Дисциплина «русский язык» как средство воспитания нравственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 24.10.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Амонова, Нафиса. Дисциплина «русский язык» как средство воспитания нравственности / Нафиса Амонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84908/ (дата обращения: 07.12.2021).



В статье представлены различные формы работы на уроках русского языка, которые дадут возможность учителю активно развивать у школьников нравственные чувства и вырабатывать навыки и привычки нравственного поведения.

Ключевые понятия: нравственность, ценности, добро и зло, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, человеколюбие, гуманность.

Строительство демократического, правового общества в нашей стране одной из своих основных задач поставило необходимость реформирования системы образования, возрождение духовности и нравственности, последовательное социально-нравственное развитие молодёжи, эффективность которого, на наш взгляд, определяется и тем, насколько нравственна молодёжь в своём мировосприятии и поступках.

Требование современного общества — это всестороннее формирование духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, которое ставит перед работниками сферы образования. Следует отметить, что основы нравственного воспитания молодёжи были заложены ещё в духовном наследии прошлого таких выдающихся деятелей, как Абу Райхана Беруни, Абу Насра Фараби, Абу Али ибн Сино, имама Исмаила Бухари, Мухаммада ибн Иса, Юсуфа Хос Хаджиба, Ахмада Яссави, Амира Темура, Мирзо Улугбека, Алишера Навои, Захриддина Мухаммада Бабура, Абдулла Авлони. Также корни духовно-нравственного воспитания уходят глубоко в Авесто, созданном 300 000 лет назад. Это чётко прослеживается в положении зороастризма, которое нашло своё выражение в «Авесте»: «Я прославляю добрую мысль, доброе слово, доброе дело» [1]. В этом высказывании утверждается необходимость не только мысленно и на словах следовать установкам и ценностям добра, но и стремиться на деле, осуществлять и претворять их. Забота о людях, распространение среди них идей единодушия и объединение их вокруг благой цели выполняют сингулярную задачу в системе духовно-нравственных ценностей. Ещё со времён древности нравственное обучение и воспитание связывалось с необходимостью, чтобы обучающий связывал благое обучение и прививал верность (благим идеям), давать людям и их потомству обучение, ведущее к общему счастью. На этой основе у молодёжи складывается представление о нравственных качествах личности, добродетелях и пороках.Трудно охватить и воссоздать через понятия всю гамму нравственных качеств личности. Поэтому следует сконцентрировать внимание на формировании и развитии, прежде всего, тех качеств, которые имеют устойчивую общечеловеческую значимость. Пифагор говорил, что главное для человека «наставить душу к добру и злу» [2]. Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодёжи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб» [3].

Особо следует отметить нацеленность реформирования системы образования в Узбекистане на социально-нравственное воспитание молодёжи. Поэтому формирование духовно-нравственного воспитания возможно только при том условии, что вся воспитательная система учебных и внеучебных занятий будет носить гуманистический, светский характер системы образования. Также и Закон «Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан» предполагает активное включение молодого поколения в дальнейшем развитии нашей страны [4].

Процесс воспитания нравственной личности в нашей стране сложен, длителен, многоаспектен и имеет свои специфические особенности. Данный процесс касается не только отдельной личности, но и всего человечества . Особое значение данный процесс приобретает в формировании нравственного развития молодёжи, который призван подготовить её к активному участию во всех сферах общественной жизнедеятельности, так как молодёжи, в силу своих возрастных особенностей, свойствен максимализм, способность к быстрому и необдуманному решению сложных задач.

Совершенствуя нравственное начало у молодёжи, мы защищаем её от негативного влияния различных фундаменталистских течений и «массовой культуры» и формируем у них иммунитет для борьбы с ними. Всё это осуществляется в целях реализации четвертой инициативы Президента Республики Узбекистан по повышению духовности молодёжи и пропаганде читательской культуры.

Главное место в решении данной проблемы отводится русскому языку как учебному предмету. Являясь предметом гуманитарного цикла, русский язык призван решать не только узкие образовательные задачи, но и воспитывать личность с высокими нравственными идеалами и ценностями. В связи с этим проблема нравственного воспитания становится одной из самых актуальныхитребует системного подхода, больше внедряется в учебную деятельность, в гуманитарные предметы. Исходя из этого, отдельное внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся уделяется на уроках русского языка. При изучении тем необходимо подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: отношение родителей к детям, уважение, честь, достоинство, любовь, дружба, взаимопонимание, самооценка, самокритика и т. д.

В целях духовно-нравственного формирования подрастающего поколения, на уроках русского языка целесообразно использовать тексты художественного стиля речи, отражающие прозу и поэзию. По возможности необходимо добавить элементы эмоционального воздействия средствами музыки, вследствие чего ученики смогут подняться на более высокие нравственные позиции. Безусловно, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения — это долгий и сложный процесс, но именно вся система работы, например, работа над пословицами и поговорками, а также внеклассная работа способствует формированию духовных ценностей учащихся. Так как на уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм, необходимо обратить внимание учеников на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Формирование нравственности учащихся будет более эффективным, если на уроках русского языка использовать специально разработанные задания и ситуации, которые ставят учеников в условия развития нравственно-эмоциональных качеств личности. Основные принципы работы, которые можно использовать на уроках русского языка — это принцип диалогичности, открытости, принцип творчества и успеха, принцип поиска самостоятельного решения.

Дисциплина «Русский язык», являющаяся составной частью нравственности, основана на личной ответственности и сознательности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах. Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит своё отражение в понятии культуры поведения.

Как в своё время писал Алишер Навои, анализируя ряд этических категорий и понятий, таких как нравственность, честность, скромность, верность, правдивость, стыд, приходит к выводу, что «Каждый человек представляет образ жизни и особенности какого-либо народа, постепенно всё больше приобщается к ним. Каждый, кто следует ему, обретает его блага» [5]. Исходя из этого, в процессе духовно-нравственного развития личности, общество должно всё больше укреплять принадлежность к своему народу, служить его интересам, а значит, уметь противостоять всему тому, что противоречит ему, тем более, если направлено на подрыв их. «Таким образом, духовность, нравственность, просвещённость являются главным фактором дальнейшего подъёма нашего народа, собственных традиций, государственности, основной силой преодоления чуждых идей и пагубных угроз» [5, c.588].

Таким образом, большое значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках не только русского языка, но и по всем предметам.

Литература:

  1. Маковельский А. О. Авеста. Баку, 1960г. «Ясна», глава XIV.
  2. Ю. А. Шичалин. «История античного платонизма”, Изд-во: «Греко-латинский кабинет” Ю. А. Шичалина, 2000.
  3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. С. 376–644.
  4. Закон «Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан» предполагает «непосредственное участие молодёжи в формировании и реализации политики и программ развития общества, в особенности жизни молодёжи республики».
  5. Книга Ўзбекистон жамиятни демократлаштириш ва янгилаш, мамлакатни модернизация ва ислоҳ қилиш йўлида. — Тошкент: Academiya, 2005.—Б. 586.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, духовно-нравственное воспитание, подрастающее поколение, Узбекистан, урок, нравственное качество личности, нравственность.


Задать вопрос