Способы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Голумина, Т. М. Способы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий / Т. М. Голумина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84983/ (дата обращения: 27.01.2022).



В последнее время ведутся споры о необходимости оградить ребенка дошкольного возраста от современных технологий. Положительное влияние современных информационных технологий на процесс обучения ребенка неоспоримо. Но возникает вопрос, а оказывает ли компьютер положительное влияние на развитие ребенка или нет. Дети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Успешному усвоению данных понятий способствует и использование современных средств обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дети дошкольного возраста, современные технологии, элементарные математические представления.

От того, что и как закладывается в дошкольный период, зависит дальнейшее обучение и развитие личности ребенка в целом. В дошкольном возрасте дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобрести новые навыки, умения. Посредством игры у ребенка формируются и основные математические категории: количество, форма, пространственная ориентировка, время и др. [2].

Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям не только закрепить и расширить знания по основам математики, но и выработать привычку сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Играя, дети не замечают, что запоминают новое, повторяют уже известное, пополняют запас представлений и основных понятий. Так, например, закрепляя навыки счета в процессе игры «Необычная поляна» ребенок должен решить пример на сложение или вычитание и посадить бабочку, которую дал ему взрослый, на «свой» цветок.

Закреплению представлений пространственной ориентировки способствует игра «Рыбка», в которой ребенок, выполняя за рыбку серию команд, определяет ее местоположение на листе бумаги [3].

Однако современный ребенок все больше интересуется компьютерными технологиями. Их преимущества открываются ребенку еще в дошкольном возрасте и, по мере использования все чаще становятся составной частью повседневной жизни. Современный ребенок все чаще проявляет интерес к компьютерным играм. Конечно, существует многообразие такого рода игр, которые в занимательной форме, с помощью сказочных мультипликационных персонажей помогают дошкольнику постигать основы математической грамотности и формируют элементарные математические представления.

Ребенку дошкольного возраста легче справиться с поставленной задачей, если рядом любимый сказочный герой, который может помочь справиться с проблемой. Одно его присутствие вселяет в ребенка уверенность в выборе ответа.

Играя вместе с мультипликационным персонажем, ребенок видит в нем не только товарища по игре, но и старшего помощника.

Кроме этого, дошкольник в процессе компьютерной игры один и тот же программный материал может повторять много раз, а разнообразные формы представления информации имеют большое значение для закрепления материала.

Компьютерные программы, приучают детей к самостоятельности, независимости и свободе, развивают навыки самоконтроля. При выполнении заданий и поэтапном подтверждении действий детям зачастую требуется дополнительная помощь, а автоматическое управление правильностью их выполнения, освобождает время преподавателя для работы с другими детьми. Использование компьютерных инструментов также помогает детям дошкольного возраста развивать концентрацию, внимание, настойчивость [1].

В процессе выполнения компьютерных задач в соответствии с назначенными действиями детям необходимо научиться нажимать на определенные клавиши и использовать для манипулирования мышь. Эта совместная координированная деятельность визуальных и моторных анализаторов является достаточно сложным, но и важным моментом в развитии детей. Работая в двух плоскостях одновременно, ребенок учится координировать свои движения на поверхности стола и перемещения мыши по экрану. Поэтому на первых этапах работы с компьютерными играми необходимо предложить ребенку игры на планшете, где перемещения мыши трансформируются на движения пальцев на экране.

Другой формой использования информационных технологий является мультимедийная презентация. Она позволяет представить учебный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, изображений, заполненных комплексной структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае используются различные каналы восприятия, что позволяет размещать в памяти детей информацию не только в фактографической, но и в ассоциативной форме.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации — формирование моделей мышления детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, освобождает ресурсы детского организма. Однако, учитывая особенности детского организма, после показа презентации с целью закрепления представлений необходимо провести манипуляции с материальными объектами, чтобы образы в памяти детей носили и кинестетический характер.

Например, при изучении форм геометрических объектов, с помощью презентации можно показать их материальные носители, продемонстрировать некоторые из них, затем посредством эффектов трансформировать предметы в те геометрические фигуры, которые являются их абстрактной основой объектов и предложить детям смоделировать предметы окружающей действительности посредством аппликации и дорисовывания.

Основой любой современной презентации является облегчение процесса визуального восприятия и запоминания информации с помощью ярких изображений. Формы и место использования презентации (или даже ее отдельных слайдов) во время непосредственной образовательной деятельности зависят от содержания этой деятельности и цели, которую ставит педагог.

Использование мультимедийных презентаций в группе детской образовательной организации позволяет построить образовательный процесс на основе психологически правильных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, гуманизации содержания педагогических и образовательных взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций во время образовательной деятельности обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств объектов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей дошкольного возраста рассматривают Вербенец А. М., Ю. М. Горвиц, Захарова И. Г., М. Н. Солоневичева, Митченко М. М., Немирич А. А., Моторин В., Нивикова М. Н., Новоселов С. А., Воронина Л. В. и др., которые в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития дошкольников.

Использования средств ИКТ дает толчок к саморазвитию не только воспитаннику, но и педагогу, позволяют ему оставаться современным, интересным и все же необходимым.

Информатизация образования открывает новые возможности для педагогов широко внедрять новые методологические разработки в педагогическую практику, направленные на интенсификацию и внедрение инновационных идей в воспитательный и образовательный процессы.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать образование детей и значительно повысить эффективность деятельности.

Литература:

  1. Кудакова Н. С. Влияние компьютерных игр на социально-коммуникативное развитие дошкольника. // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3–4 (45). С. 17–18.
  2. Кудакова Н. С. Формирование ИКТ — компетентности в условиях реализации ФГОС. //В сборнике: Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 443–447.
  3. Михайлова З. А. Математика — это интересно: игровые ситуации для детей дошк. возраста. Диагностика освоенности математ. представлений: метод. пособие для педагогов ДОУ / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. — СПб.: Детство-Пресс, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, детский организм, использование средств, мультимедийная презентация, образовательный процесс, память детей, положительное влияние, пространственная ориентировка, современный ребенок.


Задать вопрос