Оценка своих профессиональных компетенций будущими учителями математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.10.2021

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Черняева, Е. А. Оценка своих профессиональных компетенций будущими учителями математики / Е. А. Черняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 276-279. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84976/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье предпринята попытка выявить, как будущие учителя математики оценивают свою профессиональную подготовку и насколько у них развиты умения самооценки.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, профессиональный стандарт педагога, самооценка.

Требования к знаниям и умениям будущих учителей математики определяются федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3++ по направлению Педагогическое образование [6] и Профессиональным стандартом педагога [1].

Целью исследования было выяснить, как сами студенты оценивают соответствие своей подготовки Профессиональному стандарту педагога.

В соответствии с требованиями модуля «Математика» Профессионального стандарта педагога нами был составлен Google-опросник, в котором студентам необходимо было указать свой уровень по каждому профессиональному качеству (высокий, средний или низкий). Перечень вопросов представлен ниже.

  1. Оцените уровень своих знаний основ математической теории и перспективных направлений математики.
  2. Оцените уровень своих знаний теории и методики преподавания математики.
  3. Оцените свое умение формировать конкретные знания, умения и навыки в области математики у обучающихся.
  4. Оцените свой навык ведения диалога с обучающимися или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявления сомнительных мест, подтверждения правильности решения.
  5. Оцените свой уровень умения решения задач элементарной математики.
  6. Оцените свой уровень владения основными математическими компьютерными инструментами: визуализация данных, зависимость, отношения, процессы, геометрические объекты, вычисления, обработка данных.
  7. Оцените свое умение совместно с учащимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты.
  8. Оцените свое умение в организации исследования — эксперимента, к обнаружению закономерностей.
  9. Оцените свое умение совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации.
  10. Оцените свое умение совместно с обучающимися строить логические рассуждения в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся.
  11. Оцените свое умение обеспечивать коммуникативную и учебную «включенность» всех учащихся в образовательный процесс.
  12. Оцените свое умение в поддержании высокой мотивации и развития способностей учащихся к занятиям математикой.
  13. Оцените свое умение обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал, в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций.

В опросе приняли участие 49 студентов 3–5 курсов профиля Математика. Информатика Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Высокие оценки студенты дали своим умениям ведения диалога с обучающимися или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявления сомнительных мест, подтверждения правильности решения, решения задач элементарной математики, совместно с обучающимися строить логические рассуждения в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся, обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал, в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций.

С целью выявить внутреннюю согласованность ответов студентов мы сравнили распределения ответов по уровням для близких по содержанию вопросов с помощью критерия Пирсона [2].

Сравним распределения ответов на 4 и 10 вопросы. По результатам опроса мы имеем следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление распределений ответов на 4 и 10 вопросы по уровням сформированности умений

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Вопрос

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

Оцените свой навык ведения диалога с обучающимися или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявления сомнительных мест, подтверждения правильности решения

46,9

23

42,9

21

10,2

5

Оцените свое умение совместно с обучающимися строить логические рассуждения в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся

46,9

23

46,9

23

6,1

3

Значение критерия Пирсона оказалось равным 0,591. Число степеней свободы равно 2 (уровней три), поэтому Поскольку , можно сделать вывод, что распределения достоверно не отличаются и ответы на эти вопросы согласованны.

Сравним ответы на 2 и 10 вопросы. По результатам опроса мы имеем следующие данные (табл. 2).

Таблица 2

Сопоставление распределений ответов на 2 и 10 вопросы по уровням сформированности умений

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Вопрос

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

Оцените уровень своих знаний теории и методики преподавания математики

20,4

10

74,1

35

8,2

4

Оцените свое умение совместно с обучающимися строить логические рассуждения в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся

46,9

23

46,9

23

6,1

3

Сравнение этих распределений дало значение критерия Пирсона =7,747. Таким образом, . Несмотря на то, что, по нашему мнению, знание теории и методики обучения математике взаимосвязано с умением понимать рассуждение обучающихся и совместно с ними строить логические рассуждения, получилось существенно различие в распределениях. Мы связываем это с тем, что студенты недооценивают необходимость знаний методики обучения математике для ее успешного преподавания, а также с тем, что студенты переоценивают свои педагогические умения.

Сформированность умения совместно с учащимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты, умения в поддержании высокой мотивации и развития способностей учащихся к занятиям математикой и владения основными математическими компьютерными инструментами визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов, вычислений и обработки данных многие студенты оценили низко. Это означает, что студенты ощущают недостаточность своих знаний и умений. Этот вывод обращен к преподавателям: необходимо искать пути и средства более эффективного обучения студентов как владению компьютерными инструментами, так и продуктивному общению с учащимися при решении задач.

С целью проверки умений самооценки профессиональных компетенций будущих учителей математики мы сопоставили результаты самооценки студентов и оценки этих же качеств студентов преподавателями с помощью такого же Google-опросника (рис. 1). В опросе участвовало 7 преподавателей математических дисциплин.

Опросник для преподавателей

Рис. 1. Опросник для преподавателей

Заметим, что оценка преподавателей ни в одном вопросе не превышала собственную оценку студентов. При подсчете критерия Пирсона для сравнения распределений оценок студентов и преподавателей умений совместно с учащимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты, совместно с обучающимися строить логические рассуждения в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся, знаний основ математической теории и перспективных направлений математики и навыка ведения диалога с обучающимися или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявления сомнительных мест, подтверждения правильности решения существенных различий выявлено не было. Можно сделать вывод, что студенты реалистично оценивают свои компетенции в данных вопросах.

В результате проверки выяснилось, что оценка студентами и преподавателями умений формировать конкретные знания, умения и навыки обучающихся в области математики, совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации существенно различается. Преподаватели оценили именно эти умения студентов ниже, чем сами студенты. Это согласуется с ранее проведенными исследованиями [3; 4; 5]. Для улучшения данных умений студентам необходимо уделить особое внимание методике формирования конкретных знаний, умений и навыков в области математики у учеников, научиться совместной работе с учащимися в построении логических рассуждений в математических контекстах, а также работать над своим умением самооценки.

Статья выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «МГПУ им. М. Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 27.07.2021 г. № 16–618 по теме «Мониторинг формирования профессиональных компетенций будущих учителей математики в условиях реализации профессионального стандарта педагога».

Литература:

  1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
  2. Суховиенко Е. А. Математическая модель рейтинговой системы диагностики компетенций будущих учителей математики. Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования. Межвузовский сборник научных трудов. — Челябинск: КрайРА, 2015.
  3. Суховиенко, Е. А. Диагностика профессиональных компетенций магистрантов в свете реализации профессионального стандарта педагога // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 6 (61).
  4. Суховиенко, Е. А. Диагностика соответствия подготовки будущих учителей математики профессиональному стандарту педагога // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 3 (70).
  5. Суховиенко, Е. А. Мониторинг формирования проектных умений будущих педагогов в период педагогической практики / Е. А. Суховиенко, С. А. Севостьянова, Р. М. Нигматулин, Е. В. Мартынова // Современные проблемы науки и образования. — 2020. — № 6. — С. 75.
  6. ФГОС ВО (3++) по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» [Электрон. ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 12.09.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): умение, рассуждение обучающихся, группа обучающихся, обучающийся, подтверждение правильности решения, Профессиональный стандарт педагога, процесс решения задачи, знание теории, математический аппарат, область математики.


Похожие статьи

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

В процессе решения арифметических задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевать приёмами, самоконтроля (проверка задачи прикидка задач и т. д.) у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Преподавание математики в соответствии с требованиями ФГОС...

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

11. Формирование и развитие компетентности в области использования

Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который...

Профессиональный стандарт педагога — 2013 и система...

Целью образовательного процесса становится развитие обучающегося, формирование

Ключевыми становятся не сами знания в той или иной предметной области, а процесс их

дошкольное образование, умение, будущий педагог, задача, профессиональная...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся на...

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Компетентностные задачи как средство совершенствования...

задача, задание, знание, решение задачи, умение, будущий учитель математики, полученный результат, профессиональная компетентность, раздел математики, условие задачи.

Профессиональная направленность обучения математике

Использование профессионально направленной задачи по математике способствует формированию умения переноса фундаментальных знаний в профессиональные ситуации. Процесс решения задачи с профессиональным содержанием состоит из нескольких этапов

Компетентностно-ориентированные упражнения при подготовке...

Учебные курсы по методике преподавания математики, практикуму по решению математических задач, курсы по выбору позволяют формировать у студентов умение составлять компетентностно-ориентированные математические упражнения.

Исследование сформированности трудовых действий...

Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Министерства труда и

Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

Постепенно и мальчики включились в процесс подготовки праздника, только Коля и Саша и еще двое их...

Похожие статьи

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

В процессе решения арифметических задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевать приёмами, самоконтроля (проверка задачи прикидка задач и т. д.) у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Преподавание математики в соответствии с требованиями ФГОС...

умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

11. Формирование и развитие компетентности в области использования

Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который...

Профессиональный стандарт педагога — 2013 и система...

Целью образовательного процесса становится развитие обучающегося, формирование

Ключевыми становятся не сами знания в той или иной предметной области, а процесс их

дошкольное образование, умение, будущий педагог, задача, профессиональная...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся на...

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Компетентностные задачи как средство совершенствования...

задача, задание, знание, решение задачи, умение, будущий учитель математики, полученный результат, профессиональная компетентность, раздел математики, условие задачи.

Профессиональная направленность обучения математике

Использование профессионально направленной задачи по математике способствует формированию умения переноса фундаментальных знаний в профессиональные ситуации. Процесс решения задачи с профессиональным содержанием состоит из нескольких этапов

Компетентностно-ориентированные упражнения при подготовке...

Учебные курсы по методике преподавания математики, практикуму по решению математических задач, курсы по выбору позволяют формировать у студентов умение составлять компетентностно-ориентированные математические упражнения.

Исследование сформированности трудовых действий...

Профессиональный стандарт педагога утвержден приказом Министерства труда и

Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

Постепенно и мальчики включились в процесс подготовки праздника, только Коля и Саша и еще двое их...

Задать вопрос