История социальной работы в Испании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.10.2021

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Федорова, Е. Д. История социальной работы в Испании / Е. Д. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84777/ (дата обращения: 27.01.2022).



В статье автор анализирует происхождение социальной работы в Испании, а также тенденции развития в настоящее время.

Ключевые слова: социальная работа, Испания, государство, образование.

В данной работе анализируется исторический характер и строительство так называемого государства всеобщего благосостояния в Испании, а также особенности процесса построения и закрепления социальной работы как профессии и дисциплины. Модель социального государства в Испании — это корпоративная модель. Социальное государство корпоративного типа — это государство, которое берет на себя ответственность за благополучие своих граждан, но при этом большую часть социальных обязанностей берет на себя работодатель — оплачивает расходы на обучение персонала, реализует программы пенсионного обеспечения, берет на себя оплату медицинских и других социальных услуг.

История социальной работы в Испании начинается в VI веке. После легализации христианства начиная с VI столетия монастыри разрастаются по всей территории Европы. Уставы монастырей, где труд и помощь ближнему своему являются основой монашеской жизни, заставляют селиться монахов в сельской местности. Вследствие чего развивается монастырское натуральное хозяйство, а также пожертвование частых лиц позволяют монахам оказывать помощь и поддержку всем нуждающимся. [1]

В 1198 году появляется идеология канониката. Благодаря этому появились Дома госпиталитов, госпитали, которые представляли собой больницы и странноприимные дома, которые занимались освобождением пленных, а также принимали под покровительство найденышей и больных детей.

В XIII веке появляется монашеский орден. Монашеский орден боролся с нищенством. Члены ордера действовали в городах, предместьях и университетах и в своих проповедях призывали общество к апостольскому равенству.

1565 — Дон Мигель Лопес де Легаспи основал первую больницу в Себу с целью оказания помощи раненым и жертвам болезней.

Исторический период 1874–1931 связан с формированием идеологии и концепции социального вопроса в Испании. В 1903 году был создан Институт социальных реформ для подготовки законодательства о регулировании рынка труда и подготовки исследований по социальным и трудовым проблемам. В этот исторический период, с требованием политической и институциональной модернизации, были приняты важные законы: воскресный отдых для рабочих; по поводу забастовок; строительство «недорогого жилья»; регулирование 8-часового рабочего дня; выход на пенсию работников; и создание страхования по безработице.

Во время правления 2-й республики (1931–1936 гг.) была осуществлена политика, касающаяся рынка труда, с легализацией профсоюзов, увеличением заработной платы и сокращением рабочей смены. Правительство республики, в дополнение к значительным инвестициям в политику в области образования и профессиональной подготовки, разработало две важные меры: создание Национального банка страхования по безработице Caja Nacional del Seguro (1931 г.) и Закона о забастовках (1935 г.). Это был короткий период, но имевший большое значение для развития социальной политики Испании. [2]

В 1934 г появилась первая школа по подготовке социальных работников «Escuela de Estudios Sociales Para la Mujer». Эта школа возникла из социального движения каталонских женщин и была филиалом. Второе учреждение — школа «Escuela de Formación Familiar y Social», которая была основана в 1939 г.

Тем не менее, исторический факт, послуживший основой для понимания происхождения испанского государства всеобщего благоденствия, обнаружился во времена правительства Франко, которое было заложено в 1939 году после жестокой гражданской войны, которая привела к четырем десятилетиям тоталитарной и авторитарной военной диктатуры. Это был период, когда навязывалась классовая политика и политика, направленная на доминирование пола, что подчеркивалось соучастием испанской католической церкви, которая, обращаясь к военным ценностям и силе, играла важную роль в воспроизводстве патриархального, тоталитарная, реакционная и расистская идеология При этом во Франко происходило постепенное и тайное увеличение общественных движений, которые требовали улучшения условий жизни, чтобы отреагировать на неконтролируемую урбанизацию крупных городов в 1960-х годах.

Принятие Конституции 1978 года привело к разрыву с диктаторским режимом, и страна перешла к демократической модели государства всеобщего благосостояния, осуществляющего институциональный поворот в ходе социальной реформы в Испании с признанием широкого круга социальных, гражданских и политических прав. Это был период, когда в испанском государстве произошли структурные изменения и реформы, в которых главными героями стали институты. Произошла также децентрализация местного характера, обострение социальных дискуссий и, как следствие, процессы демократических преобразований. [3]

С 1980-х годов новые социальные реформы поощрялись через территориальную конфигурацию так называемого «государства автономий». Была создана универсальная и пространственно децентрализованная структура служб социального обеспечения. Это позволило автономным сообществам и соответствующим провинциям, и муниципалитетам управлять своими конкретными интересами с соответствующими финансовыми гарантиями. Таким образом, муниципальные администрации приобретают все большее значение в контексте Европы, которая продвигает принцип субсидиарности. Были предложены новые стратегии управления общественным благосостоянием, основанные на управлении и государственной политике, на усилении компетенции местного самоуправления и на участии граждан.

Это привело к созданию испанского государства всеобщего благосостояния, которое Эспинг-Андерсен (2000) назвал «консервативно-корпоративистским» режимом благосостояния. [4]

Социальная работа в Испании как профессия и дисциплина — в основном со второй половины 19-го века до первой трети 20-го века — унаследовала большую историю институциональных и социальных практик, состоящих из идеологий и концепций, порожденных конфликтующими отношениями и полномочия социальных классов, групп и полов. Все это происходило в контексте, отмеченном семью историческими особенностями, которые сформировали структуру его государства всеобщего благосостояния и которые представлены ниже:

– Истоки профессии были отмечены в недалеком прошлом, связанном с гражданской войной и последними четырьмя десятилетиями диктаторского режима, когда католическая церковь сохраняла решающий контроль над созданием школ социальной работы. Гуманитарные и религиозные побуждения диктаторского правительства ознаменовали происхождение профессии и находились под сильным влиянием академического содержания до 1970-х годов. Это значительно ограничивало развитие профессии как самостоятельного пространства в первые десятилетия ее развития. В свою очередь, сильное влияние национал-католицизма, возглавляемое женским отделом фалангистов, можно считать одной из исторических особенностей испанской социальной работы.

– Изоляция вследствие чего Испания пострадала на международном уровне. Этот фактор способствовал радикализации патерналистской направленности профессии. Профессиональная практика была перепутана с апостольством, что задерживало и мешало возможности делиться профессиональным опытом с другими странами, которые начали процесс освобождения от дисциплины. Фактически, до конца 1970-х годов профессия играла роль легитимизации доминирующего общественного порядка и структур.

– Поздняя профессиональная забота о «социальном вопросе» и о преодолении патерналистской концепции профессии. Несмотря на возникающую обеспокоенность по поводу социального вопроса со стороны более молодых секторов профессии в период социально-политических изменений и экономики развития в Испании с 1957 по 1962 год, в действительности наиболее важные изменения в профессии произошли во время демократического перехода. Это ознаменовало начало этапа социальных услуг и технического характера профессии, с тем чтобы преодолеть до тех пор патерналистские и просто ориентированные на помощь остатки на внутрипрофессиональном, межпрофессиональном и межобщинном уровнях через различные такие каналы, как профессиональные школы и профсоюзы, общественные и политические организации и т. д.

– Внедрение, организация и консолидация публичной сети социальных служб: основополагающая роль социальной работы. В первые годы создания новых социальных служб профессионалы должны были справляться со значительной нехваткой ресурсов, необходимых для выполнения своей работы. На них оказывалось сильное давление с целью принятия срочных и ориентированных на оказание помощи вмешательств в ущерб проведению рефлексивной и критической профессиональной практики. Следует учитывать, что этот процесс происходил в социально-экономических условиях, которые сильно отличались от тех в странах, которые вдохновляли политику и осуществляли ее почти 20 лет назад.

– Преобладание бюрократически-управленческой профессиональной модели. С началом демократии профессии присвоена бюрократически-административная модель вмешательства. Таким образом, институциональные ответы представлены в сложном контексте модернизации и создания инфраструктуры и инструментов для социального вмешательства. Приоритет был отдан административному управлению социальными проблемами (обработка документов, предоставление платежей, автоматическое использование ресурсов, определение спроса и т. д.) В ущерб вмешательству, основанному на взаимодействиях, стимулах и поддержке коллективных процессов и социальных отношений.

– Слабость в построении знаний о и из социальной работы. С 1990-х годов и до сегодняшнего дня возникли профессиональные дискурсы, которые подчеркивают внутренний потенциал социальной работы и необходимость преодоления «культа опыта» и непосредственности, которая препятствует созданию в Испании рефлексивной практики с теоретической проработкой. [5]

На данный момент обучение социальных работников проводится в университетах, институтах и на курсах.

  1. Высшее университетское образование по специальности «Социальная работа» (Trabajo Social). Большая часть соцработников имеет специальное высшее образование, полученное в одном из испанских университетов. Курс рассчитан на 4 года обучения, в течение этого времени студенты постигают самые разнообразные дисциплины: социологию, психологию, историю, педагогику, антропологию, а также изучают различные виды социальной работы, систему государственного страхования и здравоохранения.

После получения университетского диплома молодые специалисты могут претендовать на работу в государственных социальных службах, учебных центрах, медицинских учреждениях, частных компаниях — в зависимости от полученной специализации.

По оценкам экспертов, в топ-5 университетов Испании с лучшим образованием в области социальной работы входят Университет Аликанте, Университет Pontificia de Comillas в Мадриде, Университет Ramón Llull в Барселоне, Университет Наварры в Памплоне и Университет Барселоны.

  1. Профессиональное образование (Formación Profesional). Это среднее специальное образование, на первый уровень которого — Grado medio — можно поступить по достижении 17 лет и после окончания ESO (обязательного среднего образования). Курс длится два учебных года, и по его успешном окончании присуждается степень «técnico» (аналог российских училищ и колледжей). Получить высшее профобразование — Grado Superior — можно после бакалавриата (Bachillerato) и после Grado medio. Обычно курс длится два учебных года, по завершению которых можно начать работать или продолжить обучение по выбранной специальности в одном из испанских университетов.
  2. В Испании существует множество курсов, предлагающих профессиональное образование в сфере социальной работы. Однако не все они являются официальными сертифицированными курсами, утвержденными Министерством образования, и не все дают право на соискание государственной работы (oposiciones) после получения диплома.

Список курсов:

– Испанский институт социального образования (Instituto Español de Formación Social), специализирующийся в сфере социальных наук. Курсы, разумеется, не бесплатные, но безработные могут получить стипендию, рассрочку платежа или хорошую скидку. Здесь вы можете посмотреть все курсы, которые предлагает этот институт.

– Онлайн-платформа Euroinnova предлагает множество курсов по связанным с социальной работой дисциплинам, но не все они сертифицированы. На портале есть информация по каждой из предлагаемых программ обучения: можно ли после данного курса получить государственную работу, каков эквивалент каждого из них в университетском образовании и т. д.

– Компания Logoss несколько отличается от двух вышеназванных образовательных платформ тем, что предлагает сертифицированное заочное (а не онлайн) обучение по социальным специальностям, что очень удобно тем студентам, у которых по разным причинам нет постоянного доступа в интернет. Студент получает по почте все необходимые учебники, тесты и подробные инструкции по теоретическим и практическим занятиям. Сделанные задания и тесты также можно отправлять по почте. Безусловно, у Logoss есть и онлайн-поддержка: ученики могут задавать вопросы на форуме или напрямую преподавателям по электронной почте.

  1. Субсидированные курсы по узким специализациям в социальной работе. Этот вид курсов предназначен для работающих и безработных профессиональных соцработников, желающих получить более узкую специализацию в данной области, например, «Преступления против женщин. Правовые, социальные и полицейские аспекты»; «Профилактика и лечение наркомании»; «Работа с несовершеннолетними жертвами насилия» и многие другие.
  2. Магистратура и курсы повышения квалификации для профессиональных социальных работников с высшим образованием (Másters y posgrados de Trabajo Social). Это образование для самых «продвинутых» социальных работников, желающих заниматься научными исследованиями или подняться по карьерной лестнице (например, получить работу директора крупного социального или образовательного центра). Получить титул магистра или доктора в данной сфере можно практически в любом университете страны, а также в некоторых бизнес-школах. [6]

В настоящее время социальные работники Испании оказывают не только традиционные формы социального обслуживания, но и новые методы работы:

Телеассистенция — инновационный метод обслуживания престарелых.

– Обслуживаются 40 тысяч человек Мадридского региона (80 % в столице). Браслет или колье на теле пожилого человека обеспечивают связь с центральной станцией посредством телефона. В экстренном случае (ухудшение состояния здоровья, нападение, необходимость в посторонней помощи) достаточно нажать на кнопку, и оператор центра выходит на связь.

Развитое социальное партнерство. Так, в региональный совет пожилых людей входят: представители соцзащиты, ассоциации пожилых людей, заинтересованные ведомства, синдикаты, спонсоры и т. д.

– Во всех центрах социального обслуживания работают адвокаты, спецфирмы по защите пожилых людей, представители опекунских комиссий.

– Для населения работает бесплатный 24 часа в сутки телефон-информация об услугах, оказывается экстренная помощь по телефону.

Также в Испании действуют данные виды социальных программ:

«Активная жизнь» для пенсионеров, вышедших на пенсию:

  • знания о здоровье;
  • лекции о правильной жизни, питании;
  • тренировка памяти.

«Заботиться о тех, кто заботится»:

  • помочь трудоспособным грамотно заботиться о пожилых людях.

–«Будущий пенсионер»:

  • множество курсов по три года — 450 часов.

–«Ассоциация добровольцев»:

  • развитие самопомощи и взаимопомощи.

–«Термические ванны»:

  • специализированное оздоровление и реабилитация пожилых.

«Путешествие пожилых» — более 600 тысяч человек в год выезжают в различные страны.

Процесс становления социальной помощи в Испании — явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений законов. По сравнению с другими странами Европейского союза, можно утверждать, что Испания создала государство всеобщего благосостояния, основанное на средних и низких социальных расходах, которое было явно европейским, с децентрализованной организацией, с большими недостатками в качестве многих из ее услуг — за исключением что касается здравоохранения — и которая вывела на себя значительную часть обязанностей по отношению к семье, особенно к роли женщин в уходе за престарелыми и детьми. [7]

Литература:

1. Cabrero, G. R. El Estado del Bienestar en España: debates, desarrollo y retos. Madrid: Fundamentos, 2004.

2. Franz Hamburger, Günther Sander & Manfred Wöbcke. Social Work Education in Europe, 2001.

3. Bueno Abad, J. R. Retos y desafíos para la intervención psicosocial. Información Psicológica, Valencia, n. 67, abr. 1998.

4. Gijon, M.; Matos, R. T; Morata, B. La política de assistencia social na cidade Granada (Espanha). Libertas, v. 10, n. 2, p. 6–30, 2010

5. Barbero, J. M. El Trabajo Social en España. Zaragoza: Mira Editores, 2002.

6. VisaSam.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://visasam.ru/emigration/pension/lgoty-v-ispanii.html#i-3 (дата обращения: 05.10.2021).

7. StudRef [Электронный ресурс]. — URL: https://studref.com/356178/sotsiologiya/sotsialnaya_pomosch_pozhilym_lyudyam_ispanii (дата обращения: 05.10.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): Испания, социальная работа, всеобщее благосостояние, испанское государство, курс, множество курсов, государственная работа, исторический период, монашеский орден, профессиональное образование.


Задать вопрос