Направления расширения торгово-экономических отношений Республики Таджикистан с Республикой Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Курбонали, Адолати. Направления расширения торгово-экономических отношений Республики Таджикистан с Республикой Казахстан / Адолати Курбонали. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 214-215. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84951/ (дата обращения: 23.04.2024).



Дипломатические отношения между Республикой Таджикистан и Казахстаном были официально установлены в январе 1993 году. Благодаря подписанию договора о стратегическом партнёрстве между двумя странами построена прочная база для сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности двух государств. Казахстан среди стран среднеазиатского региона характеризуется как экономически успешное и динамично развивающееся государство, отличающееся более развитой экономикой, банковской и финансовой системой, наличием широких финансовых возможностей для инвестирования в развитие экономики других стран.

Таджикистан и Казахстан расширяют и углубляют торгово-экономическое, научно-техническое сотрудничество, наращивают взаимоотношения в области развития энергетики, совместного использования и расширения сотрудничества в применении национальных и международных транспортных инфраструктур, создавая тем самым возможность для осуществления транзитных перевозок грузов. Углубляется сотрудничество двух стран и в сфере развития здравоохранения, образования, туризма, искусства и спорта. Немаловажную роль в этом сыграла деятельность Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству двух стран, результатом которой выступило подписание целого ряда совместных документов, которые охватывают различные сферы взаимодействия между государствами.

Внешнеторговый оборот возрос с 702,1 млрд долл. США в 2015 г. до 957,6 млрд долл. США в 2019г. При этом импорт из Казахстана в Таджикистан в 2019 г. 3,39 раза выше экспорта, тогда как в 2015 г. превышал в 3,79 раза. В структуре импорта в 2019 г. 34,71 % занимали продукты растительного происхождения; 29,63 % — минеральные продукты; 13,58 продукция химической промышленности и 13,42 % недрагоценные металлы и изделия их них [1, с.177]. А вывозим мы в Казахстан в основном продукцию растительного происхождения, текстильные материалы и минеральные продукты [4, 241].

В ходе официального визита в страну Президента Республики Казахстан в сентябре 2021 года, были определены направления дальнейшего совместного партнерства по широкому ряду направлений, в частности в области сотрудничества Министерств здравоохранения двух стран в борьбе с туберкулезом; межу Министерством промышленности Таджикистана и Министерством индустрии и инфраструктурного развития Казахстана в сфере совместных работ в промышленности, строительства новых совместных предприятий, использования возможностей свободно-экономических зон созданных на территории Таджикистана; в сфере сотрудничества служб связи Таджикистана с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана, а также в сфере расширения торгового сотрудничества и реализации проекта по формированию товаропроводящей системы [2].

Правительством Таджикистана уделяется большое значение развитию сети автомобильных дорог и ее объектов, позволяющих обеспечить круглогодичную связь центра с другими регионами республики. Уровень транзита по территории Таджикистана остается низким. Это обусловлено различными причинами, важнейшей из которых является отсутствие современной транспортно-технологической инфраструктуры. Основная масса международных грузов (93,2 %) перевозится автомобильным транспортом. Объем железнодорожных перевозок в 2019 году составил 5,8 млн. тонн, что в 13 раз меньше автомобильным транспортом [3,12]. Продолжение этого процесса может привести к преждевременному износу дорог. Поэтому расширение транспортной инфраструктуры важно для превращения Таджикистана в транзитную страну и упрощения экспорта национальной продукции. На современном этапе экономического сотрудничества в странах Средней Азии еще не проработан общий механизм транзита товаров и услуг, который соответствовал бы совместным интересам, так как каждое государство регулирует этот процесс, опираясь на свою нормативно-правовую базу, при этом, не ставя во внимание возможную взаимовыгодную перспективу развития транспортного комплекса по всему среднеазиатскому региону, что приводит к наличию определенных препятствий при движении товаров по транспортным коридорам. В связи с этим важно создание оптово-распределительных центров на территории каждой страны будет способствовать переходу на качественно новый уровень в соответствии с коренными интересами двух народов.

Особенностью Таджикистана по сравнению с Казахстаном является малый размер её экономического потенциала, но международный опыт процессов региональной экономической интеграции доказывает позитивное значение разнообразия интегрирующихся экономик, которое усиливает синергетический эффект. Поэтому сотрудничество Таджикистана с Казахстаном может создать емкий рынок, который открывает для нашего бизнеса, обладающего конкретным товарным предложением, огромные перспективы для сбыта.

Развитие отечественного бизнеса будет оказывать долгосрочный благоприятный эффект на общее экономическое развитие Таджикистана: будут создаваться новые рабочие места за счет открытия совместных предприятий и расширения уже имеющихся производств, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров. Приход успешных казахстанских предприятий в экономику нашей страны обеспечит не только создание дополнительных рабочих мест, но прежде всего, трансферт передовой технологии, знаний и капитала. Аргументом в пользу взаимовыгодного сотрудничества выступает и создание благоприятных условий для прихода зарубежных компаний в обрабатывающий сектор экономики Таджикистана. Интеграция будет способствует повышению суммарного экономического потенциала страны.

В последние годы страны Средней Азии встречаются с новыми растущими вызовами и проблемами, как глобального, так и регионального характера, что неизбежно сказывается на реализуемой ими внутренней и внешней политики, а также на межгосударственные отношения. В условиях глобального кризиса в связи с пандемией коронавируса интеграция экономик двух стран выступает реальным фактором, который может содействовать обеспечению устойчивого развития двух государств. Тем более что борьба за ресурсы на территории стран Средней Азии все более ожесточается и ведущие нерегиональные игроки (Китай, страны ЕС и США) значительно усилили свое экономическое присутствие в регионе СНГ, так стали системно и широко использовать новые методы «сырьевой» дипломатии, включая продвижение форматов двусторонних «сырьевых партнерств».

Литература:

  1. Внешнеэкономическая деятельность РТ //Статистический сборник. Агентство по статистике при Президенте РТ.- Душанбе, 2020.-С.177–187.
  2. Встреча с Президентом Республики Казахстан Касым-Жомартом Токаевым//president.tj/ru/node/26521
  3. Транспорт и связь Республики Таджикистан//Статистический сборник.-Душанбе, Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2020 г.
  4. Каримова М. Т., Хасанов Ч. Р. Взаимоотношения Таджикистана со странами ЕАЭС в аспекте обеспечения экономической безопасности страны//Экономика Таджикистан 2021. № 1. С.237–246.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, Таджикистан, Азия, США, автомобильный транспорт, растительное происхождение, среднеазиатский регион.


Похожие статьи

Центральная Азия и место Казахстана в международных...

Центральная Азия не являлась ключевым внешнеполитическим приоритетом ни для одного из участников межгосударственных взаимодействий, сложившихся в 2000-е гг. вокруг региональной подсистемы: если для России и Китая регион был одним из нескольких наиболее значимых...

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

В современном мире геополитический регион Центральной Азии состоит, согласно общепринятому представлению, из пяти государств: Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана. Ключевой страной в данном регионе является Узбекистан...

Транспорт и его место в логистическом обеспечении экономики...

Транспортный комплекс Республики Таджикистан включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Доля транспорта и связи в структуре ВРП в 2015 году составила 13,2 % [4]. Республика расположена вдали от основных...

Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан...

Китай, Россия, Центральная Азия, США, Центральноазиатский регион, КНР, регион, Казахстан, Киргизия, Шанхайская организация сотрудничества. Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских... В частности, Азиатско-Тихоокеанское экономическое...

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из...

Центральная Азия, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, приграничное сотрудничество, страна региона, окружающая среда

Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан... Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд...

Об изучении транспортной системы Центральной Азии

Автомобильно-дорожный сектор государств Центральной Азии: проблемы и перспективы

Груз морским транспортом из Юго-Восточной Азии в Европу доставляется в среднем за 30–35

Колониалисты могли вывести наземные и подземные богатства ханств Средней Азии и...

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Регион Центральной Азии, как правило, представляется как обширный, не имеющий выхода к океану регион, находящийся на периферии Европы и Азии и включающий в себя пять стран постсоветского пространства: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан.

Особенности интеграционных процессов в Центрально-Азиатском...

Центральная Азия, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, приграничное сотрудничество, страна региона, окружающая среда. Казахстан в системе экономических интеграционных процессов. Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд...

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

Государства Юго-Восточной Азии - страны с небольшими и средними по размерам территориями, экономически отсталые и имеющие смутное представление об окружающем мире. В то же время это регион, имеющий важное стратегическое положение и обладающий...

Похожие статьи

Центральная Азия и место Казахстана в международных...

Центральная Азия не являлась ключевым внешнеполитическим приоритетом ни для одного из участников межгосударственных взаимодействий, сложившихся в 2000-е гг. вокруг региональной подсистемы: если для России и Китая регион был одним из нескольких наиболее значимых...

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

В современном мире геополитический регион Центральной Азии состоит, согласно общепринятому представлению, из пяти государств: Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана. Ключевой страной в данном регионе является Узбекистан...

Транспорт и его место в логистическом обеспечении экономики...

Транспортный комплекс Республики Таджикистан включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Доля транспорта и связи в структуре ВРП в 2015 году составила 13,2 % [4]. Республика расположена вдали от основных...

Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан...

Китай, Россия, Центральная Азия, США, Центральноазиатский регион, КНР, регион, Казахстан, Киргизия, Шанхайская организация сотрудничества. Юго-Восточная Азия как арена противостояния китайских... В частности, Азиатско-Тихоокеанское экономическое...

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из...

Центральная Азия, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, приграничное сотрудничество, страна региона, окружающая среда

Азиатский вектор внешней политики Республики Казахстан... Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд...

Об изучении транспортной системы Центральной Азии

Автомобильно-дорожный сектор государств Центральной Азии: проблемы и перспективы

Груз морским транспортом из Юго-Восточной Азии в Европу доставляется в среднем за 30–35

Колониалисты могли вывести наземные и подземные богатства ханств Средней Азии и...

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Регион Центральной Азии, как правило, представляется как обширный, не имеющий выхода к океану регион, находящийся на периферии Европы и Азии и включающий в себя пять стран постсоветского пространства: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан.

Особенности интеграционных процессов в Центрально-Азиатском...

Центральная Азия, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, приграничное сотрудничество, страна региона, окружающая среда. Казахстан в системе экономических интеграционных процессов. Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд...

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

Государства Юго-Восточной Азии - страны с небольшими и средними по размерам территориями, экономически отсталые и имеющие смутное представление об окружающем мире. В то же время это регион, имеющий важное стратегическое положение и обладающий...

Задать вопрос