Проблемы реформирования сроков на стадии возбуждения уголовного дела | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.10.2021

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Цвахин, В. А. Проблемы реформирования сроков на стадии возбуждения уголовного дела / В. А. Цвахин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84769/ (дата обращения: 24.01.2022).



В настоящей статье отражаются актуальные проблемы в уголовно-процессуальных нормах, связанных со стадией возбуждения уголовного дела. Затрагиваются как положения теоретические, так и вопросы практики.

Проанализирована определенная статистика, которая указывает на наличие проблемных вопросов на стадии возбуждения уголовного дела. Дополнительно отражаются причины и условия, являющие первостепенными источниками возникновения указанных проблем.

Также предлагаются различные варианты и идеи, направленные на внесение изменений в данный институт, отражаются возможные результаты проведения таких реформ.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное законодательство, процессуальные сроки, уголовное судопроизводство, возбуждение уголовного дела.

Известно, что за последние годы участились споры в области уголовно-процессуального законодательства, которые связаны с необходимостью проведения определенных реформ на стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном процессе.

Целью данной статьи является рассмотрение актуальной проблематики, связанной непосредственно со сроками на стадии возбуждения уголовного дела.

Необходимо обратить внимание на то, что уголовно-правовая система, действительно, требует проведения определенных реформ ввиду возникновения все новых и новых тенденций, а также повышенного внимания общественности и органов надзора к ней.

Одним из ярких примеров такого повышенного внимания является статистика Генеральной прокуратуры РФ, отражающая ощутимый рост обращений граждан, связанных с фактами нарушений прав заявителей на стадии возбуждения уголовного дела. [5, с. 57–58]

Произошедшее ранее реформирование системы МВД, сокращение аппарата предварительного расследования повлияло на процесс расследования преступлений в целом. В этой связи имеет место быть негативный результат, а именно — увеличение реальной нагрузки на конкретного сотрудника правоохранительных органов. Такие изменения приводят к отсутствию полноты и всесторонности проверки поступающих в органы сообщений и заявлений.

Ключевым вопросом здесь является процессуальный срок принятия решения по материалу проверки. Таковым является реальное время от поступления сообщения о преступлении до принятия мотивированного решения, например, о возбуждении уголовного дела, которое принимается в случае наличия поводов и оснований. В уголовно-процессуальном законодательстве закреплен стандартный срок принятия таких решений. [7, с.17]

К сожалению, теория и практика уголовно-процессуального законодательства несколько отличаются друг от друга. В теории при поступлении в правоохранительные органы сообщений или заявлений, содержащих признаки состава преступления, незамедлительно должно возбуждаться уголовное дело.

Практика в свою очередь показывает, что у сотрудника правоохранительных органов зачастую отсутствует реальная возможность квалифицировать содеянное в течение 24 часов, потому как не всегда есть реальная возможность выяснить все признаки общественно опасного деяния.

Исходя из статистики, представленной МВД РФ, в 2020 году, незамедлительно, то есть в течение 24 часов после фактического поступления сообщения о преступлении или заявления было возбуждено только 10,8 % уголовных дел. По прошествии трех суток со дня поступления сообщений или заявлений было возбуждено 25,4 % уголовных дел. Подавляющее количество решений были вынесены уже после продления сроков проведения проверки до 10 суток (более 50 %).

Статистические данные 2016 года, для сравнения, обстояли по-другому. В первые сутки после поступления сообщения было возбуждено 28,8 % всех уголовных дел. Через 3 суток после поступления сообщения о преступлении было возбуждено 31,2 % уголовных дел. Также, 32,3 % были возбуждены после вынесения постановления о продлении сроков проведения проверки до 10 суток. [3]

Такое изменение статистики обуславливает ряд факторов. Первый из них — изменения в самой специфике преступлений. Большое распространение на территории Российской Федерации приобрела преступность в сфере информационных технологий. Такие общественно опасные деяния достаточно затруднены для квалификации на первоначальном этапе.

Один из следующих факторов, обуславливающих проблемы возбуждения уголовного дела — возросший уровень нагрузки на сотрудников, осуществляющих проверку в целях вынесения мотивированного решения.

И, наконец, третий фактор — проблемы, связанные с квалификацией и юридической грамотностью сотрудников правоохранительных органов.

Принимая во внимания указанные выше обстоятельства очевиден вывод о необходимости внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации. В частности — введение отдельного процессуального срока по сообщениям, содержащим признаки состава преступлений в сфере информационных технологий.

Такой опыт уже используется в некоторых регионах России (Ханты-Мансийский автономный округ, Краснодарский край). [4]

Данная дифференциация предоставляет возможность фактически уменьшить время рассмотрения поступающих сообщений ввиду того, что «разгружаются» сотрудники, не связанные с рассмотрением сообщений в информационно-кибернетической сфере.

Можно отметить необходимость реформирования ч. 1 и ч. 2 ст. 145 УПК РФ с обязательным указанием такого порядка уведомления заявителя о принятом решении, подтверждающего факт его непосредственного получения, и с обязательным приложением в виде копии принято процессуального решения.

Важно заметить, что соблюдение данной нормы — это гарант соблюдения прав и свобод граждан. Поэтому, необходимо закрепить данные изменения законодательно.

Таким образом, некоторые положения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации требуют уточнения и доработки в части регулирования процедуры возбуждения уголовного дела.

В настоящий момент имеется необходимость дальнейшего реформирования стадии возбуждения уголовного дела в целом путем внесения отдельных изменений законодателем в некоторые положения, регулирующие данную стадию уголовного судопроизводства.

Возбуждение уголовного дела — стадия уголовного судопроизводства, которая предоставляет гарантии реализации и защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Будучи основой, она требует особенно пристального внимания как со стороны законодателей, так и со стороны правоохранительных органов.

Вопрос о внесении изменений в некоторые положения УПК, связанных со сроками стадии возбуждения уголовного дела, обсуждался неоднократно как юристами теоретиками, так и действующими сотрудниками ведомств. Но на данный момент сроки стадии возбуждения уголовного дела остаются без изменений.

Отчасти, отсутствие изменений является следствием неточно сформулированных предложений по внесению изменений в УПК.

Стоит подчеркнуть необходимость проведения реформ не только в отношении правовых норм и УПК в целом, но и в сфере оказания влияния на качественные показатели работы сотрудников правоохранительных органов, так как внедрение специализации, например, может предоставить возможность совершенствования рабочих навыков и, как следствие, будет иметь положительные результаты в процессе расследования и раскрытия преступлений в целом.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ Электронный ресурс: ред. от 31.07.2020 // СПС Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.09.2021).
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 174 — ФЗ от 18.12.2001 г. (ред. от 19.12.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020 г.) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Статистика преступлений, совершенных на территории РФ за 2016–2020гг // Официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mvd/doc/documents.shtml (дата обращения 15.09.2021).
  4. Доклад Уполномоченного РФ по правам человека // Официальный сайт Роструда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ombudsman.gov.ru/doc/documents.shtml (дата обращения 14.09.2021).
  5. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://crimestat.ru (дата обращения: 20.09.2021)
  6. Будченко В. В. Механизм совершенствования законодательного регулирования стадии возбуждения уголовного дела // Общество и право. 2010. № 5. С. 201–204.
  7. Есина А. С., Жамкова О. Е. Некоторые предложения по реформированию стадии возбуждения уголовного дела (отечественный и зарубежный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2016. № 5. С. 10–12.
  8. Макаренко М. М., Ермаков С. В. Возбуждение уголовного дела: проблемные вопросы // Российский следователь. 2015. № 6. С. 27–31.
  9. Мешков М. В., Гончар В. В. Уголовно-процессуальная деятельность в стадии возбуждения уголовного дела: проблемы правового характера // Российский судья. 2012. № 11. С. 19–20.
  10. Петров А. В. Проблемы на стадии возбуждения уголовного дела. // Законность. 2019. № 8. С. 42–44.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовно-процессуальное законодательство, стадий возбуждения уголовного дела, внесение изменений, возбуждение уголовного дела, поступление сообщения, Российская Федерация, уголовное судопроизводство, продление сроков проведения проверки, реальная возможность, срок стадии возбуждения уголовного дела.


Задать вопрос