Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.10.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Чижакова, Г. И. Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности / Г. И. Чижакова, Анастасия Гаврилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84618/ (дата обращения: 05.12.2021).



В статье представлен опыт работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации кружка «Юный оратор» во 2 классе, проанализированы формы и методы работы.

Ключевые слова: ораторское искусство, ораторское мастерство, младший школьник, публичное выступление, внеурочная деятельность, кружок «Юный оратор».

The article presents the experience of working on the development of public speaking skills among younger students in extracurricular activities. The experience of organizing a circle «Young speaker» in the 2nd grade is described, the forms and methods of work are analyzed.

Keywords: oratory, oratory, junior schoolchild, public speaking, extracurricular activities, «Young orator» circle.

Формирование ораторского мастерства младшего школьника заключается в развитии ораторских умений и ораторских навыков. Содержание названных умений и навыков рассматривается такими авторами, как Т. Г. Рамзаева, М. С. Соловейчик, Н. В. Ладыженская и Т. А. Ладыженская и др. В начальной школе у обучающихся формируются следующие умения ораторского мастерства: умение оценивать речевую ситуацию и определять в соответствии с нею цель предстоящего публичного вступления; определять тему публичного вступления и его основную мысль; намечать план предстоящего публичного вступления, последовательность изложения, осмысливать основные факты; отбирать лексические средства, соответствующие ситуации, в которой будет происходить публичное выступление, стиль высказывания; грамматически оформлять отобранные лексические средства и логически связывать их между собой; давать самооценку публичного выступления [3, с. 253].

Н. Н. Кириллова выделяет основные причины затруднений, возникающих у младших школьников при публичном выступлении: недостаточный опыт публичных выступлений; психологические особенности ребенка; недостаточный словарный запас, недостаточная сформированность интонационных умений, неумение отвечать на вопросы слушателей [2, с. 17].

Исходя из этого, одной из важнейших задач развития ораторского мастерства у младших школьников является оказание помощи школьнику в преодолении названных затруднений. Решению этой задачи способствовала опытно-экспериментальная работа по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности, которая проводилась на базе МАОУ СОШ № 90 г. Красноярска. В исследования участвовали 20 обучающихся 2 класса в возрасте 8–9 лет.

Для диагностики уровня сформированности ораторского мастерства младших школьников, применялись несколько диагностических методик: задания, разработанные профессором Т. А. Ладыженской; методика, разработанная Р. С. Немовым «Определение понятий»; методика обследования речи младших школьников, разработанная Т. А. Фотековой.

По итогам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что у обучающихся экспериментальной группы лучше развиты ораторские способности и словарный запас, более низкие показатели по оформлению высказываю и умению создавать тексты. Кроме того, основными причинами затруднений, возникающих у младших школьников при публичном выступлении остались недостаточный опыт публичных выступлений; психологические особенности ребенка; неумение отвечать на вопросы слушателей [1, с. 131].

Исходя из полученных результатов, был организован кружок «Юный оратор», разработана программа деятельности данного кружка. Основной формой проведения занятий выступала театрализации, поскольку театральное искусство близко и понятно младшим школьникам. Сценарии театральных миниатюр и спектаклей создавались или подбирались под данный коллектив обучающихся. Фактически роль создавалась или подбиралась под каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных и психофизиологических возможностей и способностей [4, с. 79].

С целью изучения и усвоения теоретических основ ораторского искусства школьники, обучающиеся во вторых классах, знакомились с знаменитыми ораторами, образцами ораторских речей, правилами построения ораторской речи. Самостоятельная деятельность учеников включала работу с литературой, подготовку докладов и презентаций.

Овладению техникой речи способствовали следующие упражнения:

— упражнения, направленные на работу с дыханием: «Успокоительное дыхание», «Насос»;

— упражнения, связанные с артикуляцией — для этого подходят скороговорки;

— упражнения, направленные на корректировку темпа речи: «Определение скорости речи», «Убыстрение и замедление темпа речи»;

— упражнения, связанные с громкостью речи:«Диктор» — на развитие громкости, «Демосфен» — на развитие силы голоса;

— работа над словами и звуками-паразитами: развитие самоконтроля за чистотой собственной речи; развитие критического отношения к речи окружающих;

— упражнения, связанные с тембром, диапазоном голоса: «Маляр», «Анекдот»;

— упражнения, связанные с моделированием голоса: ученикам предлагается описать голос и тон, уместные, в различных ситуациях, например, учитель на уроке русского языка и учитель на уроке физкультуры; упражнение «Моделирование голоса и тона»: предлагается любая фраза, которую нужно преподнести спокойным, дружеским, язвительным, злобным тоном [5, с. 100].

Для совершенствования речевых и интонационных умений младших школьников, обучающихся во вторых классах, были использованы следующие задания.

Для совершенствования речевых и интонационных умений младших школьников, обучающихся во вторых классах, были использованы следующие упражнения. Цель упражнения «Я был на прогулке и увидел…» — обогащение словарного запаса младших школьников. Обучающимся предлагалось выбрать карточки с буквами, после этого нужно придумать слово, начинающееся на заданную букву, чтобы продолжить фразу. Например, школьник вытянул карточку с буквой «И». Он мог продолжить фразу, называя либо существительные (Я был на прогулке и увидел носорога), а также прилагательные (Я был на прогулке и увидел низкую скамейку) [2, с. 18].

Цель упражнение «Интервью» — развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. В данном упражнении ученик исполнял роль известного ученого, которого пригласили на интервью. «Ученому» задавались вопросы по его исследованию, задача ученика — своими ответами раскрыть сущность и важность своего исследования.

Упражнение «А можно спросить..?» направлено на формирование умения ориентироваться в ситуации общения. Ученику предлагалось прочитать текст (из литературных произведений, научно-популярных статей) перед одноклассниками. Задача участников: задавать вопросы, начинающиеся со слов «А можно спросить?» во время выступления. Выступающий должен среагировать на вопрос и дать быстрый ответ, а затем дальше продолжить читать текст [4, с. 80].

Упражнение «Где поставить ударение?» направлено на формирование умения правильно ставить логическое ударение. Ученикам предлагалось прочитать одно и тоже предложение, ставя ударение на определенное слово. Например: в зоопарке я увидел необычное животное; в зоопарке я увидел необычное животное; в зоопарке я увидел необычное животное; в зоопарке я увидел необычное животное; в зоопарке я увидел необычное животное . После прочтения ведущий задавал вопрос: как менялась фраза в зависимости от поставленного ударения?

Цель упражнения «Дирижер» — сформировать умение использовать мелодику голоса в своей речи. Педагог заранее оговаривал с обучающимися, какие жесты будут обозначать повышение-понижение и громкость (тишину) голоса. Далее ученикам раздавался текст для чтения. Педагог во время чтения начинал «дирижировать», показывая, как нужно изменить тон голоса. Задача учеников: в зависимости от показанного жеста изменять свой голос.

Упражнение «Угадай эмоцию» направлено на формирование умения выбирать тон голоса в зависимости от ситуации. Заранее готовились карточки с обозначением эмоциональной окраски (например, радость, грусть, удивление и т. д.). Ученикам предлагалось выбрать карточку, а затем прочитать стихотворение или небольшой текст, используя выбранную эмоциональную окраску. Задача участников: правильно определить эмоцию.

Цель упражнения «Публицист» — сформировать умение строить логически-связанные высказывания. Ученикам предлагались карточки с названиями тем и ставилась задача: подготовить мини-выступление, а затем выступить перед классом. Это универсальное упражнение, которое позволяет сформировать у младших школьников умение строить высказывания, а также побороть страх перед публичными выступлениями [1, с. 131].

Для преодоления страха публичных выступлений младшим школьникам, обучающимся во вторых классах, систематически предлагались задания по подготовке сообщений, докладов на различные темы.

На заключительном этапе исследовательской работы было проведено повторное диагностирование. Проведенный анализ позволяет говорить о положительной динамике развития ораторского мастерства обучающихся 2 класса и свидетельствует об эффективности работы кружка «Юный оратор».

Программа «Юный оратор» позволила учащимся не только грамотно поставить голос и технику речи, но на практике отработать все приемы, способствующие умению четко и ясно выражать свою мысль перед аудиторией. Обучающиеся овладели умением публичных выступлений, приобрели навыки эффективного рассказывания, научились говорить увлекательно, четко и ясно выражать свою мысль.

Таким образом, программа способствовала свободному развитию личности, развитию мышления, логики, интереса к речевому творчеству, актерскому мастерству.

Литература:

  1. Артемьев Т. М. Как овладеть ораторским мастерством в совершенстве // Универсум Платоновской мысли: Платон и риторика. Тезисы докладов XXVIII научной конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 131–133.
  2. Кириллова Н. Н. К вопросу о критериях оценки устного публичного выступления в рамках учебной ситуации // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2016. № 1. С. 17–24.
  3. Лаврентьева В. В., Неустроев Н. Д., Бугаева А. П. Развитие навыка публичных выступлений как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников // Перспективы науки. 2019. № 12. С. 263–265.
  4. Никульченкова Е. В. Проблема риторико-технологического подхода к работе по развитию речи учащихся младших классов в методике преподавания русского языка // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. С. 79–82.
  5. Носова А. И. Формирование риторических умений младших школьников постпредством драматизации на уроках литературного чтения // Материалы 72-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования Педагогического института Иркутского Государственного Университета «Научный поиск: первые шаги» (г. Иркутск, 1 января 2018 г.). Иркутск: Иркутский Государственный Университет, 2018. С. 100–105.
Основные термины (генерируются автоматически): ораторское мастерство, публичное выступление, умение, упражнение, школьник, внеурочная деятельность, класс, обучающийся, формирование умения, младший школьник.


Ключевые слова

внеурочная деятельность, младший школьник, публичное выступление, ораторское искусство, ораторское мастерство, кружок «Юный оратор»
Задать вопрос