Особенности реализации прав участников дорожного движения в рамках административно-правовых отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.10.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Шпилёв, А. А. Особенности реализации прав участников дорожного движения в рамках административно-правовых отношений / А. А. Шпилёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84826/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье рассматриваются особенности административно-правовых отношений в сфере дорожного движения. Охватывается три большие группы субъектов: водителей ТС, пассажиров, пешеходов, на которых распространяют действие Правила дорожного движения, Ко АП РФ, федеральное законодательство, закрепляющие конкретные правила поведения, субъективные права и обязанности участников, а также приводятся примеры административной ответственности.

Ключевые слова: административно-правовые отношения, участники дорожного движения, административная ответственность, пешеходы, пассажиры, водители транспортных средств.

The article discusses the features of administrative and legal relations in the field of traffic. Three large groups of subjects are covered: vehicle drivers, passengers, pedestrians, who are subject to the Rules of the Road, the Administrative Code of the Russian Federation, federal legislation that enshrines specific rules of conduct, subjective rights and obligations of participants, as well as examples of administrative responsibility.

Keywords : administrative and legal relations, road users, administrative responsibility, pedestrians, passengers, drivers of vehicles.

Категории «правоотношения» принадлежит важная роль в механизме правового регулирования. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, если речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. А. В. Мелехин полагает, что «правоотношения могут выполнять определенные функции: фиксируют круг лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие данных правовых норм; закрепляют конкретное поведение, которому должны или могут следовать лица (стороны в правоотношении); являются условием для возможного приведения в действие социальных средств обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей» [12].

Рассматривая проблемы реализации прав участников дорожного движения в рамках административно-правовых отношений, выделяются учеными различные направления, требующие нормативно-правового регулирования.

В частности, А. В. Амеличкин считает, что «первичной для субъектов водителей транспортных средств (далее ТС), является проблема подготовки (обучения), которая напрямую влияет на безопасность дорожного движения» [10]. Аналогичное мнение прослеживается в статье И. В. Андреева, А. С. Германович, К. Н. Леонтьева, И. С. Аносова [11].

Безусловно, для приобретения права управления водителям, необходимо получение всех знаний о правилах управления ТС и непосредственное их соблюдение в целях безопасности дорожного движения. Тогда первичными для водителей и являются правоотношения в сфере подготовки (обучения) правилам и безопасности дорожного движения, сдачи экзаменов, получение соответствующего удостоверения в органах ГИБДД. Только после этого, водители могут приобрести право на управление ТС. А затем уже следует говорить о правоотношениях в рамках соблюдения водителем Правил дорожного движения [6].

А. Ю. Орлов и И. В. Курлевский указывают на проблему «непосредственного допуска водителей к управлению ТС» [13]. Речь идет о транспортных средствах, принадлежащих юридическим лицам (автобусы, маршрутные такси, такси, грузовой транспорт). Второй проблемой является техническое состояние ТС, которое должно быть исправно, соответствовать всем требованиям технической безопасности.

Безусловно, авторы выделяют еще один вид административно-правовых отношений, касающийся не только субъективно водителей ТС, но и владельцев транспортом — юридических лиц. Для работы на любом ТС водитель проходит медицинское освидетельствование, организованное на предприятии (предрейсовое), после чего допускается к его управлению. А также во взаимосвязи с первым видом административно-правовых отношений, второй — требования к техническому состоянию транспортного средства.

Надо подметить, что если водитель ТС является его собственником, то он обязан проходить медицинское освидетельствование, которое позволяет выявить состояние здоровья водителя (кандидата), медицинские противопоказания, ограничения к управлению ТС [4].

Следовательно, можно выделить следующие большие группы видов административно-правовых отношений для водителей ТС, в сфере безопасности дорожного движения:

— правоотношения в сфере подготовки (обучения) правилам и безопасности дорожного движения;

— сдачи экзаменов, получение национального или международного удостоверения в органах ГИБДД в соответствии с категорией;

— допуск водителей к управлению ТС с медицинским освидетельствованием [7];

— требования к техническому состоянию транспортного средства (предрейсовое);

— прохождение технического осмотра ТС в ГИБДД [5];

— регистрация транспортного средства [2];

— соблюдение требований к перевозке пассажиров;

— исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности [3] и т. д.

Общие обязанности водителей, предусматриваются в п. 2 Правил дорожного движения, при неисполнении которых наступает административная ответственность. Примером может являться Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 08.09.2020 по делу № 33–8058/2020 «о взыскании страхового возмещения» [9]. Истец указывает на то, что произошло ДТП, в результате которого его автомобиль получил механические повреждения, ответчик выплату страхового возмещения не произвел. Решение удовлетворено. Таким образом, административно-правовые отношения, касающиеся таких субъектов как водители, охватывает круг прав, обязанностей и ответственности, при нарушении установленных законодательством норм.

Административно-правовые отношения в сфере дорожного движения, касающиеся пассажиров, определены в пункте 5.1. Правил дорожного движения, и предусматривают непосредственную езду на транспортном средстве с пристегнутыми ремнями безопасности, а в мотоцикле в застегнутом шлеме; посадку в ТС или высадку производить с тротуара или обочины после полной остановки, либо при посадке со стороны проезжей части не создавать помех другим участникам движения, не отвлекать водителя, не открывать двери во время движения.

Административно-правовые отношения, касающиеся пешеходов, выражены в обязанностях, определенных в пунктах 4.1.–4.8 Правил дорожного движения. И предусматривают, прежде всего, соблюдение осторожности самими пешеходами при передвижении по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам либо по краю проезжей части.

А поскольку мы говорим об обязанностях, то их неисполнение влечет административно-правовую ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административной ответственности [1].

Например, из Постановления Верховного Суда РФ от 25.07.2018 № 45-АД18–13 [8] следует, что подана жалоба об отмене актов о привлечении к ответственности. Пешеход в нарушение пункта 4.1 Правил дорожного движения двигался по проезжей части дороги при наличии тротуара, что подтверждено документально, порядок и срок привлечения к ответственности соблюдены. Пешеход привлечен к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. В удовлетворении требований — отказано.

Таким образом, особенность административно-правовых отношений в сфере дорожного движения, в том, что они охватывает три большие группы субъектов: водителей ТС, пассажиров, пешеходов, на которых распространяют действие Правила дорожного движения, Ко АП РФ, федеральное законодательство, закрепляющие конкретные правила поведения, субъективные права и обязанности участников, а также административную ответственность.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021)// Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 283-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018. № 32 (часть I). Ст. 5076.
  3. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. 06.05.2002. № 18. Ст. 1720.
  4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» (ред. 03.08.2019)// Собрание законодательства РФ. № 2. 12.01.2015. Ст. 506.
  5. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 № 1434 (ред. от 30.06.2021) «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.09.2020. № 39. Ст. 6031.
  6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993. № 47. Ст. 4531.
  7. Приказ Минздрава России от 15.06.2015 № 344н (ред. от 25.12.2020) «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)» (вместе с «Порядком проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)», «Порядком выдачи медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами») (Зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2016 № 41376) // Российская газета. № 58. 21.03.2016.
  8. Постановление Верховного Суда РФ от 25.07.2018 № 45-АД18–13 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=1F50F205... (дата обращения 13.10.2021).
  9. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 08.09.2020 по делу № 33–8058/2020 «о взыскании страхового возмещения» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=1F50F205... (дата обращения 13.10.2021).
  10. Амеличкин А. В. Актуальные проблемы подготовки водителей механических транспортных средств в Российской Федерации // Административное право и практика администрирования. 2019. № 1. С. 1–9.
  11. Андреев И. В., Германович А. С., Леонтьев К. Н., Аносов И. С. Зависимость безопасности дорожного движения на дорогах РФ от качества подготовки водителей транспортных средств// Тенденции развития технических средств и технологий в АПК. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. М. Костикова, А. В. Божко. Воронеж, 2021. С. 294–298.
  12. Мелехин А. В. Теория государства и права. Учебник. М., 2012. С. 315.
  13. Орлов А. Ю., Курлевский И. В. К вопросу об административно-правовом регулировании допуска водителей и транспортных средств к участию в дорожном движении// Аллея науки. 2018. Т. 3. № 11 (27). С. 588–591.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, административная ответственность, водитель, отношение, транспортное средство, медицинское освидетельствование, РФ, техническое состояние, проезжая часть, страховое возмещение.


Задать вопрос