содержание управленческой деятельности определяют функции государственного управления.

административная юстиция, административное управление, исполнительная власть, юрисдикционная деятельность, орган, административный...

Административный надзор как вид государственного...

2) одна из функций государственного управления. Что касается административного надзора как способа обеспечения верховенства закона в

Общественный порядок — это социальное явление, потому что в нем большинство населения страны участвует либо как объект, либо как

Правовой основой Закона о полиции является Конституция Российской Федерации [1]...

Правовые механизмы и технологии противодействия...

Правовые механизмы и технологии противодействия преступности в сфере информационных технологий.

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной... Российская Федерация, УК РФ, должностное лицо, лишение свободы, дача

- наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет...

Поощрение как метод регулирования в системе...

Среди важнейших административно-правовых методов управления, используемых в институте государственной власти, выделяется один из основных методов правового регулированияметод поощрения. Стимулирование человеческой деятельности присуще любому

Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые...

Пути совершенствования форм и методов управленческой...

Рассмотрены стадии управления, общие и специальные функции управления в ОВД, основные

Ключевые слова: управление, управленческая деятельность, функции, формы, методы

Метод управления — это оптимальный способ достижения поставленной цели в

Хотя управление образует особую область человеческой деятельности, оно не может...

Похожие статьи

Совершенствование правового регулирования деятельности...

Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются ключевыми задачами органов внутренних дел Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, стратегическое планирование, орган, дело...

Понятие, принципы и содержание государственного управления

Исполнительная деятельность (государственное управление) имеет своей целью претворение в жизнь нормативно-правовых актов, изданных в процессе осуществления государством законодательной деятельности, в различных сферах жизни общества.

Принцип соотношения централизованного и децентрализованного регулирования означает разграничение предметов ведения...

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной...

 Нормативно-правовое регулирование любой деятельности в РФ, в том числе правоохранительной

– борьбу с преступностью; – разведывательную деятельность

Нормативно-правовое регулирование деятельности судебных приставов определяется

На региональном уровне деятельность правоохранительной деятельности регулируется также основными нормативными...

Основы кооперации органов внутренних дел с различными...

Обеспечение общественной безопасности является трудоемкой и комплексной задачей, эффективное выполнение которой органами внутренних дел в одиночку невозможно. Без эффективного взаимодействия полиции с государственными органами исполнительной...

Современное состояние форм государственного управления...

4. К числу признаков формы государственного управление можно отнести и реализацию функций государственного управления. Основное содержание управленческой деятельности определяют функции государственного управления.

административная юстиция, административное управление, исполнительная власть, юрисдикционная деятельность, орган, административный...

Административный надзор как вид государственного...

2) одна из функций государственного управления. Что касается административного надзора как способа обеспечения верховенства закона в

Общественный порядок — это социальное явление, потому что в нем большинство населения страны участвует либо как объект, либо как

Правовой основой Закона о полиции является Конституция Российской Федерации [1]...

Правовые механизмы и технологии противодействия...

Правовые механизмы и технологии противодействия преступности в сфере информационных технологий.

Проблемы уголовно-правового регулирования в сфере незаконной... Российская Федерация, УК РФ, должностное лицо, лишение свободы, дача

- наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет...

Поощрение как метод регулирования в системе...

Среди важнейших административно-правовых методов управления, используемых в институте государственной власти, выделяется один из основных методов правового регулированияметод поощрения. Стимулирование человеческой деятельности присуще любому

Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые...

Пути совершенствования форм и методов управленческой...

Рассмотрены стадии управления, общие и специальные функции управления в ОВД, основные

Ключевые слова: управление, управленческая деятельность, функции, формы, методы

Метод управления — это оптимальный способ достижения поставленной цели в

Хотя управление образует особую область человеческой деятельности, оно не может...

Задать вопрос