Влияние монополий на экономику | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.10.2021

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Калинин, Р. В. Влияние монополий на экономику / Р. В. Калинин, С. Ф. Егоров, О. И. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84888/ (дата обращения: 19.01.2022).



Статья посвящена вопросам влияния монополий на экономику. Автор дает краткую характеристику монополистической системы и ее актуальности в экономике. Особое внимание уделяется взаимосвязи экономики и монополий.

Ключевые слова: влияние монополий, общество, экономика.

Монополия — этоорганизация, которая контролирует цены и объем предложения на рынке и, следовательно, может максимизировать свою прибыль, устанавливая объём и цену предложения, либо же исключительное право, связанное с авторским правом, патентом, торговым знаком или с созданием государством искусственной монополии. Но в понятии большинства людей монополией называется господство какого-то бизнеса над конкретным рынком сбыта товаров или услуг. Монополия может влиять на экономику с двух сторон: как с положительной, так и с отрицательной.

Для начала рассмотрим то, как монополии могут благоприятно сказываться на экономике государства и обществе. Существует семь главных направлений, в которые монополии вкладываются ради завоевания рынка и создания преимуществ:

— Качество продукции

— Качество обслуживания

— Персонал

— Эффективность продаж

— Общая популярность компании

— Система управления

— Автоматизация и работа с издержками

При должном инвестировании в эту область продукт начинает приобретать различные положительные свойства. Это даёт покупателям дополнительный стимул приобретать данный продукт и рекомендовать его своим знакомым. Компания вкладывает сверхприбыль в развитие клиентского сервиса. Это значительно увеличивает удовлетворенность их покупателей, коэффициент конверсии продаж, продолжительность пользования клиентом услугами данной компании, готовность их к рекомендациям, что значительно повышает эффективность маркетинга. Увеличение продаж дает возможность получить оптовые скидки и льготные условия оплаты от поставщиков и других партнёров. Всё это благоприятно сказывается на цене продукта, в следствие чего компания может иметь дело с заниженными ценами для покупателей, что также приводит к ещё большему увеличению числу продаж, особенно когда рыночный спрос более эластичен.

Благодаря всему этому покупатель получает действительно качественное предложение, с большим количеством уникальных качеств, которые постоянно развиваются для удовлетворения постоянно меняющегося рыночного спроса. Предложение включает в себя высококачественные услуги, удобные маршруты и способы приобретения, качество услуг консультирования, обслуживание после приобретения товара, программа лояльности и различные гарантии для любой ситуации. И это все по адекватной цене, которая устраивает рынок по соотношению «цена/качество».

Поэтому покупатели предпочитают переплатить за товары данной компании, в связи с этим увеличивается ее доход и успех — это является показателем потребности покупателей в её предложении. А это будет выгодно для всех: для покупателей, владельцев компании, партнёрам, и даже государству и обществу в целом. Тем самым, это положительно влияет на общество и саму компанию производителя.

Однако влияние монополий может развиваться так, что это будет отрицательно сказываться на обществе, но при этом приносить большую прибыль предприятию. Пользуясь рыночной властью, компании-монополисты могут злоупотребить своим доминирующим положением и оказать негативное влияние на соответствующий рынок, а также и на благосостояние потребителей в целом. У монополиста всегда есть соблазн необоснованно завысить цены, создать искусственный дефицит товара, на какой-то период искусственно занизить свои цены в целях устранения конкурентов с рынка, что в свою очередь, может привести к таким последствиям, как снижение качества товара и необоснованное повышение цен.

К первому негативному фактору относится утрата нормальной связи между производителем и потребителем, поскольку не учитываются реально существующие потребности потребителя. Монополии их просто навязывают, заставляя потребителя делать вынужденные покупки, поскольку товаров просто нет. Также возможно развитие роста цен, снижение объёмов производства и ухудшение качества товаров. Уничтожается свободная конкуренция, рыночное установление цен, поскольку производителей аналогичного товара нет. Производство коллективное, и в решающих отраслях индивидуальные предприятия поглощаются крупными.

Данные факторы приводят к снижению покупательной способности, предпринимательской активности, падению спроса и переходу экономики в кризисное состояние. Само кризисное состояние приводит к тому, что у монополии возрастают расходы на производство. Повышение средств на расходы при производстве товара является причиной завышения цены, что приводит к нехватке денежных средств и влечет за собой эмиссию в следствие которой появляется инфляция. Рост денежной массы и снижение количества товарной массы — идеальные условия для инфляции.

Еще одной негативной чертой монополий является резкое торможение научно-технического прогресса. Поначалу монополии активно внедряют новые разработки, поддерживают их, чтобы вытеснить с рынка конкурентов, но потом они уже не заинтересованы в техническом прогрессе, так как их товар уже является брендовым и не требует дополнительных затрат на повышение его спроса, поскольку большинство людей покупают такие товары по привычке, это может повлечь еще большее повышение цен и уменьшение инновационной деятельности. Далее, с течением временем монополия может стать фактором политического управления обществом и политической монополии. Начинается это с того, что интересы монополии могут противоречить интересам общества, в связи с этим утрачивается социальная ответственность монополии перед обществом, монополия подменяет деятельность органов управления. Формально власть находится у политиков, но на самом деле — у монополистов. Наблюдается процесс объединения политической власти и крупного капитала.

Именно поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой существует строжайшее антимонопольное законодательство, уполномоченные органы, применяющие законодательные нормы, предусматривающие строгие санкции для нарушителей. При этом многие санкции суровы сами по себе, так как применяются по максимуму, что способствует дальнейшему отсутствию подобных ситуаций.

Принцип максимизации прибыли монополий

Положение монополии определяет не только размер дохода и спрос, которым она пользуется, но и величина издержек. Первоначальной целью компании является увеличение объема производства продукции до момента пока предельный доход не станет равен предельным издержкам. После чего повышение объема производимой продукции повлечет за собой дополнительные затраты на издержки, которые будут превышать тот получаемый компанией дополнительный доход. Но если производитель решит снизить количество производимых товаров, то таким образом он может упустить доход.

Максимальную прибыль компания получает, когда объем производимых товаров будет соответствовать тому, что дополнительный доход будет равен предельным издержкам, и цена соответствует по высоте кривой спроса при данном количестве производимых товаров.

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/273925_29_i_096.jpg

Экономическая прибыль, количество производимых товаров и монопольная стоимость в коротком периоде продемонстрированы на графике. Также показаны кривые предельных издержек и средних монополии со спросом на ее товар и предельный доход от данного продукта. Монополия получает максимальную прибыль в той ситуации, когда производит товар, и при этом предельный доход равен предельным издержкам. После чего компания устанавливает стоимость (Р м ) на производимый ею продукт, которая необходима для увеличения спроса (Q м ) на выпускаемый товар. При такой стоимости и объеме выпускаемой продукции монополии извлекают прибыль равную (Р м –АС М ) х Q м . Если предельный доход компании и спрос на производимый ею продукт снижаются, то прибыль будет не извлечь. В момент, когда стоимость, соответствующая производимости, при которой предельный доход будет равен предельным издержкам, получится ниже средних издержек, компания начнет нести убытки.

Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде:

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/273925_29_i_097.jpg

Литература:

  1. Чистая монополия: экономические и социальные последствия — URL:
  2. https://revolution.allbest.ru/economy/00823489_0.html
  3. Эноб — Почему монополии выгодны обществу — URL: https://snob.ru/profile/31676/blog/142191
  4. Audit — Монополия, виды монополий, причины создания и формы — URL: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/monopoliya.html
Основные термины (генерируются автоматически): монополия, предельный доход, товар, влияние монополий, издержка, компания, большинство людей, дополнительный доход, короткий период, максимальная прибыль.


Ключевые слова

общество, экономика, влияние монополий
Задать вопрос