Исследование особенностей метода тестирования как средства контроля качества учебных достижений обучающихся на занятиях по предмету «Устройство тепловоза» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.10.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Тетяпкин, В. В. Исследование особенностей метода тестирования как средства контроля качества учебных достижений обучающихся на занятиях по предмету «Устройство тепловоза» / В. В. Тетяпкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 283-287. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84813/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор исследует тестирование как средство контроля учебных занятий.

Ключевые слова: тестирование, занятия, обучающиеся.

Контроль знаний обучающихся является одним из основных элементов оценки качества обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо подраздела программы или завершения по конкретному предмету или разделу (модулю).

Тестовый контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствуя всестороннему изучению программы, расширению, углублению и совершенствованию знаний, развитию познавательных интересов обучающихся. Изучение теоретических исследований проблем организации и проведения тестирования в педагогическом процессе и получение положительного опыта по применению тестирования в качестве средства контроля явилось отправным моментом данной статьи.

Исследование проводилось в группах МТ-120 и МТ-123 Свободненского подразделения Забайкальского учебного центра профессиональных квалификаций. В проекте участвовало 45 человек, в возрасте от 20 до 45 лет. Исследовательская работа в данных группах осуществлялась с ноября 2020 года по октябрь 2021 года.

После реализации учебной программы обучаемые должны знать: назначение, устройство и принцип работы электрического оборудования тепловозов 2ТЭ10, 2М62, ТЭМ2, ТЭМ18. Кроме этого, обучающиеся должны уметь использовать полученные знания в процессе работы при эксплуатации и обслуживании тепловозов. Особенностью при изучении предмета в данных группах заключается в том, что обучающиеся имеют различный стаж работы помощниками машиниста тепловоза и возрастную категорию.

Для выявления эффективности работы в качестве критериев были определено следующее:

  1. Усвоение системы знаний, основой которой является активная мыслительная деятельность обучающихся, направляемая преподавателем. Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов:

— Этап восприятие объекта, которое связано с выделением его из фона и определением существенных свойств.

— Этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных внешне субъективных и внутри субъектных связей и отношений.

— Этап формирования знаний, он предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации.

— Этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений.

— Этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.

В данном исследовании критерий усвоения системы знаний рассматривался на основе анализа входного, промежуточного, итогового контролей знаний, умений и навыков обучающихся, определялся коэффициентом обученности.

  1. Сформированность интеллектуальных умений и навыков (по методике М. А. Ступницкой). Данная методика выделяет три группы общеучебных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности — это интеллектуальные, организационные и коммуникативные, но в рамках данного исследования проводился опрос обучающихся только по определению их интеллектуальных умений и навыков, потому что данный критерий необходим как в учебной, так и в практической деятельности обучающихся.
  2. Сформированность учебно-познавательного интереса к предмету (по методике Г. В. Репкиной, Е. В. Заики). Цель методики — оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности, которая складывается их следующих структурных компонентов: мотивы, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка.

На основании изученных параметров учебной деятельности и их уровней, а также проведенного наблюдения за обучающимися на занятиях, сделано заключение о том, к какому из описаний в наибольшей степени соответствует учебная активность каждого обучающегося.

Диагностика первого критерия — уровня усвоения системы знаний осуществляется с помощью коэффициента обученности:

— от 0,64 до 0,6 и свидетельствует о высоком уровне знаний обучающихся;

— от 0,59 до 0,4 — об оптимальном уровне знаний;

— от 0,39 до 0,3 — о критическом уровне знаний;

— от 0,29 и ниже — о недостаточном уровне знаний.

Второй критерий — сформированность интеллектуальных умений и навыков характеризуется следующими уровнями:

высокий (24–31 баллов) — обучающийся успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других обучающихся. Результат работы получает, успешно воспроизводит предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.

средний (16–23 баллов) — воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), обучающийся нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный преподавателем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Таблица 1

Результаты успеваемости обучающихся групп МТ-120, МТ-123 по разделу «Электрическое оборудование тепловозов»

Шифр группы

Коэффициент входного контроля средний балл

Коэффициент обученности по промежуточному контролю / Средний балл

Средний балл итогового контроля знаний

Коэффициент обученности итогового контроля

Уровень знаний

Электропневматические контакторы

Электромагнитные контакторы

Аппараты защиты

Аппараты управления

Бесконтактные аппараты

МТ-123

0,31

2,6

0,36

3

0,44

3,3

0,51

3,4

0,53

3,6

0,54

3,8

4,3

0,64

оптимальный

МТ-120

0,27

2,3

0,46

3,4

0,47

3,4

0,54

3,6

0,56

3,8

0,60

4

4,2

0,64

оптимальный

низкий (9–15 баллов) — обучающиеся, воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывают значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражено снижен. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение учебной программы значительно затруднено.

Третий критерий — сформированность учебно-познавательного интереса.

Познавательная активность может быть сформирована на 6 уровнях:

— первый (отсутствие интереса) — интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал) Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые;

— второй (реакция на новизну) — положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории). Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале; включается в выполнение задания, связанного с ним, однако длительной устойчивой активности не проявляет;

— третий (любопытство) — положительные реакции возникают на новый теоретический материал (но не на способы решения задач). Оживляется и задает вопросы довольно часто, включается в выполнение заданий часто, но интерес быстро пропадает;

— четвертый (ситуативный учебный интерес) — возникает на способы решения новой ситуационной задачи (но не системы задач). Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ её решения и довести задание до конца. После выполненного задания интерес исчерпывается;

— пятый (устойчивый учебно-познавательный интерес) — интерес направлен не столько на способы решения частных единичных практических ситуаций, сколько на общий способ решения целой системы задач при управлении локомотивом. Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу;

— шестой (обобщенный учебно-познавательный интерес) — возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. Является постоянной характеристикой обучающегося, который проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительные сведения, имеется мотивированная избирательность интересов.

Динамика повышения среднего балла в группах подготовки машинистов тепловозов

Рис. 1. Динамика повышения среднего балла в группах подготовки машинистов тепловозов

Таким образом, сравнение результатов двух групп обучающихся по профессии «Машинист тепловоза» (МТ-120, МТ-123) при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности позволяет делать вывод об эффективности нововведений по организации и внедрению тестовых заданий для оперативной оценки знаний обучающихся. Непосредственным положительным моментом можно считать существенную экономию времени преподавателя и обучающихся, развитие интеллектуальных умений и навыков, повышение учебно-познавательного интереса к предмету «Устройство тепловоза» и повышение ответственности обучающихся при подготовке домашних заданий. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. Развитие материально-технической базы обучения позволяет тестированию становится не только средством обучения, но и самообучения. Качественно составленные тесты по разным областям знания становятся необходимой частью любого учебного процесса [2].

Проведенные исследования по использованию тестовых заданий для контроля знаний обучающихся по данному предмету позволили сделать следующие выводы:

— повысилась объективность оценки знаний;

— улучшилась психологическая атмосфера на занятиях;

— появилась возможность оперативно получать объективную картину успеваемости, определять, какие области предмета обучающиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс;

— осуществилась своевременная проверка знаний у всей группы обучающихся по каждой теме занятий за небольшое количество времени;

— обучающиеся готовились к каждому занятию;

— повысилась мотивация к изучаемому предмету;

— сформировались ключевые компетенции обучающихся: самоорганизаторская, информационная, коммуникативная.

Средний балл по предмету «Устройство тепловоза» стабилен и по анализу двух групп составляет 4,25. Неуспевающих нет. Существуют реальные предпосылки увеличения среднего балла. Тестирование более эффективно и с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Время, затраченное на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Это особенно важно, в связи с ограниченностью по времени учебного занятия и большим объемом учебного материала.

Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них — это затруднения при формулировании вариантов ответов на вопросы. Если ответы подобраны преподавателем без достаточного логического обоснования, большинство обучающихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому у преподавателя возникают трудности при составлении тестов. Следует также отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний обучающихся. По результатам выполнения тестов преподаватель не может проверить умения обучающихся решать комбинированные задачи, а также способности построения логически связанного ответа в устной форме [1].

Следовательно, тесты — это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки. Использование тестов в своей профессиональной деятельности позволяет преподавателю управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать их с учетом этого процесса обучения.

Литература:

  1. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как измерение. Ч.1. — М.: Центр тестирования МО РФ, 2002.
  2. Челышкова, М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие / М. Б. Челышкова.-М.: Логос, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, интеллектуальная деятельность, результат работы, учебная деятельность, учебная информация, учебно-познавательный интерес, учебный процесс, итоговый контроль, объективная оценка, учебная программа.


Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Результаты проведения итогового тестирования оказались следующими: Оценку «Неудовлетворительно»

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Методы контроля — это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

Одним из достоинств фронтальной формы организации учебной деятельности школьников являются сравнительно малые затраты времени на получение учителем информации о степени усвоения материала, о его доступности большинству учащихся, об уровне их активности.

Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного...

Под контролем понимают систему проверки результатов обучения и воспитания студентов. Контроль - это совокупность действий

Контроль представляет собой целостную систему, решающую ряд актуальных вузовских задач: выработка умений работы с учебной...

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно...

Повышение качества и эффективности учебного процесса является главной задачей

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как

Процесс контроля – это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в ходе...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Таким образом, повышение качества учебных достижений и качества педагогического контроля обусловлено эффективностью внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения, технологий дифференциации и индивидуализации обучения...

Диагностика процесса обучения школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: учебная деятельность, диагностика процесса обучения, уровень компетентности, рейтинговый контроль. В обучении важную роль играют сведения о ходе и результатах учебного процесса. Учитель получает необходимую информацию об этом...

Формирование познавательных интересов обучающихся

 Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, к...

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Результаты проведения итогового тестирования оказались следующими: Оценку «Неудовлетворительно»

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Рейтинг как одна из технологий объективной оценки личностных достижений учащихся.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

Методы контроля — это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Учебно-познавательная деятельность студента (УПДС) — целенаправленное, управляемое извне или самостоятельно организованное взаимодействие студента с окружающей действительностью, направленное на решение учебных задач...

Организация учебной деятельности учащихся на уроке

Одним из достоинств фронтальной формы организации учебной деятельности школьников являются сравнительно малые затраты времени на получение учителем информации о степени усвоения материала, о его доступности большинству учащихся, об уровне их активности.

Диагностика достижений студентов - основной элемент учебного...

Под контролем понимают систему проверки результатов обучения и воспитания студентов. Контроль - это совокупность действий

Контроль представляет собой целостную систему, решающую ряд актуальных вузовских задач: выработка умений работы с учебной...

Контроль уровня подготовки курсантов как система научно...

Повышение качества и эффективности учебного процесса является главной задачей

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как

Процесс контроля – это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в ходе...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

Таким образом, повышение качества учебных достижений и качества педагогического контроля обусловлено эффективностью внедрения в учебно-воспитательный процесс технологий развивающего обучения, технологий дифференциации и индивидуализации обучения...

Диагностика процесса обучения школьников | Статья в журнале...

Ключевые слова: учебная деятельность, диагностика процесса обучения, уровень компетентности, рейтинговый контроль. В обучении важную роль играют сведения о ходе и результатах учебного процесса. Учитель получает необходимую информацию об этом...

Формирование познавательных интересов обучающихся

 Формирование и активизация познавательных интересов обучающихся на уроках и

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, к...

Задать вопрос