О возможности участия некоммерческих организаций в договоре коммерческой концессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 376 раз

Библиографическое описание:

Копанова, А. Е. О возможности участия некоммерческих организаций в договоре коммерческой концессии / А. Е. Копанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84942/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время коммерческая концессия является одним из востребованных и эффективных инструментов ведения предпринимательской деятельности. В условиях современной российской рыночной экономики, которая, к слову, не может похвастаться обширной и богатой историей, правовому регулированию подобных правовых конструкций уделяется особое внимание законодателем и органами судебной власти. В частности, такое внимание уделяется исходя из важности развития различных способов ведения предпринимательской деятельности, эффективность которой является ключевым элементом развития экономики государства и благосостояния граждан. С учетом вышеизложенного актуальность научного исследования подобных правовых конструкций представляется достаточно очевидной и обоснованной.

Предметом настоящей статьи, в свою очередь, будет являться правовое регулирование участия таких юридических лиц, как некоммерческие организации, в отношениях, возникающих в рамках коммерческой концессии. Несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает участия некоммерческих организаций в договоре коммерческой концессии, данный вопрос, на наш взгляд, должен являться объектом научной дискуссии в связи с изменяющимися условиями рыночных и иных социально-экономических процессов, протекающих в Российской Федерации.

Прежде чем переходить к непосредственному рассмотрению заявленного вопроса, необходимо обратиться к основным началам регулирования таких общественных отношений, как коммерческая концессия. Основной для подобного обращения будут являться положения Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [2].

Необходимо выделить следующие элементы определения договора коммерческой концессии, которые представляют наибольшее значение для рассмотрения ранее заявленного вопроса.

Во-первых, в рамках договора коммерческой концессии можно передать комплекс прав исключительно в целях осуществления предпринимательской деятельности;

Во-вторых, в рамках договора коммерческой концессии допустима передача только комплекса исключительных прав, которые, в свою очередь, обладают особой значимостью при ведении предпринимательской деятельности.

Логичным продолжением понятия договора коммерческой концессии являются законодательно закрепленные возможные стороны договора коммерческой концессии.

Согласно части 3 статьи 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей [2].

В этой связи необходимо вспомнить, что является предпринимательской деятельностью и в чем заключаются различия между коммерческой и некоммерческой организациями.

В силу абзаца 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [1].

Соответственно, действующее российское законодательство выделяет получение прибыли как основной критерий, отличающих предпринимательскую деятельность от иных видов деятельности.

Говоря о различии между коммерческими и некоммерческими организациями, необходимо отметить, что часть 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, давая определение обоим видам юридических лиц, выделяет в качестве критерия различия между ними извлечение прибыли в качестве основного вида деятельности юридического лица [1]. Указанное положение предполагает, что и коммерческие, и некоммерческие организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность.

В свою очередь, ограничения в части ведения предпринимательской деятельности некоммерческими организациями устанавливаются в статье 24 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также принимаемыми в ее развитие иными актам законодательства Российской Федерации [3]. Вместе с тем необходимо отметить, что основным ограничением в этой части является необходимость прямой связи между предпринимательской деятельностью некоммерческой организации и основным видом ее деятельности.

Так или иначе, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации ограничения напрямую не обуславливают ограничения, установленного для некоммерческих организаций в части участия в договоре коммерческой концессии в статусе стороны.

На наш взгляд, первопричиной такого ограничения является низкий уровень потребности самих некоммерческих организаций на участие в таком договоре. Учитывая, что договор коммерческой концессии чаще всего используется в таких сегментах предпринимательской деятельности, как торговля, сфера общественного питания, производство товаров и услуг, направления деятельности некоммерческих организаций могут попросту не нуждаться в подобных правовых инструментах.

Кроме того, зачастую деятельность некоммерческих организаций в меньшей степени сталкивается с высоким уровнем конкуренции, что также не способствует возникновению производственно-хозяйственной потребности у таких организаций в использовании такой правовой конструкции как договор коммерческой концессии.

Также одной из вероятных причин такого ограничения может быть формирование законодателем альтернативных способов для ведения предпринимательской деятельности, в число которых входит, например, лицензионный договор.

Помимо этого, отсутствие у некоммерческих организаций права выступать стороной в договоре коммерческой концессии позволяет федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности при проведении процедур государственной регистрации предоставления права использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав сосредоточить свою деятельность исключительно на деятельности коммерческих организаций.

Наряду с этим вышеуказанные возможные причины отсутствия у некоммерческих организаций права выступать стороной по договору коммерческой концессии представляется немотивированным ограничением правоспособности такой категории юридических лиц. Наличие у некоммерческих организаций права выступать стороной по договору коммерческой концессии не ограничивает и не препятствует задачам, поставленным законодателем при формировании такой правовой конструкции.

В доктрине включение в число возможных субъектов договора коммерческой концессии некоммерческих организаций также поддерживается рядом авторов.

Так, Еремин А. А. [5] и Бондаренко Д. П. [4, с. 11–12] относятся к сторонникам указанной позиции, обосновывая ее целесообразность возможностью интегрирования в коммерческие концессионные соглашения лиц, осуществляющих общественно полезную деятельность, в том числе социальное предпринимательство.

На наш взгляд, подобное ограничение негативно сказывается на экономической стороне деятельности некоммерческих организаций. В частности, использование оправдавших себя ноу-хау, осуществление деятельности с использованием узнаваемых и обладающих хорошей репутацией товарных знаков могло бы стать одним из методов повышения эффективности деятельности отдельных категорий некоммерческих организаций, которые наряду с основным видом деятельности осуществляют предпринимательскую деятельность.

Наряду с этим на сегодняшний день не представляется возможным всесторонне оценить социально-экономические последствия принятия решения о предоставлении права некоммерческим организациям участвовать в договоре коммерческой концессии, поскольку указанное правовое регулирование никогда не применялось в Российской Федерации.

В связи с этим, на наш взгляд целесообразно рассмотреть возможность введения экспериментального правового режима для определенных категорий некоммерческих организаций, выражающихся в наделении их правом выступать стороной по договору коммерческой концессии. Указанное решение прогнозируемо приведет к возможности оценить актуальность для некоммерческих организаций договора коммерческой концессии, сформировать правоприменительную практику по указанному вопросу и выстроить соответствующее существующей системе общественных отношений нормативно-правовое регулирование.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28 июня 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 1 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — ст. 410.
  3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 2 июля 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — ст. 145.
  4. Бондаренко, Д. П. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в российском праве: специальность 12.00.03 «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Бондаренко Д. П.; Российская государственная академия интеллектуальной собственности. — Москва, 2013. — 27 c. — Текст: непосредственный.
  5. Еремин, А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: монография / А. А. Еремин. — Москва: Юстицинформ, 2017. — 208 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, Гражданский кодекс, договор, действующее законодательство, некоммерческая организация, основной вид деятельности, правовая конструкция, рамка договора.


Похожие статьи

Коммерческая концессия в гражданском обороте РФ – понятие...

Осуществление определённого вида предпринимательской деятельности возможно посредством использования определённых методов и способов, характерных для данного вида предпринимательской деятельности. В этом смысле коммерческая концессия не является исключением.

В рамках договора коммерческой концессии правообладатель предоставляет пользователю на возмездной основе право использовать в определенном объеме в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК).

Речь идёт о введении в действие с 1 января 2008 года четвёртой части ГК РФ и связанных с этим изменениях произошедших в действующем законодательстве, а именно изменениях произошедших в главе 54 непосредственно посвящённой коммерческой концессии. В связи с этим изменился состав...

Понятие, форма и существенные условия договора...

Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно, в любом случае важное значение здесь имеет лишь то, что рассматриваемый договор может применяться исключительно в сфере предпринимательской деятельности.

Как следует из самого определения договора коммерческой концессии, у него есть две стороны — правообладатель и пользователь. Правообладателем по договору коммерческой концессии могут являться исключительно коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели. В прошлом предпринимались попытки расширить круг участников договора коммерческой концессии, в частности, включить в него некоммерческие организации, в чьем уставе прописано, что осуществление предпринимательской деятельности является одной из их целей.

Развитие договора коммерческой концессии в РФ

Договор коммерческой концессии в гражданском праве, как и любой другой договор, определяется как сделка, в которой достигается соглашение между сторонами (именуемыми как правообладатель и пользователь), с целью передачи для дальнейшего использования комплекса исключительных прав. Как только появилась первая трактовка договора коммерческой концессии в Гражданском Кодексе РФ, она представляла из себя следующее: «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую.

Правовая природа коммерческой концессии | Статья в журнале...

Коммерческая концессия – сложное общественно-экономическое и правовое явление. Исследование его правовой природы во многом облегчит понимание этого правового института. Вопрос о правовой природе договора коммерческой концессии и его отграничении от других видов договоров является спорным, вызывая ряд дискуссий.

Гражданское законодательство Российской Федерации до сравнительно недавнего времени не было знакомо с институтом коммерческой концессии. Впервые соответствующий договор нашел свое отражение в части второй ГК РФ в главе 54.

Исходя из легального определения договора, содержащегося в гл. 54 ГК, предмет договора коммерческой концессии заключается в предоставлении правообладателем пользователю на возмездной основе права использовать в определенном объеме в предпринимательской деятельности пользователя...

Франчайзинг и коммерческая концессия: соотношение...

К самым популярным правовым конструкциям, опосредующим осуществление предпринимательской деятельности, безусловно, можно отнести договор купли-продажи, договор простого товарищества, договор аренды, договор подряда и многие другие. И если ряд из них имел длительную историю законодательного развития (например, положения, касающиеся договора купли-продажи, были закреплены еще в Русской Правде), то некоторые были закреплены в ГК РФ впервые [12, c. 73]. К последним в том числе относится и договор коммерческой концессии, который представляет особый интерес как один из набирающих популярность инструментов осуществления предпринимательской деятельности. Он позволяет начинающим представителям малого предпринимательства вести коммерческую деятельность под эгидой крупной компании.

Об актуальности исследования проблем правового...

 Предпринимательская деятельность в Российской Федерации в последние годы приобрела качественно новый и прогрессивный вид хозяйствования в связи применением в свое деятельности различного рода договорных отношений ранее мало известных отечественному законодательству. Так, одним из договоров получивших законодательное закрепление в действующем гражданском законодательстве в главе 54 Гражданского кодекса РФ [1](далее — ГК РФ) является договор коммерческой концессии. Деятельность хозяйствующих субъектов, реализовываемая с использованием договора коммерческой концессии, способствовала более качественному выполнению товаров, работ и услуг, тем самым обеспечивая доверие потребителя. Использование указанного договора способствовало, по мнению Д. П. Бондаренко, более интенсивному процессу введения в гражданский оборот прав...

Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой...

На сегодняшний день договор коммерческой концессии является одним из самых новых, востребованных и прогрессивных вариантов реализации экономической и предпринимательской деятельности. Необходимость изучения и исследования договора коммерческой концессии заключается в том, что для российского права и экономики указанный договор является относительно новым явлением.

В современных экономических и правовых условиях договор коммерческой концессии является наиболее доступным способом введения предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица все чаще устремляют свою активность на создание собственного бизнеса путем получения в пользование исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные объекты исключительных прав, принадлежащих иному...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

В ходе реформирования ГК РФ, в ст. 1028 ГК РФ были внесены изменения — регистрации впредь подлежит только предоставление пользователю права использования комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в предпринимательской деятельности в рамках соглашения коммерческой концессии [8]. Таким образом, отсутствие регистрации более не влечет ничтожность договора, а только свидетельствует о неисполнении правообладателем своей обязанности.

У рассматриваемого соглашения существует и ряд недостатков для пользователя. Во-первых, пользователь должен обладать первоначальным капиталом. По своим характеристикам, договор коммерческой концессии является возмездным — пользователь оплачивает франшизу для начала своей деятельности в рамках этой бизнес-модели.

Содержание договора коммерческой концессии

 Поскольку договор коммерческой концессии относится к числу предпринимательских договоров, то он является возмездным во всех без исключения случаях. В нем должны содержаться четкие и конкретные условия, связанные с установлением и выплатой пользователем вознаграждения, которое полагается правообладателю. ГК РФ разрешает сторонам договора коммерческой концессии самостоятельно выбирать наиболее подходящие для себя формы данного вознаграждения, все они указаны в ст. 1030 ГК РФ. Это могут быть как разовые платежи (которые называются паушальными), так и периодические платежи (которые именуют роялти). Кроме того, в договоре стороны могут договориться о том, что пользователь будет выплачивать правообладателю не роялти, а, например, отчисления в виде процентов от выручки от оптовой цены товаров [3, с. 85].

Похожие статьи

Коммерческая концессия в гражданском обороте РФ – понятие...

Осуществление определённого вида предпринимательской деятельности возможно посредством использования определённых методов и способов, характерных для данного вида предпринимательской деятельности. В этом смысле коммерческая концессия не является исключением.

В рамках договора коммерческой концессии правообладатель предоставляет пользователю на возмездной основе право использовать в определенном объеме в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК).

Речь идёт о введении в действие с 1 января 2008 года четвёртой части ГК РФ и связанных с этим изменениях произошедших в действующем законодательстве, а именно изменениях произошедших в главе 54 непосредственно посвящённой коммерческой концессии. В связи с этим изменился состав...

Понятие, форма и существенные условия договора...

Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно, в любом случае важное значение здесь имеет лишь то, что рассматриваемый договор может применяться исключительно в сфере предпринимательской деятельности.

Как следует из самого определения договора коммерческой концессии, у него есть две стороны — правообладатель и пользователь. Правообладателем по договору коммерческой концессии могут являться исключительно коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели. В прошлом предпринимались попытки расширить круг участников договора коммерческой концессии, в частности, включить в него некоммерческие организации, в чьем уставе прописано, что осуществление предпринимательской деятельности является одной из их целей.

Развитие договора коммерческой концессии в РФ

Договор коммерческой концессии в гражданском праве, как и любой другой договор, определяется как сделка, в которой достигается соглашение между сторонами (именуемыми как правообладатель и пользователь), с целью передачи для дальнейшего использования комплекса исключительных прав. Как только появилась первая трактовка договора коммерческой концессии в Гражданском Кодексе РФ, она представляла из себя следующее: «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую.

Правовая природа коммерческой концессии | Статья в журнале...

Коммерческая концессия – сложное общественно-экономическое и правовое явление. Исследование его правовой природы во многом облегчит понимание этого правового института. Вопрос о правовой природе договора коммерческой концессии и его отграничении от других видов договоров является спорным, вызывая ряд дискуссий.

Гражданское законодательство Российской Федерации до сравнительно недавнего времени не было знакомо с институтом коммерческой концессии. Впервые соответствующий договор нашел свое отражение в части второй ГК РФ в главе 54.

Исходя из легального определения договора, содержащегося в гл. 54 ГК, предмет договора коммерческой концессии заключается в предоставлении правообладателем пользователю на возмездной основе права использовать в определенном объеме в предпринимательской деятельности пользователя...

Франчайзинг и коммерческая концессия: соотношение...

К самым популярным правовым конструкциям, опосредующим осуществление предпринимательской деятельности, безусловно, можно отнести договор купли-продажи, договор простого товарищества, договор аренды, договор подряда и многие другие. И если ряд из них имел длительную историю законодательного развития (например, положения, касающиеся договора купли-продажи, были закреплены еще в Русской Правде), то некоторые были закреплены в ГК РФ впервые [12, c. 73]. К последним в том числе относится и договор коммерческой концессии, который представляет особый интерес как один из набирающих популярность инструментов осуществления предпринимательской деятельности. Он позволяет начинающим представителям малого предпринимательства вести коммерческую деятельность под эгидой крупной компании.

Об актуальности исследования проблем правового...

 Предпринимательская деятельность в Российской Федерации в последние годы приобрела качественно новый и прогрессивный вид хозяйствования в связи применением в свое деятельности различного рода договорных отношений ранее мало известных отечественному законодательству. Так, одним из договоров получивших законодательное закрепление в действующем гражданском законодательстве в главе 54 Гражданского кодекса РФ [1](далее — ГК РФ) является договор коммерческой концессии. Деятельность хозяйствующих субъектов, реализовываемая с использованием договора коммерческой концессии, способствовала более качественному выполнению товаров, работ и услуг, тем самым обеспечивая доверие потребителя. Использование указанного договора способствовало, по мнению Д. П. Бондаренко, более интенсивному процессу введения в гражданский оборот прав...

Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой...

На сегодняшний день договор коммерческой концессии является одним из самых новых, востребованных и прогрессивных вариантов реализации экономической и предпринимательской деятельности. Необходимость изучения и исследования договора коммерческой концессии заключается в том, что для российского права и экономики указанный договор является относительно новым явлением.

В современных экономических и правовых условиях договор коммерческой концессии является наиболее доступным способом введения предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица все чаще устремляют свою активность на создание собственного бизнеса путем получения в пользование исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные объекты исключительных прав, принадлежащих иному...

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

В ходе реформирования ГК РФ, в ст. 1028 ГК РФ были внесены изменения — регистрации впредь подлежит только предоставление пользователю права использования комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в предпринимательской деятельности в рамках соглашения коммерческой концессии [8]. Таким образом, отсутствие регистрации более не влечет ничтожность договора, а только свидетельствует о неисполнении правообладателем своей обязанности.

У рассматриваемого соглашения существует и ряд недостатков для пользователя. Во-первых, пользователь должен обладать первоначальным капиталом. По своим характеристикам, договор коммерческой концессии является возмездным — пользователь оплачивает франшизу для начала своей деятельности в рамках этой бизнес-модели.

Содержание договора коммерческой концессии

 Поскольку договор коммерческой концессии относится к числу предпринимательских договоров, то он является возмездным во всех без исключения случаях. В нем должны содержаться четкие и конкретные условия, связанные с установлением и выплатой пользователем вознаграждения, которое полагается правообладателю. ГК РФ разрешает сторонам договора коммерческой концессии самостоятельно выбирать наиболее подходящие для себя формы данного вознаграждения, все они указаны в ст. 1030 ГК РФ. Это могут быть как разовые платежи (которые называются паушальными), так и периодические платежи (которые именуют роялти). Кроме того, в договоре стороны могут договориться о том, что пользователь будет выплачивать правообладателю не роялти, а, например, отчисления в виде процентов от выручки от оптовой цены товаров [3, с. 85].

Задать вопрос