Плакат как способ повышения интереса к литературным произведениям (на примере произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.10.2021

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Москвитина, Л. П. Плакат как способ повышения интереса к литературным произведениям (на примере произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») / Л. П. Москвитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84801/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается использование плаката как способ привлечения интереса к литературным произведениям. Плакат дается как аналитический материал, который поможет анализировать, осмысливать и почувствовать глубину произведения.

Ключевые слова: плакат, наглядный материал, анализ.

В настоящее время широко известна классификация способов обучения на уроках, подразделяющая их на три основных группы: словесные, наглядные и практические. На уроках литературы в основном мы пользуемся материалами из учебника, а также наглядными приемами передачи информации, такими как иллюстрации произведений и поэтов.

Наглядные методы изложения учебного материала позволяют значительно обогатить чувственный опыт, дают конкретный материал для развития и коррекции речи обучающихся. К основным наглядным методам изложения учебного материала относятся демонстрация и наблюдение.

Использование только словесного способа не позволит обучающимся создать зрительный образ предмета или явления, о котором говорится и соответственно не позволит применить свои знания на практике. Прослушанная информация не будет ничем подкреплена, а значит, быстро утратится. Использование только наглядного способа не позволит в должной степени установить причинно-следственные связи какого-либо изучаемого явления, полноценно его описать и применить полученные знания на практике. Из сказанного следует, что только комплексное использование способов в достаточной мере может обеспечить качественное усвоение учебного материала. Наиболее приближенным к нему, на наш взгляд, является способ создания плаката как повышение интереса к произведениям литературы.

Плакат известен как изображение, которое сопровождается кратким текстом и несёт в себе различные цели. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе [1]. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Также очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема.

С помощью способа создания плаката повысится интерес у учащихся не только к произведению литературы, но и чувственный опыт, расширятся понятийный аппарат и активный словарный запас обучающихся. Посмотрим технологию создания плаката на примере произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, один из создателей русского художественного реализма. Идея «Тараса Бульбы» появилась у Гоголя примерно в 1830 годах. Известно, что над текстом писатель работал около 10 лет. Гоголь неслучайно обращается к истории. Будучи образованным человеком, Гоголь понимал, насколько важным для конкретного человека и народа является прошлое. В текст произведения органично вплетается фантастика, гипербола и идеализация образов. История повести «Тарас Бульба» отличается сложностью и противоречиями, но это нисколько не умаляет художественную ценность произведения [4].

Нашей первоочередной задачей было прочтение и анализ произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Этот этап можно обозначить как подготовительный . Его важность заключается, прежде всего, в том, что формируются первичное восприятие художественного произведения и самостоятельная его оценка. Создание собственных иллюстраций (рисунков) на основе описания данного в книге позволяет сопоставить авторские художественные образы героев произведения с его собственными.

Второй этап — анализ. Далее следует непосредственно сама работа над произведением, включающая в себя анализ героев и создание плаката. Важно добавить, что необходимо заранее четко обозначить ключевые моменты произведения для заполнения на постере, а именно:

Названия — Тарас Бульба;

Жанр — историческая проза;

Главные герои — Тарас Бульба, Остап Бульба, Андрий Бульба;

Основная идея — рассказ исторических моментов.

Наш первый плакат (рис. 1) выполнен в стиле минимализма, который сейчас так популярен среди молодежи. В центре изображено сердце металлического цвета, показывающее стальное сердце нашего главного героя. Снаружи оно кажется крепким и непробиваемым, а на самом деле его легко ранить, как мы показали на плакате. В сердце проткнуто черным кинжалом, а снизу сердца показаны три линии. Черный кинжал символизирует собственный гнев главного героя, который его же убивает. Три красные линии — это линии жизни героев: Тараса Бульбы, Остапа и Андрия. Данный плакат мы сделали с помощью программы CRELLO на компьютере.

Плакат «Тарас Бульба»

Рис. 1. Плакат «Тарас Бульба»

На втором плакате (рис. 2) мы изобразили сыновей Тараса Бульбы — Андрия и Остапа. Мы изобразили сыновей в виде кинжалов. Остап верен своим идеалам и идеалам своего народа. Андрий выбрал не свой народ, не идеалы своего отца, а выбрал противоположную сторону, которая привела его к смерти. Как мы говорили ранее, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

Плакат «Остап и Андрий»

Рис. 2. Плакат «Остап и Андрий»

Сложность работы заключается в том, что именно от иллюстрации зависит восприятие учащимися внешности и характера героя, поэтому мы учитывали каждую деталь и момент. Данный способ носит функцию привлечения читателя к произведению, поэтому плакат должен не только показать все моменты, все детали, но и оставить некую интригу, чтобы читателю было интересно не только смотреть, но и читать. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что плакат выполнялся только после вербального анализа фрагментов рассказа и их главных героев. Такие плакаты помогут не только ученикам освоить данный материал, но учителям для их урока.

Мы пришли к выводу, что плакат идеально подходит для осмысления и понимания произведения нынешней молодежью, также повысит интерес читателя к данному произведению. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Также очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому, текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема.

Мы пришли к выводу, что:

  1. Создание плаката –такая работа, где развиваются такие навыки, как познавательные, творческие.
  2. Плакат носит не только зрительную информацию, но и учит анализировать, осмысливать и почувствовать глубину произведения.
  3. Анализ героев можно упростить, используя иллюстративный вариант передачи информации.
  4. С помощью плаката урок литературы становится более интересным и доступным для понимания темы.

Данные иллюстрации помогут не только ученику освоить материал, но и учителям при проведении урока, а также всем читателям классической литературы.

Литература:

  1. Бове К., Аренс У. Современная реклама. — Тольятти: Довгань, 1995. — 105 с.
  2. Безносов Э. Л. Ерохина Е. Л. Большой справочник. Литература. — М: Дрофа, 2008. — 432 с.
  3. Гоголь Н. В. Тарас Бульба. — М: Проф-издат, 2009. — 416 с.
  4. Воронов Н. В. Дизайн: русская версия. — М.: Тюмень, 2003. — 78 с.
  5. Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 114 с.
  6. Мировая художественная литература. — СпБ: Детская творческая литература, 2003. — 665 с.
Основные термины (генерируются автоматически): плакат, Бульб, учебный материал, CRELLO, анализ героев, внимание зрителей, главный герой, наглядный метод изложения, черный кинжал, чувственный опыт.


Похожие статьи

Способы создания образов персонажей в поэме...

В характере главного героя есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки

Анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в свете расшифровки...

Соответственно, анализ языковых личностей главных героев романа позволяет...

Проекция личности героя на читателя | Статья в журнале...

Главный герой романа решил проверить свою теорию, поэтому пошел на определенные поступки. Наше отношение к этой теории и

Следовательно, первичное отношение к герою формируется бессознательно и только на чувственной основе, что в дальнейшем будет...

Новый взгляд на книги о Гарри Поттере: школьный буллинг

Например, в книге жертвой буллинга стал и главный герой Гарри Поттер. Так, в книге Гарри Поттер и Кубок Огня, когда Гарри стал четвертым чемпионом, все, кроме Гермионы, отвернулись от него и стали подвергать его поведенческой травле

Принципы и методы обучения учащихся критической оценке...

Анализ современного состояния обучения показывает, что в дидактике уделяется

И если достаточно сложный теоретический материал излагается с элементами занимательности, в

Критический анализ художественного произведения, и в особенности характера героев...

Психологический анализ героев современных детских книг

Главные герои вылепливали из нас личности, как из пластилина. Но что читают современные дети?

Герои этих книг почти не меняются по характеру, по методам влияния на юных читателей. Меняются лишь сюжеты, отражая потребности, ценности и интересы своего времени.

Художественный мир Ф. Искандера | Статья в журнале...

Главный герой романа «Сандро из Чегема» — это воплощение юмора, иронии, веселья.

Герой синтезирует фольклорную, народную традицию. Смех у Фазиля Искандера вообще присущ народной жизни; у чегемцев в ходу шутки, острое словцо...

Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной...

Далее Щепкин сосредоточил свое внимание на выборе материала, который

Даже в своих детских воспоминаниях Никитенко уделяет больше внимания характеристике быта и нравов, оттеняя свою личность.

Анализ деталей произведения, его формы, своеобразия замысла...

Художественный образ и средства его создания

Главной характеристикой образа В. В. Виноградов, Е. О. Опарина, И. Б. Голуб и Е. А. Юрина называют его языковую составляющую

В. Е. Хализев считает главными функциями художественного образа иконическую, эстетическую и коммуникативную.

Похожие статьи

Способы создания образов персонажей в поэме...

В характере главного героя есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки

Анализ поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в свете расшифровки...

Соответственно, анализ языковых личностей главных героев романа позволяет...

Проекция личности героя на читателя | Статья в журнале...

Главный герой романа решил проверить свою теорию, поэтому пошел на определенные поступки. Наше отношение к этой теории и

Следовательно, первичное отношение к герою формируется бессознательно и только на чувственной основе, что в дальнейшем будет...

Новый взгляд на книги о Гарри Поттере: школьный буллинг

Например, в книге жертвой буллинга стал и главный герой Гарри Поттер. Так, в книге Гарри Поттер и Кубок Огня, когда Гарри стал четвертым чемпионом, все, кроме Гермионы, отвернулись от него и стали подвергать его поведенческой травле

Принципы и методы обучения учащихся критической оценке...

Анализ современного состояния обучения показывает, что в дидактике уделяется

И если достаточно сложный теоретический материал излагается с элементами занимательности, в

Критический анализ художественного произведения, и в особенности характера героев...

Психологический анализ героев современных детских книг

Главные герои вылепливали из нас личности, как из пластилина. Но что читают современные дети?

Герои этих книг почти не меняются по характеру, по методам влияния на юных читателей. Меняются лишь сюжеты, отражая потребности, ценности и интересы своего времени.

Художественный мир Ф. Искандера | Статья в журнале...

Главный герой романа «Сандро из Чегема» — это воплощение юмора, иронии, веселья.

Герой синтезирует фольклорную, народную традицию. Смех у Фазиля Искандера вообще присущ народной жизни; у чегемцев в ходу шутки, острое словцо...

Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной...

Далее Щепкин сосредоточил свое внимание на выборе материала, который

Даже в своих детских воспоминаниях Никитенко уделяет больше внимания характеристике быта и нравов, оттеняя свою личность.

Анализ деталей произведения, его формы, своеобразия замысла...

Художественный образ и средства его создания

Главной характеристикой образа В. В. Виноградов, Е. О. Опарина, И. Б. Голуб и Е. А. Юрина называют его языковую составляющую

В. Е. Хализев считает главными функциями художественного образа иконическую, эстетическую и коммуникативную.

Задать вопрос