Некоторые особенности создания комиссий по осуществлению закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.10.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Нагаец, А. А. Некоторые особенности создания комиссий по осуществлению закупок / А. А. Нагаец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84965/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье автор раскрывает особенности создания единых комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и комиссий для отдельный видов закупок.

Ключевые слова: контрактная система, закупки, комиссия по осуществлению закупок, единая комиссия, аукционная комиссия, конкурсная комиссия, конкурентная процедура, заказчик.

Первоочередной задачей контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является соблюдение всех принципов контрактной системы: открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и профессионализма заказчика [1].

Вышеуказанные принципы определяют основы деятельности всех участников контрактной системы и одновременно являются эффективным инструментом как результативности расходования бюджетных средств, так и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Особую роль в контрактной системе занимает комиссия по осуществлению закупок. В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона № 44-ФЗ «решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки» [1], то есть до публикации на сайте единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки.

Законом предусмотрено право заказчика создать как единую комиссию для всех конкурентных процедур (работает со всеми способами закупки), так и комиссию по отдельным видам закупок.

Вид комиссии необходимо определять в зависимости от проводимых заказчиком закупок. В случае если заказчик проводит закупки не требующие специфических знаний по предмету закупки, то целесообразней сформировать единую комиссию.

Однако, если заказчиком проводится большое количество закупок разного вида и существует необходимость распределения нагрузки, если по ряду закупок необходимы члены комиссии со специальными знаниями или даже образованием, то в указанном случае возникает необходимость создавать комиссию для отдельных видов закупок, в силу особой специфики объектов.

Кроме того, ч. 5 ст. 39 Закона о контрактной системе установлены требования к членам комиссии. Не менее половины членов комиссии должны пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, или обладать специальными знаниями, относящимися к объекту закупки [1]. В письме Минэкономразвития России от 29.08.2016 № ОГ-Д28–10399 указано, что вышеуказанное требование распространяется в том числе и на членов комиссии уполномоченного органа, в случае централизации закупок [3].

Например, для муниципальных закупок в которых к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства от 04.09.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» [2] может быть создана «аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд по закупкам, в которых установлены дополнительные требования к участникам закупки».

В случае проведения закупок, связанных с выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, выполнением работ по строительству, реконструкции, выполнению работ по капитальному ремонту, целесообразно включить в состав комиссии лиц, имеющих образование в области строительства. Так как для оценки участников и принятия решения по итогам процедуры, членам комиссии необходимо иметь определенный уровень квалификации.

Численность членов комиссии определена законом о контрактной системе. «Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека» [1]. «Следует отметить, что увеличивать количество членов комиссии нецелесообразно, так как, во-первых, будет сложно собрать кворум, а, во вторых, большее количество лиц может быть подвергнуто административной ответственности за неправомерное решение с позиции ФАС России» [5].

Членом комиссии может быть как сотрудник заказчика, так и сторонние лица. В свою очередь, «ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ установлены ограничения, кто не может быть членом комиссии. В основном запрет касается лиц, в отношении которых предусмотрен конфликт интересов с участниками закупок либо доказан факт их личной заинтересованности по иным основаниям» [4].

«Положение о комиссии утверждается и вводится в действие в порядке, установленном локальными нормативными актами заказчика» [5]. Однако уполномоченный орган самостоятельно создает комиссии по осуществлению закупок.

Таким образом, законодательством о контрактной системе предусмотрены механизмы, которые направлены на соблюдение принципов контрактной системы в сфере закупок.

Литература:

  1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Правительства «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» от 02.04.2015 № 99 ФЗ. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru.
  3. Письмо Минэкономразвития России от 29.08.2016 № ОГ-Д28–10399. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru.
  4. Шадрина Т. Актуальные вопросы применения Закона N 44-ФЗ // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. N 7. С. 44–52.
  5. Комиссия по осуществлению закупок. — Текст: электронный // Закон.Гуру: [сайт]. — URL: https://44fz.ru/article/komissiya-po-osushhestvleniyu-zakupok
Основные термины (генерируются автоматически): контрактная система, член комиссии, сфера закупок, единая комиссия, комиссия, осуществление закупок, выполнение работ, отдельный вид закупок, уполномоченный орган, число членов.


Ключевые слова

заказчик, закупки, контрактная система, конкурентная процедура, конкурсная комиссия, комиссия по осуществлению закупок, единая комиссия, аукционная комиссия
Задать вопрос