Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.10.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко, М. С. Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов / М. С. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 271-275. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84887/ (дата обращения: 27.01.2022).



Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и намечены пути для дальнейших исследований по разработке и созданию новой модели повышения финансовой грамотности курсантов в учебном процессе.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, военнослужащие, высшее образование, высшее военное образование.

В современных условиях финансовая грамотность населения — важнейшая компетенция современного человека. В нашей стране при поддержке государства достаточно активно ведется работа по повышению финансовой грамотности различных групп населения [1, 4–8]. Наряду с этим, Министерство обороны Российской Федерации на своем официальном сайте подтверждает важность и актуальность повышения уровня знаний, умений и навыков в области финансовой грамотности у военнослужащих и членов их семей [1].

Достаточно остро стоит вопрос по повышению финансовой грамотности младшего офицерского состава, который после военных вузов просто не успевает получить необходимый финансовый опыт, и зачастую попадает в затруднительные финансовые ситуации, как для принятия рациональных решений в сфере управления личными финансами, так и взаимодействия с финансовыми организациями и информационными финансовыми материалами [1]. В рамках разрабатываемого проекта, посвященного повышению уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, нами на основании изучения большого объема информации [4–8], обобщены следующие выводы:

— распространение финансовых знаний посредством системы образования является ключевым источником роста финансовой грамотности обучающихся;

— важным этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в высшем учебном заведении.

Кроме этого, в ходе настоящих исследований проведены социологические исследования по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов по основе разработанного опросного листа для курсантов, с целью оценки уровня их финансовой грамотности, представленного на рис. 1. Опросной лист включал 16 вопросов. В опросе приняли участие 110 курсантов, в возрасте 20–21 год.

Распределение курсантов, участвующих в опросе, по возрасту представлено на рис. 2.

Опросной лист оценки уровня финансовой грамотности курсанта

Рис. 1. Опросной лист оценки уровня финансовой грамотности курсанта

Распределение курсантов участвующих в опросе по возрасту

Рис. 2. Распределение курсантов участвующих в опросе по возрасту

При первичной обработке опросных листов нами выявлена актуальность и необходимость дальнейших исследований, так как лишь 2,22 % курсантов считают свои знания и навыки в области финансовой грамотности достаточными, более 70 % курсантов оценивают свои знания и навыки на низком уровне (рис. 3). Практически 90 % курсантов хотели бы повысить финансовую грамотность (рис.4).

Распределение результатов ответов курсантов по вопросу финансовой грамотности

Рис. 3. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу финансовой грамотности

Распределение результатов ответов курсантов по вопросу: Хотели бы Вы повысить свою финансовую грамотность?

Рис. 4. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу: Хотели бы Вы повысить свою финансовую грамотность?

На вопрос: «Как Вы распоряжаетесь своими доходами в повседневной жизни?» — 60 % курсантов ответили, что сначала тратят имеющиеся финансовые средства на текущие нужды, а оставшееся откладывают; 40 % курсантов стараются сначала что-то отложить (на крупные покупки, другие расходы), а остальные деньги тратят на текущие нужды и 10 % тратят все имеющиеся деньги на текущие нужды и отложить им ничего не удаётся (рис. 5). Результаты ответов на 6 и 7 вопросы опросного листа представлены на рис. 6–7.

Распределение результатов ответов курсантов по вопросу: Как Вы распоряжаетесь своими доходами в повседневной жизни?

Рис. 5. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу: Как Вы распоряжаетесь своими доходами в повседневной жизни?

Распределение результатов ответов курсантов по вопросу: Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе финансовых услуг?

Рис. 6. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу: Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе финансовых услуг?

Распределение результатов ответов курсантов по вопросу:Ведете ли Вы бюджет доходов и расходов?

Рис. 7. Распределение результатов ответов курсантов по вопросу:Ведете ли Вы бюджет доходов и расходов?

На основании проведенных и частично представленных результатов социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов подтверждена актуальность проводимых исследований по разработке инновационной модели, направленной на формирование культуры финансовой грамотности курсантов ввузов.

Литература:

  1. Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации // Финансовая грамотность: Информация для военнослужащих и членов их семей по повышению финансовой грамотности [Электронный ресурс]: https://sc.mil.ru/social/lk_serviceman/fin_gramotnost.htm (дата обращения: 02.06.2021).
  2. Доклад McGraw Hill Financial. URL: http://media.mhfi. com/documents/2015-Finlit_paper_17_F3_SINGLES.pdf (дата обращения: 04.06.2021).
  3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р. [Электронный ресурс]: Правительство РФ http://www.static.government.ru (дата обращения: 03.06.2021).
  4. Овчаренко, М.С. Анализ состояния проблемы финансовой грамотности населения России и подходы к формированию культуры финансовой грамотности детей военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации / М.С. Овчаренко, В.А. Вакуненков В. А., А. И. Белов, Н. Р. Гуляев // Наука XXI века: открытия, инновации, технологии: сборник научных трудов по материалам IX международной научно-практической конференции. — Смоленск, Изд-во: МНИЦ «Наукосфера» — 2020. — С. 18–22.
  5. Овчаренко, М.С., Белов А. И. Промежуточные результаты исследований по вопросу финансовой грамотности военнослужащих и их детей начальной школы // Будущее науки-2020: сб. науч. статей 8-й Международной молодежной научной конференции (21–22 апреля 2020 года), в 5-х томах, Том 3, Юго-Зап. гос. ун-т., Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2020. — С. 69–74.
  6. Белов А. И., Гуляев Н. Р., Овчаренко М. С. Об актуальности повышения культуры финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: сб. науч. статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции (04 июня 2021 года), в 4-х томах, Том 1, Юго-Зап. гос. ун-т., Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2021. — С. 75–79.
  7. Бойченко, Е. В. Основы финансовой грамотности для первокурсников / Е. В. Бойченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 31 (217). — С. 83–87. — URL: https://moluch.ru/archive/217/52274/ (дата обращения: 04.06.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, распределение результатов ответов курсантов, финансовая грамотность курсантов, курсант, повседневная жизнь, финансовая грамотность курсантов военных вузов.


Задать вопрос