Понятие государственного и муниципального кредита и долга как объектов правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.10.2021

Статья просмотрена: 5764 раза

Библиографическое описание:

Соснина, Д. Д. Понятие государственного и муниципального кредита и долга как объектов правового регулирования / Д. Д. Соснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84655/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье рассматриваются понятие и правовая природа такого института, как государственный (муниципальный) кредит. Автором отмечается его двойственная природа, при которой государство или муниципальное образование может выступать как кредитором, так и заемщиком.

Ключевые слова: государственный (муниципальный) кредит, финансовая политика, кредитор, заёмщик, государственный бюджет.

Неотъемлемой частью финансовой структуры любого государства выступает кредитование. Проводимые государством мероприятия требуют своего материального обеспечения, что обуславливает необходимость в осуществлении им эффективной финансовой деятельности. Однако между реальным поступлением финансов в государственную казну и потребностями страны могут возникнуть определенные противоречия. Поиск дополнительных денежных средств особую актуальность приобретает в условиях дефицита бюджета. В таком случае на помощь приходит такой инструмент, как государственный или муниципальный кредит. Однако правительство страны и в условиях сбалансированного бюджета не откажется от дополнительного финансового притока в государственную казну. Его потребность в дополнительных финансовых ресурсах никогда не иссякает. При этом такое положение вещей является вполне нормальным, т. к. без ожидания поступления обычных бюджетных доходов могут немедленно финансироваться дополнительные программы хозяйственной и социально-культурной политики.

Стоит отметить, что государство и муниципальные образования могут выступать как кредиторами, так и должниками. Другими словами, под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых Российская Федерация, ее субъекты или же муниципальные образования выделяют находящиеся в их распоряжении свободные денежные средства, и предоставляют их во временное пользование субъектам экономики (физическим и юридическим лицам), иностранным государствам, международным организациям на платной, возвратной, срочной основе или же осуществляют привлечение свободных денежных средств от названных субъектов.

Государственное и муниципальное кредитование осуществляется не просто с целью привлечения дополнительных денежных средств, а в определенных целях, а именно:

— разрешение проблемы управления бюджетным дефицитом и его финансирования;

— проведение политической программы, нацеленной на выравнивание социального и экономического уровня жизни населения и функционирования экономики в регионах;

— оказание поддержки муниципальным образованиям в решении неотложных социально-экономических задач;

— поддержка развития приоритетных отраслей экономики.

Правовая природа и содержание государственного и муниципального кредита находят свое выражение в осуществляемых им функциях: распределительной и регулирующей.

Перераспределение денежных ресурсов является важнейшей функцией государственного и муниципального кредита. Такое распределение осуществляется с учетом потребностей экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. При этом финансовые ресурсы могут перераспределяться между различными субъектами: федеральным и региональным бюджетами, региональным и муниципальным бюджетами, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и т. д.

Государственный и муниципальный кредит, как выло указано выше, выполняет и регулирующую функцию. Ее суть заключается в том, что государство, в случае вступления в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость населения в трудовой сфере. При сознательном использовании такого вида кредита как инструмента регулирования экономики, правительство государства способно осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения реализуется путем размещения займов в различных инвесторских группах. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затраты, то наличная денежная масса в обращении абсолютно сократится. A безвозмездное выделение бюджетных ресурсов, в условиях их ограниченности, не всегда оправдано. Тем более, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе гораздо выше, чем на бесплатной и безвозвратной. При этом, у государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им кредитных ресурсов.

В другом случае, т. е. когда государство (муниципальные образования) выступает в качестве заемщика, речь, как уже было неоднократно указано выше, идет о государственном долге.

В соответствии с действующим законодательством, к государственному долгу Российской Федерации относятся ее долговые обязательства перед российскими и иностранными физическими и юридическими лицами, ее регионами, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права, которые возникли в результате ее государственных заимствований, а также долговые обязательства по предоставленным Российской Федерацией государственным гарантиям и долговые обязательства, обусловленные принятием законодательных актов об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до 2000 года (т. е. до вступления в силу Бюджетного Кодекса) [1, ст. 97]. Считаем необходимым отметить, что долговые обязательства РФ могут быть подразделены на три вида: краткосрочные (менее одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные(от пяти до 30 лет включительно) [1, ст. 98].

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным Российской Федерацией от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

В заключении статьи считаем необходимым отметить, что Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления [2, с. 102].

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СЗ РФ. — 1998 № 31. — ст. 3823; 2020. — № 52 (часть I). — ст. 8594.
  2. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2001. 527 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, муниципальный кредит, государственный долг, государство, федеральный бюджет, государственная казна, денежное обращение, кредит, лицо, правовая природа.


Ключевые слова

государственный бюджет, кредитор, заемщик, финансовая политика, государственный (муниципальный) кредит

Похожие статьи

Правовое регулирование внешнего и внутреннего...

Настоящая статья посвящена вопросу государственного долга Российской Федерации. Автор рассматривает различные подходы к понятию государственного долга, а также

Правовое регулирование внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации.

Финансовая система Российской Федерации: место и роль...

Рабочим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, действующий на основании Положения о Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам (утв. решением...

Государственный кредит, его особенности по сравнению...

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон

2. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что государство влияет на...

Значение и функции государственного кредита | Молодой ученый

Государственный кредит выступает и в качестве средства привлечения дополнительных финансов для покрытия бюджетного дефицита в случаях крайней необходимости. Погашение самого кредита и выплата процентов по нему осуществляется за счёт бюджетных средств.

Модели финансовой системы Российской Федерации

6. Кредит (государственный и банковский). Карасева М. В. считает, что финансовая система состоит из относительно самостоятельных звеньев таких, как

В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации.

Государственный внутренний долг Российской Федерации...

Государственный внутренний долг в научной литературе рассматривают в двух аспектах

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые

Государственный долг — совокупность дефицита государственного бюджета за...

Федеральное казначейство в финансовой системе России

В статье раскрывается роль Федерального казначейства как одного из важнейших

Федеральное казначейство, Электронный бюджет, российская федерация, бюджетная.

Государственный бюджет и его роль в экономике. Бюджет — это важнейшая концепция в...

Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской...

Ключевые слова: государственный долг, долговой устойчивость Российской Федерации

В мировой и отечественной практике государственный долг не является редкостью, а

годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета» или «Годовая...

Финансовая система как объект правового регулирования

Существует так же государственный кредит, однако для целей

Есть отличия от кредита и в рамках правового регулирования и субъектного состава.

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения и исполнения функций...

Похожие статьи

Правовое регулирование внешнего и внутреннего...

Настоящая статья посвящена вопросу государственного долга Российской Федерации. Автор рассматривает различные подходы к понятию государственного долга, а также

Правовое регулирование внешнего и внутреннего государственного долга Российской Федерации.

Финансовая система Российской Федерации: место и роль...

Рабочим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, действующий на основании Положения о Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам (утв. решением...

Государственный кредит, его особенности по сравнению...

Ключевые слова: государственный кредит, внешний долг, государственный внутренний долг.

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон

2. Регулирующая функция, суть которой состоит в том, что государство влияет на...

Значение и функции государственного кредита | Молодой ученый

Государственный кредит выступает и в качестве средства привлечения дополнительных финансов для покрытия бюджетного дефицита в случаях крайней необходимости. Погашение самого кредита и выплата процентов по нему осуществляется за счёт бюджетных средств.

Модели финансовой системы Российской Федерации

6. Кредит (государственный и банковский). Карасева М. В. считает, что финансовая система состоит из относительно самостоятельных звеньев таких, как

В статье проанализирована система государственного финансового контроля и мониторинга в Российской Федерации.

Государственный внутренний долг Российской Федерации...

Государственный внутренний долг в научной литературе рассматривают в двух аспектах

В настоящее время в государственный долг Российской Федерации входят долговые

Государственный долг — совокупность дефицита государственного бюджета за...

Федеральное казначейство в финансовой системе России

В статье раскрывается роль Федерального казначейства как одного из важнейших

Федеральное казначейство, Электронный бюджет, российская федерация, бюджетная.

Государственный бюджет и его роль в экономике. Бюджет — это важнейшая концепция в...

Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской...

Ключевые слова: государственный долг, долговой устойчивость Российской Федерации

В мировой и отечественной практике государственный долг не является редкостью, а

годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета» или «Годовая...

Финансовая система как объект правового регулирования

Существует так же государственный кредит, однако для целей

Есть отличия от кредита и в рамках правового регулирования и субъектного состава.

Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения и исполнения функций...

Задать вопрос