Применение информационных ресурсов в обучении детей начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.10.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Гильманова, Е. О. Применение информационных ресурсов в обучении детей начальной школы / Е. О. Гильманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 245-246. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84706/ (дата обращения: 26.01.2022).



Статья посвящена актуальному вопросу применения цифровых технологий в образовании. Описано эффективное использование различных интернет-ресурсов.

Ключевые слова: цифровое образование, цифровые ресурсы.

The article is devoted to the topical issue of the use of digital technologies in education. The effective use of various Internet resources is described.

Keywords : digital education, digital resources.

Мы живем в век высоких технологий, поэтому сложно представить школьное обучение без использования различных цифровых ресурсов. Цифровое образование осуществляется в условиях сетевого сообщества, посредством применения дистанционного обучения, электронных учебников, различных сайтов, социальных сетей, блогов и с помощью современных устройств [4].

Применение ИКТ позволяет учителю экономить время и работать более эффективно:

— — готовиться к урокам и составлять конспекты;

— — подбирать различные дидактические материалы для классных часов, мероприятий, родительских собраний, различных выступлений на педсоветах, семинарах и т. д.;

— оформлять текущую документацию;

— отслеживать результаты учебной деятельности учащихся;

— налаживать дистанционное общение с родителями учеников;

— обмениваться опытом работы с коллегами, а также собственными методическими разработками и достижениями;

— быстро получать и систематизировать нужную информацию [4].

В начальной школе цифровое обучение имеет большое значение в оптимизации учебной деятельности. У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, поэтому им необходимо как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекающего их в процесс восприятия нового не только через зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Активное использование презентаций, видеоуроков, аудиоматериалов, музыкальных физминуток, тренажеров, специально-обучающих программ, участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах не только оживляет учебный процесс, но и повышает мотивацию в обучении [2].

Для молодого учителя использование цифровых ресурсов значительно облегчает подготовку к урокам. Также очень важно, что их использование возможно практически на всех уроках и его этапах: для организации класса, при объяснении новой темы, для проведения физминуток, при закреплении нового материала и рефлексии. Проведем анализ актуальных информационных ресурсов.

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме. Здесь представлены более 30000 заданий в игровой форме. Этот ресурс отличается яркостью презентации, что помогает привлечь маленьких учеников. Она используется для закрепления нового материала дома или на внеурочных занятиях. Очень важно, что онлайн-платформа самостоятельно оценивает действия ученика, при ошибке задает наводящие вопросы, чтобы ученик принял верное решение (особенно полезно для слабых учеников). Плюсом программы являются олимпиады по разным предметам, за успешное выполнение которых ученик получает сертификат. Данная платформа используется преимущественно во внеурочное время, что позволяет в игровой форме проработать изученный материал [1].

Видеоуроки по разным предметам и темам можно найти на образовательных порталах Инфоурок, InternetUrok.ru, «Российская электронная школа», YouTube.

Видеоуроки эффективны как при изучении новой темы, так и при закреплении ранее пройденного материала. Их можно использовать на уроках, внеурочных занятиях, при проведении мероприятий, в работе со слабоуспевающими детьми, на занятиях по развитию речи, при проведении физминуток. Красочная информация помогает сосредоточить внимание детей, удержать интерес, что особенно важно для начальной школы. Видеоуроки можно использовать небольшие видеоролики после уроков на пятиминутках безопасности.

Инфоурок — отличная возможность для учителей поделиться опытом работы, своими разработками мероприятий, конспектов, презентаций, выступлений, а так же найти для себя необходимый дидактический материал [1].

Российская электронная школа включает в себя интерактивный школьный курс с 1 по 11 класс. Первым делом можно увидеть лекцию учителя по интересующей теме, далее выполнить задания по закреплению пройденного материала. Важный момент: задания можно проделывать несколько раз. Также есть подсказки, чтобы выполнить данное задание успешнее.

На сайте InternetUrok.ru можно найти интересные видеоуроки, тренажеры, конспекты, тесты. Есть возможность задать вопрос учителю. На сайте представлены все уроки естественнонаучных дисциплин, для 1–11 классов и почти половина по гуманитарным наукам. Над каждым уроком работает группа специалистов — от учителей и редакторов до художников и режиссеров [1].

Якласс — полностью оснащенный образовательный ресурс. Он адаптирован для работы с мультимедийной доской, проектором, экраном. Это отличный помощник в проведении тестирования (сразу виден результат каждого ученика). Есть возможность дать домашнее задание в электронном виде. Система сама проверяет и оценивает работу ученика, что очень экономит время на проверку домашних заданий. Также учитель может отследить, какие задания уже решили ученики. В данной системе исключается момент «списывания», так как предложено огромное количество вариантов для каждого ученика [1].

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:

— развивать творческую и познавательную активность детей (с использованием данных сайтов у детей появилась возможность получать более точную и интересующую их информацию. Например, на внеурочных занятиях или дома с родителями дети находят информацию по заданным мною ранее микротемам, чем делятся своими разработками на следующем уроке.

— повышать качество обученности (используя при объяснении новой темы красочный визуальный материал, интерес детей и концентрация внимания значительно повышается, что очень благоприятно сказывается, и даже трудная для усвоения тема даётся ребенку легче. Очень помогают решенные на сайте ребенком карточки по уже изученным темам.);

— самоутверждаться учащимся — раскрывать свои возможности и способности (Даже слабый ученик, пусть иногда и с помощью родителей, решая задания на сайте Учи.ру, как бы готовится к следующему уроку, и его уже не пугают задания для самостоятельной работы. Для сильных учеников предусмотрены олимпиады.);

— подготовить детей к самостоятельному решению возникающих проблем, развивать навыки самообразования и самоконтроля (Если у ребенка появился интересный вопрос, ему нужно предложить попытаться найти ответ в Интернете. Иногда они сами пытаются его найти и поделиться с одноклассниками. На большинстве сайтов есть ответы на заданные вопросы, что очень помогает не уверенным в себе детям.);

— создавать благоприятный фон для достижения успеха, что положительно влияет и на учебную деятельность (на данных платформах и сайтах предусмотрены рейтинги и грамоты, что очень благоприятно влияет на мотивацию к обучению. Всегда присутствует соревновательный момент.);

— сформировать функционально грамотную личность (Задания даются в системе и постоянно усложняются: чем больше и интереснее найденная информация, тем выше полученная оценка.);

— предоставлять возможность создания условий для вовлечения учащихся в цифровую среду (в школе предусмотрена внеурочная деятельность «Всезнайка», где дети в компьютерном классе повышают цифровые знания) [3].

Конечно, Интернет не может стать полноценной заменой для учителей. Наиболее эффективным вариантом является смешанное обучение, включающее в себя академическое образование и цифровые технологии.

Литература:

  1. Батакова, Е. Л. Интерактивные средства обучения как часть ЭОР / Е. Л. Батакова, Н. В. Батакова. Интерактивные средства обучения как часть ЭОР // Вестник ТГПУ. — 2016. — № 1 (166).
  2. Ключевые навыки 21 века [Сайт]. URL: org/storage/documents/1.__p21_framework_2-pager.pdf (26.08.2020). — 2014. — p 21.
  3. Левенцов, В. А. Качество образования в эпоху цифровой экономики / В. А. Левенцов, Н. В. Муханова // Санкт-Петербургский международный экономический форум: сб. ст. — СПб, 2018. — С. 77–79.
  4. Окрепилов, В. В. Качество образования как важная составляющая качества жизни в условиях цифровой экономики / В. В. Окрепилов, Н. Л. Гагулина, И. В. Чудиновских // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сб. тр. III Междунар. науч.-метод. конф. — СПб, 2019. — С. 98–104.
Основные термины (генерируются автоматически): Задание, ребенок, урок, ученик, видеоурок, игровая форма, начальная школа, объяснение новой, опыт работы, пройденный материал, ресурс, сайт, учебная деятельность, учитель, цифровое образование.


Задать вопрос