В данной статье рассматривается проблема адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе, как непрерывный и многоуровневый процесс. Переход ребёнка от дошкольного детства к школьной жизни несёт за собой множество переломных моментов в психическом развитии. В связи с этим, благодаря анализу теоретических источников, в статье выделяются и описываются различные факторы, которые могут повлиять как положительно, так и отрицательно, на успешность прохождения процесса школьной адаптации первоклассников к школьному обучению. Приводится классификация этих факторов, а также раскрывается их содержание с учетом влияния на процесс адаптации. Особое внимание уделяется организации дружественной обстановки и положительного эмоционального общения как в классе со сверстниками, так и в семье младшего школьника с родителями. На данный момент проблема школьной дезадаптации первоклассников остается одним из наиболее серьезных и важных вопросов, как для педагогов, так и для родителей, в связи с этим необходимо тщательно вести учёт всех факторов, которые так или иначе влияют на процесс и результат адаптации к школьному обучению, поскольку от этого зависит благополучие последующего развития личности.
Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, обучение, личность, младший школьный возраст, факторы.
Процесс адаптации к обучению в школе — важный момент становления ребенка в абсолютно новом для него социальном статусе ученика. Самoе главное для данного жизненного периода — это процесс привыкания к школьному oбучению и его условиям. Многие младшие школьники проходят данный этап быстро и легко, без каких-либо последствий и психологических травм, но некоторые дети могут проживать его достаточно сложно, вследствие чего могут возникнуть проблемы различного рода, в том числе «школьная дезадаптация».
Я. Л. Коломинский и Е. А. Панько рассмотрели факторы, которые положительно или отрицательно влияют на привыкание детей к школе [5]. Они отмечают, что на благоприятное прохождение адаптационного периода первоклассников влияет ряд факторов: возрастные и психологические особенности ребенка физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе, возраст поступления в школу, взаимоотношения с одноклассниками, с учителями и с семьёй, и многие другие.
Многие исследования подтверждают мнение о том, что если ребёнок адекватно оценивает себя, если у негo постоянно сменяется деятельность, отсутствуют конфликты, недопонимание в семье и родители используют грамотные методы воспитания, то всё это благоприятно влияет на успешную адаптацию к школе. В то время как полная неготовность ребёнка к школе, негативная обстановка в семье, низкий социальный статус семьи и неблагоприятное окружение затрудняют процесс привыкания.
Главная задача учителя в период адаптации первоклассников к школьному обучению заключается в учёте всех факторов и грамотном выстраивании не только уроков, но и досуга, и отношений учащихся между собой.
Рассмотрим ряд основных факторов, влияющих на адаптацию детей младшего школьного возраста.
Возраст поступления в 1 класс. Дети, поступившие в школу в 6 лет, чаще всего адаптируются сложнее и дольше. Они быстрее утомляются, от этого снижается их работоспособность, ослабевает нервная система, снижается иммунитет и общее настроение. В связи с этим и у родителей таких детей появляется тревога и страх. Именно поэтому при поступлении в 1 класс следует внимательно отнестись (и родителям, и учителям) к фактору возраста, поскольку период с 6 до 7 лет очень важен для физического, функционального и психического развития ребенка.
Состояние здоровья. Здоровье ребёнка влияет как на успешность прохождения адаптации, так и на весь дальнейший процесс обучения. Здоровые дети (без хронических заболеваний) адаптируются легче и быстрее, чем часто болеющие. Детям с ослабленным иммунитетом нужна помощь и родителей, и учителя. Во-первых, необходимо соблюдать режим и все условия организации учебного процесса. Во-вторых, методы, содержание и насыщенность уроков должны соответствовать возрастным особенностям — следует учитывать особенности организма первоклассника и не перегружать детей.
Готовность ребёнка к школе.
Многие родители считают, что ребенок готов к школе, если он знает цифры, буквы, умеет считать и знаком со всеми цветами радуги. Но, это совершенно не так, готовность к школе — это комплексное и многогранное понятие, включающее в себя различные виды готовности к школе.
Рис. 1. Виды готовности к школе [3]
Л. С. Выготский считал, что готовность ребёнка к школе не стоит оценивать исключительно по наличию определённых знаний, умений и навыков, а стоит обратить внимание на развитие познавательных процессов у будущего первоклассника. Готовность к школе Л. В. Выготский связывает с развитием способности обобщать, анализировать, дифференцировать и осознанно делать выводы [2].
Л. И. Божович утверждала, что личностная и интеллектуальная готовности к школе очень важны. Она считала, что эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям [1]; успешность обучения во многом зависит и от уровня мотивационного развития, уровня произвольности поведения и развития интеллектуальной сферы.
Взаимоотношения со сверстниками, учителями, семьёй. Учителю необходимо поддерживать дружбу в классе, формировать общие интересы в коллективе. Очень важно, чтобы ребёнок испытывал как можно больше положительных эмоций в процессе общения со сверстниками, чтобы ему было комфортно и в удовольствие учиться в этом классе, в этой школе и в окружении этих людей.
Помимо всего, на процесс адаптации может влиять стиль общения педагога с детьми. Чаще всего в научной литературе выделяют три стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и попустительский. В исследовании М. Е. Зеленовой было показано, что адаптация детей к школе более благоприятно протекает в классе у учителя, придерживающегося демократического типа педагогического взаимодействия. У ребят к концу года снижается выраженность таких симптомокомплексов, как незащищенность, недоверие к себе, враждебность, депрессивность, чувство неполноценности и конфликтность. Личностно ориентированный учитель создает благоприятную атмосферу в классе. [4].
Психологи Я. Л. Коломинский и А. А. Панько считают, что адаптация младшего школьника к обучению пройдёт проще и легче, если взаимоотношения с родителями будут хорошими, если будут отсутствовать конфликты как в общении с взрослыми, так и со сверстниками [5].
Таким образом, учет всех рассмотренных факторов, которые так или иначе могут повлиять на адаптацию первоклассников, будет способствовать более быстрому и легкому прохождению процесса их адаптации к обучению в школе.
Литература:
- Божович Л. И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / Л. И. Божович; Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
- Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Л. С. Выготский. Собр. соч.: в 6т. — Т.4. — М., 1983. — 328 с.
- Гладко М. Виды готовности к школе: характеристика и критерии. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/6520_vidy_gotovnosti_k_shkole. (Дата обращения: 04.05.2021).
- Зеленова М. Е. Психологически особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: дис. канд. псих. наук. — М., 1992. — 19 с.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988. — 189 с.
- Костяк Т. В. Психологическая адаптация к школе. — М.: «Академия», 2008. — 173 с.