О необходимости комплексного совершенствования кодификации банковского законодательства Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.10.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Сухов, М. С. О необходимости комплексного совершенствования кодификации банковского законодательства Российской Федерации / М. С. Сухов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84818/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье поднимается проблема необходимости кодификации банковского законодательства в связи с видоизменением банковской системы

Ключевые слова: банковская система, кодификация, банковское право, банковское законодательство

The article raises the problem of the need to codify banking legislation in connection with the modification of the banking system

Keywords: banking system, codification, banking law, banking lejislation

Одним из наиболее важных вопросов, требующих скорейшего разрешения, является вопрос о необходимости кодификации банковского законодательства Российской Федерации.

В связи с тем, что банковская система активно видоизменяется, подстраивается под современные экономические реалии, на наш взгляд, необходимо сосредоточить все основные нормы, регулирующие деятельность банковской системы и ее элементов в одном нормативно-правовом акте, который бы закреплял основные начала, принципы функционирования банковской системы, а также полномочия отдельных ее элементов.

Кодификация является совершенной формой законотворческого процесса, поскольку задачей кодификации является систематизации правовых норм и структурирование правовых отраслей. Суть кодификации заключается в глубоком системном анализе действующих правовых норм, внесения в него необходимых изменений и изложении их в дальнейшем в едином нормативно-правовом акте. Зачастую в процессе кодификации исключается часть неактуальных норм, изменяется внутренняя структура норм.

В юридической науке популярным является мнение о том, что чем выше процент кодификации отраслей права, тем стабильнее правовая система государства, в целом, и, как следствие, более стабильное социально-экономическое развитие общества. Показателями стабильности правовой системы является количество комплексных кодифицированных актов. Так, например, во Франции в настоящий момент действует 62 кодифицированных нормативно-правовых акта.

Несмотря на то, что фактически, законотворчество современной России активно процветает в течение последних 15 лет, все же имеется ряд кодифицированных нормативно-правовых актов. Параллельно с ними существует ряд специальных федеральных законов, которые содержат явные противоречия с кодексами.

Вопрос о кодификации банковского законодательств надлежит рассматривать с такими понятиями, как банковское право и банковское законодательство. В юридической науке бытует несколько противоположных мнений относительно сущности вышесказанных понятий. Так, некоторые ученые полагают, банковское право является лишь отраслью законодательства, но не отраслью права. Другие считают, что банковское право является подотраслью финансового права. На наш взгляд, банковское право выступает подотраслью финансового права и вместе с тем отраслью законодательства.

Предметом банковского права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе создания, функционирования и регулирования банковской системы. На основании этого становится ясно, что предмет банковского права является одной из составляющих предмета финансового права. Но, с другой стороны, банковское право в том числе регулирует общественные отношения, складывающиеся между субъектами в процессе создания и деятельности банков и кредитных организаций, их отношения друг с другом, с потребителями банковских услуг. Но эти отношения в том числе являются предметом гражданско-правового регулирования. Поэтому, на наш взгляд, правильно будет считать банковское право именно подотраслью финансового права, а банковское законодательство определять в качестве межотраслевого комплекса норм.

В силу положений статьи 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» правовое регулирование банковской деятельности основано на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах, а также на нормативно-правовых актах Центрального банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ). Подавляющее большинство норм, касающихся функционирования банковской системы, все же содержится в нормативных правовых актах ЦБ РФ, но далеко не все акты ЦБ РФ подлежат регистрации в Минюсте России. Нормативно-правовые акты ЦБ РФ содержат себе указания по ряду важных вопросов, например, регулируют вопросы кредитования или порядка ведения бухгалтерского учета в банках и кредитных организациях. Вместе с тем до настоящего момента остается неразрешенным вопрос относительно места нормативно-правовых актов ЦБ РФ в правовой системе Российской Федерации.

На наш взгляд, систематизация банковского законодательства является необходимым процессом. Систематизация банковского законодательства должна происходить в форме инкорпорации, что подразумевает объединение всех нормативно-правовых норм, регулирующих деятельность банковской системы, в едином законотворческом сборнике. Данная форма кодификации, по нашему мнению, позволит исключить неактуальные и противоречащие федеральному законодательству нормы, внести изменения в действующие правовые нормы. В противном случае, при активном развитии банковской системы и появлении новых ее элементов применение текущего законодательства будет порождать ряд трудностей для правоприменителей.

Кодификация банковского законодательства должна произойти неизбежно. Первым ее этапом, по нашему мнению, должно стать урегулирование федеральным законодательством вопросов, которые в настоящее время урегулированы нормативно-правовыми актами ЦБ РФ.

Несмотря на то, что банковское законодательство Российской Федерации является достаточно развитым, все же ввиду быстрого развития мировых экономических тенденций, появления новых экономических явлений и продуктов, а также различных посторонних факторов, от законодателя требуется достаточно быстрая скорость принятия решений по совершенствованию текущего банковского законодательства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002 г. — № 28. — Ст. 2790 с изм. и допол. в ред. от 02.07.2021.
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1«О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996 г. — № 6. — Ст. 492 с изм. и допол. в ред. от 02.07.2021.
  3. Банковское законодательство: Учебник / Е. Б. Стародубцева, О. М. Маркова; под ред. Е. Ф. Жукова — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
  4. Ильина Т. Г., Беспалова О. В. Организация деятельности Центрального банка: Учебное пособие / под ред. А. А. Земцова. — Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. — 320 с.
  5. Шапошников И. Г. Современные тенденции развития банковской системы России // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8 (часть 5). — С. 1169–1173.
Основные термины (генерируются автоматически): банковское законодательство, банковская система, Российская Федерация, банковская деятельность, нормативно-правовой акт ЦБ РФ, отрасль законодательства, появление новых, правовая система, процесс создания, юридическая наука.


Задать вопрос