Инклюзивные технологии в дошкольном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кондратенко, С. Н. Инклюзивные технологии в дошкольном образовании / С. Н. Кондратенко, У. А. Гришакова, А. К. Алпеева, Н. А. Костякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84673/ (дата обращения: 30.11.2021).



В последнее время в России увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, таким «особенным» детям сложнее адаптироваться в обществе ровесников, почувствовать себя «такими же, как все». В нашей стране активное внедрение инклюзивного образования началось относительно недавно. Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы не упустить важный период становления личности, помочь ребёнку осознать свою значимость, поверить в свои силы. Для этого в своей деятельности мы используем инклюзивные технологии.

В нашем детском саду используются такие инклюзивные технологии, как:

  1. Технология тьюторского сопровождения.
  2. Технология командного взаимодействия (наставничество и волонтёрство).

Технология тьюторского сопровождения.

Осуществлять сопровождение может тьютор, психолог, логопед, дефектолог, воспитатель. В нашем ДОУ такого человека, мы называем специалист сопровождения. Сопровождение ребёнка с особенностями в развитии начинаем с самого начала, с адаптационного периода и проходит так.

1 этап. Во время проведения занятия педагог работает с детьми группы, а специалист сопровождения с ребёнком с особенностями в развитии. Специалист сопровождения заведомо изучает конспект занятия и адаптирует те моменты, которые необходимы для организации занятия.

2 этап. На втором этапе в адаптированной форме специалист сопровождения «включает» ребёнка с особенностями в развитии в общую деятельность группы. Это можно начать с пальчиковой гимнастики, психогимнастики, игровых моментов на занятии. Постепенно от общей деятельности переходим к образовательной деятельности.

3 этап. В какой-то момент мы замечаем, что ребёнок с особенностями в развитии не реагирует на специалиста сопровождения. И тогда во время занятий педагог и специалист сопровождения меняются ролями (все действия обсуждаются до занятия).

4 этап. Третий этап продолжительный, но наступает момент, когда педагог успевает сам одновременно организовывать работу на занятии с детьми группы и ребёнком с особенностями в развитии. И тогда специалист сопровождения «маленькими шагами отходит на задний план» и даёт возможность педагогу работать самостоятельно, но готов помочь в самых критических моментах.

Главная задача специалиста сопровождения — постепенный и безболезненный выход из сопровождения, а педагога — обрести опыт введения детей с особенностями в развитии образовательную и воспитательную деятельности группы.

В своей практике мы используем технологию командного взаимодействия , понимая, что в команде действовать эффективнее. Особенности реализации данной технологии в следующем:

Взаимозаменяемость специалистов.

Если в ДОУ нет тьютора, его могут заменить другие специалисты в организации сопровождения детей с особенностями в развитии.

Сопровождение и помощь младшего воспитателя, специалистов.

Очень важно, когда воспитатель и младший воспитатель друг друга дополняют, поддерживают и помогают друг другу. Это облегчает задачу воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.

Организация и деятельность ПМПК учреждения.

Деятельность ПМПК учреждения осуществляется по определённому плану. На заседаниях ПМПК собираются все специалисты учреждения, совместно ставят цели и задачи обучения детей с особенностями в развитии. Совместно с родителями таких детей обсуждаются возникающие проблемы и их решения, составляется план реализации совместных действий.

Координатор инклюзии.

Координатором может выступать старший воспитатель или заместитель заведующего по ВМР, который координирует работу всех специалистов в образовательной и воспитательной деятельности.

АООП — адаптация материала.

Материал адаптируется таким образом, чтобы им мог воспользоваться каждый специалист при подготовке и проведении занятий с детьми с особенностями в развитии.

ИМС — координирующий документ деятельности с особенным ребёнком.

ИМС ведут педагоги и специалисты. Отслеживание динамики развития ребёнка проходит в конце месяца, 1 раз в триместр, в конце полугодия и итог года.

Индивидуальный маршрут сопровождения выглядит таким образом:

Дата фиксации

Проблемы ребёнка

Действия педагога по преодолению трудностей

Динамика развития ребёнка

Работа с родителями (распределение ответственности)

Основные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ и (или) инвалидностью.

Игровой метод . Игровая деятельность, применение игровых ситуаций — обучение через игру: эти дети «плохо» сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема, например, «Счёт», мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько осталось и т. д. Используем игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Дидактические игры — игры на развитие познавательной деятельности: сначала этот ребёнок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность; это настольные игры, пазлы, конструирование.

Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми — игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помощь при мытье рук, просьбы привести ребёнка из коридора или спальни (уходят, уединяются, когда устают). В сюжетно-ролевых играх дети выполняют то, что им посильно.

Методы расслабления — физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа. Позволяют снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица — артикуляционные упражнения: улыбка, часики, гримасы. В области кистей рук — пальчиковая гимнастика, массажные мячи и т. д.

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с определённым символом: идём мыть руки — картинка с умывальником и ребёнком (с одной стороны на ней изображён плюс, с другой — минус).

Приём «рука в руке».

Использование наглядного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Речевые интонационные приёмы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы, тише и т. д.

Активные приёмы рефлексии — самоанализ деятельности ребёнку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: «У Ромы сегодня хорошо получилось!» (и использовать похвалу или поощрение, например жетончики).

Элементы психогимнастики , частая смена деятельности .

Привлечения других детей — дети выбирают помощника для ребёнка с ОВЗ: помочь одеться, помыть руки, не отстать от всех детей и т. д.

Работа по показу, образцу .

Работа совместно с взрослым и другими детьми.

Обучение в паре со здоровым ребёнком, наставничество, волонтёрство.

Ежедневно повторяющиеся действия .

Данные технологии позволяют педагогам грамотно, организовать совместную и самостоятельную деятельность свою и детей так, чтобы, каждый ребёнок, вне зависимости от индивидуальных особенностей в развитии, во время пребывания в ДОУ, мог чувствовать себя комфортно, а также проявить свои навыки и умения, и получить максимум удовольствия от выполненной работы.

Литература:

  1. Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  2. Материалы вебинара «Работа с детьми с особыми образовательными потребностями» // «Детский сад 2100» https://vk.com/club163897083
Основные термины (генерируются автоматически): специалист сопровождения, ребенок, развитие, особенность, педагог, воспитательная деятельность, командное взаимодействие, младший воспитатель, пальчиковая гимнастика, ребенок группы.


Задать вопрос