К вопросу об истории развития текстологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 26.10.2021

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Шошакова, А. Г. К вопросу об истории развития текстологии / А. Г. Шошакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84767/ (дата обращения: 20.04.2024).



Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.

Ключевые слова: текстология, история текста, литературоведение, критическое прочтение, герменевтика, рукопись, психологизм.

Для того чтобы точно и объективно определить сущность текстологии как вспомогательной дисциплины литературоведения, необходимо обратиться к этимологии слова «текстология»: итак, с латинского textus — это ткань, сплетение, с греческого logos — наука. Текстология — область филологической науки об истории литературных и фольклорных текстов и принципах их издания [1]. Также сюда можно отнести научные тексты, связанные с исследованием литературы, фольклора и языка. Как гласит латинская поговорка: «у рукописей, так же, как и у книг есть своя судьба и своя история». Текстология изучает рукописи, прижизненные и посмертные издания литературных произведений, дневников, записных книжек, писем и записи устного народного творчества [2].

В зависимости от объекта исследования различают следующие отрасли текстологии: текстология античности, средневековый фольклор, восточная литература, литература Нового времени, исторические и лингвистические источники. Такое разнообразие не мешает считать науку единой. В системе филологических знаний текстология занимает вполне определенное и самостоятельное место. Она тесно связана с теорией и историей литературы, служит основой для литературоведения и исторического источниковедения.

В XIX веке происходит настоящий переворот в развитии текстологии. Так, например, во Франции с середины XIX века особенное внимание уделялось вопросам текстологии. К новшествам можно отнести то, что тексты произведений начинают пониматься «критически», при этом качество сохранения оригинального текста уже не играло ключевую роль для их издания. Возможным и позволительным стали реконструкция и контаминация текстов.

XX столетие охарактеризовалось вторым по счету «революционным переворотом», который состоит в попытке «прочесть» текст по-новому: теперь «критическое прочтение» текста неотъемлемо от психологизма.

В результате подобных стараний в текстологии по мнению исследователей возникли такие понятия как: воля автора, творческая воля автора, творческая история текста, литературная история памятника и др.

Обращаясь к зарубежной текстологической науке необходимо отметить ее многовековую историю. Развитие текстологии в Европе условно можно поделить на несколько этапов, каждый из которых тесно связан с развитием всей европейской науки, культуры и общественной жизни в целом. Так, филология эпохи Античности охарактеризовалась активным применением текстологических методов и приемов в исправлении, толковании и комментировании текстов различных памятников. Текстология того времени в основном представляла собой «библейскую критику», ранний этап развития которой связан с именами таких философов, как Порфирий, Цельс, Ориген. Их практический опыт стал основой для последующего развития библейской критики, которая позднее стала приобретать научный характер. Таким образом, к XVII–XIX векам благодаря работам таких учёных, как И. С. Землер, Б. Спиноза, Д. Ф. Штраус, Г. В. Ф. Гегель были заложены основы принципов научного анализа библейских книг.

Большой вклад в развитие текстологической науки в Европе XIX века внесла немецкая историко-философская школа яркими представителями которой стали немецкий профессор И. Беккер и его последователь Леопольд фон Ранке.

Считается, что новейшая филологическая критика текста была разработана немецким филологом Карлом Лахманом. Так Д. С. Лихачев в своем труде подробно описывает идеи немецкой школы, в частности теорию К. Лахмана. Ему принадлежит теория «общих ошибок», выявление этих «общих ошибок» показало, что рукописи имеют схожее происхождение [3]. Метод выдвинутый К. Лахманом был увлекателен своей простотой. Реконструкция истории текста зависела теперь только от терпения текстолога. Идеи К. Лахмана получили дальнейшее развитие и в работах Пражской школы текстологии. Его научная теория и практическая работа развивались в основном в историко-филологическом направлении текстологии.

Отличительными чертами данной теории можно считать следующее:

  1. Наличие устойчивых норм
  2. Следование строгой методике
  3. Построение теории на количественном соотношении деталей
  4. Применение критической обработки античных текстов к литературе немецкого Средневековья

Однако теория К. Лахмана не была универсальной, в связи с этим была подвергнута большой критике. Так Ш. Бедье называл теорию «общих ошибок» Лахмана «изумляющим законом».

С появлением научной школы текстологии г. Лансона (Франция), XX век запомнился активной деятельностью парижского Института истории древних текстов. Так, начало 1970-х годов было ознаменовано активным развитием молодого текстологического направления — генеративной критики. Основным центром развития данного направления был Институт современных текстов и рукописей в Париже. В основном генеративная критика была направлена на изучение происхождения и движения текста, а также на воспроизведение всех этапов его создания в процессе письма. Основатели текстологии Нового времени считаются Р. Бентли, Х. Порсон, И. Рейске, Фр.-А. Вольф, Г. Герман.

Следует отметить, что в рамках генеративной критики не отдавалось предпочтение какой-либо одной из его редакций. А это значит, что последний авторский текст не имеет каких-либо преимуществ перед первоначальным черновиком, они просто представляют собой разные стадии жизни памятника. Таким образом, выделение в истории текста особые формы произведений отвечают логике различных, сталкивающихся между собой возможностей. Итак, генеративная критика позволяет во многом расширить проблематику текстологического исследования.

Литература:

  1. Текстология // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1064–1066–1596 с.
  2. Д. С. Лихачев Текстология: Краткий очерк. — М.—Л.: Наука. 1964 С.101
  3. А. Л. Гришунин «Исследовательские аспекты текстологии» Наследие Москва 1998 С. 12–17
Основные термины (генерируются автоматически): генеративная критика, текстология, история текста, развитие текстологии, рукопись, текст, теория.


Ключевые слова

текстология, герменевтика, рукопись, психологизм, литературоведение, история текста, критическое прочтение

Похожие статьи

Литературная критика как составная часть литературоведения

Литературная критика- (Суждение, искусство разбираться, судить)- одна из составных частей литературоведения. Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установлением основных...

Теория нарратива об авторе художественного текста

Библиографическое описание: Лошанина, М. Н. Теория нарратива об авторе художественного текста / М. Н. Лошанина.

Говорящий (homo loquens), наряду с естественным языком и текстом, находится в центре внимания современной лингвистики.

О проблеме происхождения древнерусского языка

Теория В. В. Виноградова нашла отражение в ряде вузовских программ и учебных пособий по истории русского литературного языка (книги А. И. Горшкова, Е. Г. Ковалевской, М. А. Кустаревой, Л. В. Судавичене, Н. Я. Сердобинцева и Ю. Г. Кадалькова, П. Филковой и др.).

Понимание текста как проблема современной лингвистики...

Интерес к проблеме понимания художественного текста также обусловливается ее междисциплинарным характером, нахождением на стыке таких наук, как философская герменевтика, лингвистика и теория текста, литературоведение и текстология.

Подходы к трактовке текста и художественного концепта...

В современной лингвистике понятие «текст» как многогранное и разноплановое явление, как продукт устной или письменной речи, представляющий собой «последовательность вербальных знаков», становится полноправным объектом лингвистических

Валгина Н.С. Теория текста.

Принципы структурного анализа художественного фрагмента...

Она настолько важна, что получает развитие уже в первом своем проведении: сначала в описании садового ножа, затем в диалоге

Пятая глава – поле не только энергичного развития, но и столкновения всех трех тем.

О графической маркированности художественного текста.

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте (параллельный и

Практическая работа по теме. «Развитие мысли в тексте. Способы и средства связи

3. Переворот в истории духовной литературы был ознаменован полтысячелетия назад...

Определение «биографического метода» Сент-Бёва в его работах...

Ключевые слова: биографический метод, Сент-Бёв, литературоведение, критика.

Сторонники «биографического метода» Сент-Бёва считали, что «вся история писателя сводится к его

Он отмечает, что его критиковали за отсутствие научной теории и за приверженность к...

Похожие статьи

Литературная критика как составная часть литературоведения

Литературная критика- (Суждение, искусство разбираться, судить)- одна из составных частей литературоведения. Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установлением основных...

Теория нарратива об авторе художественного текста

Библиографическое описание: Лошанина, М. Н. Теория нарратива об авторе художественного текста / М. Н. Лошанина.

Говорящий (homo loquens), наряду с естественным языком и текстом, находится в центре внимания современной лингвистики.

О проблеме происхождения древнерусского языка

Теория В. В. Виноградова нашла отражение в ряде вузовских программ и учебных пособий по истории русского литературного языка (книги А. И. Горшкова, Е. Г. Ковалевской, М. А. Кустаревой, Л. В. Судавичене, Н. Я. Сердобинцева и Ю. Г. Кадалькова, П. Филковой и др.).

Понимание текста как проблема современной лингвистики...

Интерес к проблеме понимания художественного текста также обусловливается ее междисциплинарным характером, нахождением на стыке таких наук, как философская герменевтика, лингвистика и теория текста, литературоведение и текстология.

Подходы к трактовке текста и художественного концепта...

В современной лингвистике понятие «текст» как многогранное и разноплановое явление, как продукт устной или письменной речи, представляющий собой «последовательность вербальных знаков», становится полноправным объектом лингвистических

Валгина Н.С. Теория текста.

Принципы структурного анализа художественного фрагмента...

Она настолько важна, что получает развитие уже в первом своем проведении: сначала в описании садового ножа, затем в диалоге

Пятая глава – поле не только энергичного развития, но и столкновения всех трех тем.

О графической маркированности художественного текста.

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте (параллельный и

Практическая работа по теме. «Развитие мысли в тексте. Способы и средства связи

3. Переворот в истории духовной литературы был ознаменован полтысячелетия назад...

Определение «биографического метода» Сент-Бёва в его работах...

Ключевые слова: биографический метод, Сент-Бёв, литературоведение, критика.

Сторонники «биографического метода» Сент-Бёва считали, что «вся история писателя сводится к его

Он отмечает, что его критиковали за отсутствие научной теории и за приверженность к...

Задать вопрос