В статье рассматриваются правовые аспекты обращения с радиоактивными отходами, применение законодательства в процессе утилизации радиоактивных отходов и предотвращение негативных последствий при обращении с такими видами отходов.
Ключевые слова: законодательство, право, АЭС, РАО, утилизация, особый режим, угроза, радиация, ФККО, постановление Правительства, отходы производства, радиоактивные вещества.
Проблема утилизации радиоактивных отходов в настоящее время имеет особо важное значение не только для Российской Федерации, но и для всего мира в целом. На сегодняшний день ядерная энергетика занимает особое место в промышленности. Бесспорно, ядерная энергетика внесла большой вклад в развитие страны, но и потерпела немалые потери. Ярким примером «потери» является «Кыштымская авария» в СССР. 29 сентября 1957 года на химкомбинате «Маяк-1», в ЗАТО Челябинск-40 произошла катастрофа. Сегодня эта территория именуется ВУРС — Восточный уральский радиоактивный след с особым режимом доступа в силу того, что спустя много времени радиация сохранилась и может представлять собой угрозу человеческой жизни [10].
Данная проблема может привести к глобальному заражению вод, почв, и вовсе может обернуться экологической катастрофой для мира.
После использования радиоактивные вещества распространяют свое действие не только на ту территорию, на которой они хранятся, но и на окружающий мир в целом, а также несут в себе угрозу жизни и здоровью человека.
Радиоактивные отходы — отходы, содержащие радиоизотоп и не подлежащие использованию в отличие от отработавшего ядерного топлива.
Радиоактивных отходов в год производятся сотни тысяч тонн и от разной деятельности, такой как:
— АЭС;
— исследований и лаборантской работы с радиоактивными изотопами;
— лучевой терапии онкологических больных и от радиоизотопных термоэлектрических генераторов;
— военная промышленность. [11]
Мы видим, что такая деятельность в принципе не может осуществляться без участия в ней радиоактивных веществ.
Исходя из видов деятельности, можно разделить радиоактивные вещества на классы, исходя из этого в Российской Федерации действует классификация, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов» [4]. В соответствии с названным постановлением Правительства Российской Федерации все радиоактивные отходы помимо агрегатного состояния и других критериев по опасности разделены на 6 классов.
Первый класс (самый опасный) — твердые и отвержденные высокоактивные РАО, подлежащие захоронению в целях снижения их тепловыделения в пунктах глубинного захоронения РАО, с предварительной выдержкой.
Второй класс — твердые высокоактивные и среднеактивные долгоживущие РАО (период полураспада более 31 года), подлежащие захоронению без предварительной выдержки в целях снижения их тепловыделения в пункте глубинного захоронения радиоактивных отходов (ПГЗРО).
Третий класс — твердые и отвержденные среднеактивные и низкоактивные долгоживущие РАО подлежащие захоронению в пунктах приповерхностного захоронения РАО, размещаемых на глубине до 100 метров.
Четвертый класс — твердые и отвержденные низкоактивные РАО, подлежащие захоронению в пунктах приповерхностного захоронения РАО, размещаемых на одном уровне с поверхностью земли.
Пятый класс — жидкие среднеактивные и низкоактивные РАО, подлежащие захоронению в ПГЗРО.
Шестой класс — РАО, образующиеся при добыче и переработке урановых руд, а также при добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, подлежащие захоронению в пунктах приповерхностного захоронения радиоактивных отходов [7].
Можно сказать, что при выборе способа утилизации ядерных отходов учитывается степень их активности. Разные виды утилизации помогают снизить радиационное воздействие на окружающую среду, но не сводят его к нулю.
Маркитанов Л. И. в своей научной статье отразил такие пути решения проблемы РАО:
— рассеивать короткоживущие изотопы в атмосфере, а для ликвидации долгоживущих изотопов предлагаются способы разбавления и рассевания в воде морей и океанов;
— выбрасывать РАО в космическое пространство;
— захоронить в ледниковых щитах Гренландии и Антарктиды; в пластах каменной соли;
— захоронить в могильниках, оборудованных в скальных породах и герметично изолированных от внешней среды;
— удерживать РАО в стекольных (боросиликатных или алюмофосфатных по составу) матрицах, помещая их в стабильных блоках земной коры;
— «извлечь долгоживущие изотопы, переводя их в стабильные изотопы», то есть, провести трансмутацию изотопов [12].
Ныне наиболее результативный и безопасный способ утилизации РАО является их окончательное захоронение в могильниках, в отвержденном состоянии и под многоуровневой защитой на глубине не менее 500 м, в глубинах горных пород.
Изучая различную литературу, можно сказать, что проводя подземные ядерные опыты, ученые выявили, что при определенном грамотном выборе геологических структур не происходит утечки радиации из подземного пространства в окружающую среду. Но к сожалению, не каждая организация может обеспечить себе такой способ утилизации РАО, так как она является немалозатратной.
По мнению кандидата физико-математических наук, эксперта ИЦАЭ Алексея Стратоновича Боровика, для того, чтобы снизить опасность таких видов отходов следует на несколько раз использовать их, тем самым снижая объем РАО, и остеклить остаток отходов (ветрификация). Я разделяю мнение данного эксперта, так как такой способ решения проблемы является более эффективным и безопасным [13].
Бесспорно, данная проблема требует незамедлительного решения, так как каждый год происходят утечки РАО и из-за этого страдает наш окружающий мир, и не только в пределах нашей страны, а во всем мире. В заключении хочу сказать, что в большей степени такой тип отходов невозможно уничтожить полностью, так как они сохраняют повышенную радиоактивность в течении долгого времени. Я считаю, для того, чтобы данная проблема не набирала обороты, нужно внести поправки в законодательство в сфере утилизации радиоактивных отходов, и отразить там наиболее эффективные способы утилизации отходов, на которые будут опираться разные сферы промышленности.
Литература:
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление Правительства РФ от 19.10.2012 года № 1069 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критериях отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критериях классификации удаляемых радиоактивных отходов» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Распоряжение Правительства РФ № 1197-р от 1 сентября 1995 года об одобрении Целевой программы «Переработка и утилизация металлических радиоактивных отходов» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 29.07.2021) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- ГОСТ 30772–2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Постановление администрации Красноярского края от 12.02.1998 № 85-П «О Концепции радиационной безопасности населения Красноярского края» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
- Толстиков В. С., Бочкарева И. А. Кыштымская ядерная катастрофа 1957 года: исторический опыт ликвидации последствий крупномасштабных радиационных аварий // КиберЛенинка № 06 (60) Часть 1, с. 2
- Деятельность по выработке РАО: [Электронный ресурс]. — URL: https://www.atomic-energy.ru/SMI/2020/05/13/103597 (дата обращения 21.10.2021г.)
- Маркитанов Л. И. Проблемы обезвреживания радиоактивных отходов Научный журнал НИУ ИТМО № 1,2015г. Ст. 3.
- Боровик А. С. Мнение эксперта ИЦАЭ: [Электронный ресурс]. — URL: https://promusor.info/pererabotka/utilizaciya-rao/ (дата обращения 21.10.21)
- Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом в России. Взгляд международной сети ДЕКОМИССИЯ. Сосновый Бор — Мурманск — Челябинск — 2017.