Особенности нормативно-правового регулирования развития туризма в Иркутской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.10.2021

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Кутузова, В. Ю. Особенности нормативно-правового регулирования развития туризма в Иркутской области / В. Ю. Кутузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84814/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается нормативно-правовая база Иркутской области в сфере развития туризма, определяются существующие проблемы.

Для успешного развития туризма в России в целом и в отдельно взятом регионе Российской Федерации необходимо, прежде всего, развитие системы правового регулирования развития туристской отрасли.

В настоящее время на территории Иркутской области действует следующая нормативно-правовая база, способствующая развитию туристской деятельности.

Прежде всего, это закон Иркутской области от 7 марта 2012 года № 9-ОЗ «Об областной государственной поддержке туризма и туристской деятельности в Иркутской области», являющийся основополагающим документом по поддержке развития туризма в области. Согласно его положениям, основными задачами областной государственной поддержки туризма и туристской деятельности в области являются:

1) увеличение притока туристов (экскурсантов);

2) развитие туристской индустрии области;

3) повышение качества туристских услуг для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в отдыхе и оздоровлении на основе туристских ресурсов области;

4) рациональное использование туристских ресурсов области, создание условий для их сохранения и развития;

5) обеспечение баланса и согласованности интересов населения территорий области, посещаемых туристами (экскурсантами), и туристов (экскурсантов), посещающих данные территории области;

6) создание условий для привлечения инвестиций в туристскую индустрию области;

7) создание новых рабочих мест в туристской индустрии области;

8) увеличение доходов областного бюджета от туристской деятельности в области;

9) развитие межрегиональных и международных связей в сфере туристской деятельности;

10) создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся в области, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;

11) реализация мер по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории области;

12) реализация мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в области, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;

13) реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях.

Закон был принят в 2012 году, когда еще не существовало четкого разделения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области государственного регулирования туристской деятельности. В то же время, учитывая значимость туризма для Иркутской области, закон № 9-ОЗ устанавливал правовые основания для областной государственной поддержки развития туризма и туристской деятельности.

Областная государственная поддержка туризма и туристской деятельности в области может оказываться органами государственной власти Иркутской области в следующих формах: информационная, организационная, имущественная, финансовая.

Для реализации положений закона 9-ОЗ приняты Постановление Правительства Иркутской области от 14 ноября 2012 года № 635-пп «Об утверждении Положения о порядке организации работы по информационной и организационной областной государственной поддержке туризма и туристической деятельности в Иркутской области» и Постановление Правительства Иркутской области от 8 февраля 2018 года № 75-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с реализацией мероприятий, связанных с поддержкой туризма и туристской деятельности в Иркутской области» (утратило силу с 27 сентября 2021 года на основании Постановления Правительства Иркутской области от 27 сентября 2021 года № 687-пп).

Для целей развития туризма в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории в Иркутской области в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» постановлением Правительства Иркутской области от 19 сентября 2019 года № 777-пп утверждены Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области.

Основной целью Правил организации туризма и отдыха в ЦЭЗ БПТ является соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в ЦЭЗ БПТ. Постановление определяет особенности организации туризма и отдыха в зависимости от наличия природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов в ЦЭЗ БПТ в Иркутской области.

Успешной реализации Правил препятствует отсутствие предусмотренных мер ответственности за их нарушение.

Таким образом, в правовом регулировании отрасли в регионе можно выделить следующие проблемы, требующие решения:

  1. В настоящее время вопросы областной государственной поддержки туризма и туристской деятельности в Иркутской области урегулированы законом 9-ОЗ от 7 марта 2012 года, который не является комплексным правовым актом, регулирующим туристскую деятельность на территории региона. Необходима разработка закона о туризме и туристской деятельности на территории Иркутской области.

В то же время адаптация к современным условиям правового механизма отношений между туристами, туроператорами, гостиницами, перевозчиками, а также необходимость совершенствования нормативных требований к содержанию и качеству оказания туристических услуг, требуют пересмотра норм действующего законодательства в сфере регулирования туризма, в первую очередь Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

Практика применения Федерального закона № 132-ФЗ, а также современные тенденции развития законодательства о туризме в мире показали, что требуют существенной переработки или уточнения большинство норм Федерального закона. Об отсутствии комплексного подхода в совершенствовании федерального законодательства о туризме свидетельствуют многочисленные изменения, которые вносились в Федеральный закон № 132-ФЗ.

В рамках реализации мероприятий по разработке проекта нового федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» Федеральным агентством по туризму в настоящее время сформирована рабочая группа по совершенствованию нормативного регулирования в туризме, в которую входят депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители турбизнеса и общественных объединений [6].

Согласно плану законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 3683-р, срок внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации — март 2022 года.

В связи с этим разработка проекта закона Иркутской области «О туризме и туристской деятельности в Иркутской области» необходима, но до принятия нового федерального закона преждевременна, так как при его разработке необходимо учитывать единые подходы к государственному регулированию в сфере туризма, которые будут заложены новым федеральным законом о туризме и туристской деятельности.

  1. Для успешной реализации Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области существует необходимость корректировки ряда правовых актов Российской Федерации, в частности Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в части определения органов государственной власти, утверждающих ответственность за нарушение Правил, а в дальнейшем — разработки закона Иркутской области для установления конкретных составов административных правонарушений отдельных положений Правил.

Литература:

  1. Закон Иркутской области от 7 марта 2012 года № 9-ОЗ «Об областной государственной поддержке туризма и туристской деятельности в Иркутской области». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/453116245/ (дата обращения 01.10.2021).
  2. Постановление Правительства Иркутской области от 14 ноября 2012 года № 635-пп «Об утверждении Положения о порядке организации работы по информационной и организационной областной государственной поддержке туризма и туристической деятельности в Иркутской области» Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/469418070/ (дата обращения 01.10.2021).
  3. Постановление Правительства Иркутской области от 8 февраля 2018 года № 75-пп «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с реализацией мероприятий, связанных с поддержкой туризма и туристской деятельности в Иркутской области». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/446643202/ (дата обращения 01.10.2021).
  4. Постановление Правительства Иркутской области от 19 сентября 2019 года № 777-пп «Об утверждении Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Иркутской области». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561554214/ (дата обращения 01.10.2021).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 3683-р «Об утверждении Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 г».. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400070330/?prime/ (дата обращения 01.10.2021).
  6. Сергей Кривоносов: Новый закон о туризме важен для всей туриндустрии. — Текст: электронный // http://duma.gov.ru/: [сайт]. — URL: http://komitet6.km.duma.gov.ru/Novosti/item/26963892/ (дата обращения: 20.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Иркутская область, туристская деятельность, Российская Федерация, областная государственная поддержка, туризм, Байкальская природная территория, государственная власть, область, туристская индустрия области, центральная экологическая зона.


Похожие статьи

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Развитие туризма в Иркутской области началось уже более 50 лет назад, но наиболее активно и массово этот процесс происходил, начиная с 2002 г. За все это время сформировалась определенная туристская инфраструктура, культура обслуживания, кадры, экскурсионные и туристские маршруты и т. д. В основном вся туристская инфраструктура расположена на территориях, прилегающих к озеру Байкал (Иркутский, Слюдянский и Ольхонский районы), а также в. городе Иркутске — основном остановочном и одновременно транзитном туристском центре.

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона...

Ключевые слова: Иркутская область, Байкал, рекреационные потребности, природные объекты, культурные комплексы, особо охраняемые природные территории, туризм, туристские услуги, туристско-рекреационный потенциал, туристские зоны и территории опережающего развития.

Рекреационные ценности формируются и туристские интересы особенно быстро развиваются с появлением новых ситуаций, существенных фактов и содержательной информации о дальнейшем развитии самой туристской индустрии и ее инфраструктуры. Сказанное в полной мере относится к Иркутской области.

Проблемы развития рекреации в Прибайкальском национальном...

В частности, для Иркутской области развитие рекреационно-туристическая деятельность на базе национальных парков может стать важной основой устойчивого развития таких территорий и привлечения дополнительных финансовых потоков в

Ключевые слова: Иркутская область, Байкал, рекреационные потребности, природные объекты, культурные комплексы, особо охраняемые природные территории, туризм, туристские услуги

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона... Ключевые слова: Иркутская область, Байкал, рекреационные потребности, природные объекты, культурные комплексы, особо охраняемые природные...

Развитие круизного туризма на Байкальской территории

На территории Иркутской области работает 86 туроператоров и 245 компаний, осуществляющих турагентскую деятельность [1]. Из всего указанного числа туристских организаций только 32 фирмы занимаются особым и относительно сложным для Приангарья видом деятельности — водными байкальскими круизами.

Иркутская область, Байкал, территория, потребность... Развитие круизного туризма на Байкальской территории. На территории Иркутской области работает 86 туроператоров и 245 компаний, осуществляющих турагентскую.

Государственное и региональное регулирование в области...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного правового регулирования в сфере туризма

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, туристская деятельность, государственное регулирование, Федеральное агентство, Россия, сфера туризма, туризм, туристическая деятельность, Республика Коми, внутренний туризм. Похожие статьи.

География экологического туризма России | Статья в журнале...

Экологический туризм — это посещение природных территорий, не тронутых антропогенным воздействием, хотя точного и общепринятого определения экотуризма в настоящее время не существует. Главным ресурсом экологического туризма является естественная природная среда, а также отдельные ее компоненты — памятники природы, определенные виды флоры и фауны. Совсем не важно, куда отправиться: в маленькую деревеньку на берегу Байкала или в горный район Алтая, важно только то, что вокруг будет настоящая природа во всей своей элегантности и неповторимости.

Проблемы и перспективы развития экологического туризма...

Экологический туризм - относительно новое явление в мировой туристской индустрии. При этом на сегодняшний день экотуризм признается одним из самых перспективных видов туризма.

Экологический туризм является и одним из элементов эколого-просветительской деятельности, формирует ответственное отношение к природным ресурсам у местного населения и туристов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 68 на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа...

Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях...

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа«Байкальская гавань» создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. Территориально расположена на побережье озера Байкал (протяженность по побережью — 60 км), в Прибайкальском районе

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ... Этот метод применен для анализа развития туристского комплекса Иркутской области — одного из ведущих регионов Сибири. - длительные сроки и отсутствие реальных проектов утилизации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината — БЦБК (г.Байкальск).

Актуальные проблемы в сфере экологии в Иркутской области

Иркутская область по этому значению набрала двадцать восемь единиц рейтинга из ста возможных [2]. Загрязнения воздуха могут создавать существенные проблемы для здоровья граждан. По данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской федерации в 2020 году» на территории Иркутской области наиболее проблемными субъектами в данном вопросе являются города, где превышены наибольшие разовые концентрации примесей. Таблица 1. Перечень городов Иркутской области с зарегистрированными случаями высокого загрязнения атмосферного воздуха (максимальные...

Похожие статьи

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ...

Развитие туризма в Иркутской области началось уже более 50 лет назад, но наиболее активно и массово этот процесс происходил, начиная с 2002 г. За все это время сформировалась определенная туристская инфраструктура, культура обслуживания, кадры, экскурсионные и туристские маршруты и т. д. В основном вся туристская инфраструктура расположена на территориях, прилегающих к озеру Байкал (Иркутский, Слюдянский и Ольхонский районы), а также в. городе Иркутске — основном остановочном и одновременно транзитном туристском центре.

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона...

Ключевые слова: Иркутская область, Байкал, рекреационные потребности, природные объекты, культурные комплексы, особо охраняемые природные территории, туризм, туристские услуги, туристско-рекреационный потенциал, туристские зоны и территории опережающего развития.

Рекреационные ценности формируются и туристские интересы особенно быстро развиваются с появлением новых ситуаций, существенных фактов и содержательной информации о дальнейшем развитии самой туристской индустрии и ее инфраструктуры. Сказанное в полной мере относится к Иркутской области.

Проблемы развития рекреации в Прибайкальском национальном...

В частности, для Иркутской области развитие рекреационно-туристическая деятельность на базе национальных парков может стать важной основой устойчивого развития таких территорий и привлечения дополнительных финансовых потоков в

Ключевые слова: Иркутская область, Байкал, рекреационные потребности, природные объекты, культурные комплексы, особо охраняемые природные территории, туризм, туристские услуги

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона... Ключевые слова: Иркутская область, Байкал, рекреационные потребности, природные объекты, культурные комплексы, особо охраняемые природные...

Развитие круизного туризма на Байкальской территории

На территории Иркутской области работает 86 туроператоров и 245 компаний, осуществляющих турагентскую деятельность [1]. Из всего указанного числа туристских организаций только 32 фирмы занимаются особым и относительно сложным для Приангарья видом деятельности — водными байкальскими круизами.

Иркутская область, Байкал, территория, потребность... Развитие круизного туризма на Байкальской территории. На территории Иркутской области работает 86 туроператоров и 245 компаний, осуществляющих турагентскую.

Государственное и региональное регулирование в области...

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: – определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; – нормативного правового регулирования в сфере туризма

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, туристская деятельность, государственное регулирование, Федеральное агентство, Россия, сфера туризма, туризм, туристическая деятельность, Республика Коми, внутренний туризм. Похожие статьи.

География экологического туризма России | Статья в журнале...

Экологический туризм — это посещение природных территорий, не тронутых антропогенным воздействием, хотя точного и общепринятого определения экотуризма в настоящее время не существует. Главным ресурсом экологического туризма является естественная природная среда, а также отдельные ее компоненты — памятники природы, определенные виды флоры и фауны. Совсем не важно, куда отправиться: в маленькую деревеньку на берегу Байкала или в горный район Алтая, важно только то, что вокруг будет настоящая природа во всей своей элегантности и неповторимости.

Проблемы и перспективы развития экологического туризма...

Экологический туризм - относительно новое явление в мировой туристской индустрии. При этом на сегодняшний день экотуризм признается одним из самых перспективных видов туризма.

Экологический туризм является и одним из элементов эколого-просветительской деятельности, формирует ответственное отношение к природным ресурсам у местного населения и туристов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 68 на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа...

Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях...

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа«Байкальская гавань» создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. Территориально расположена на побережье озера Байкал (протяженность по побережью — 60 км), в Прибайкальском районе

Туристская индустрия сибирского региона: SWOT-анализ... Этот метод применен для анализа развития туристского комплекса Иркутской области — одного из ведущих регионов Сибири. - длительные сроки и отсутствие реальных проектов утилизации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината — БЦБК (г.Байкальск).

Актуальные проблемы в сфере экологии в Иркутской области

Иркутская область по этому значению набрала двадцать восемь единиц рейтинга из ста возможных [2]. Загрязнения воздуха могут создавать существенные проблемы для здоровья граждан. По данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской федерации в 2020 году» на территории Иркутской области наиболее проблемными субъектами в данном вопросе являются города, где превышены наибольшие разовые концентрации примесей. Таблица 1. Перечень городов Иркутской области с зарегистрированными случаями высокого загрязнения атмосферного воздуха (максимальные...

Задать вопрос