Прокуратура как координирующее звено в борьбе с преступностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.10.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Таджибов, З. А. Прокуратура как координирующее звено в борьбе с преступностью / З. А. Таджибов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 120-121. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84610/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью. Автор отмечает большое значение органов прокуратуры в рассматриваемой сфере, а также отмечает необходимость внесения изменений в законодательство.

Ключевые слова: прокуратура, преступность, борьба с преступностью.

Борьба с преступностью была и остается одной из важнейших задач всего мирового сообщества на всем протяжении его существования. Только в нашей стране в 2020 году было совершено 2 044 221 преступлений, что на 1 % больше, чем в предшествующем году. И хотя сама цифра процента вроде бы невелика, ситуация пугает [9].

На этом мрачном фоне деятельность множества правоохранительных органов направлена на борьбу с рассматриваемым негативным явлением. Однако анализ российского законодательства позволяет сделать вывод, что не за каждой правоохранительной структурой напрямую закрепляется такая функция. Например, законодатель закрепляет, что борьба с преступностью является одним из направлений деятельности органов полиции [3] и федеральной службы безопасности [2]. Что касается органов прокуратуры, то за ними такое направление деятельности не закрепляется, однако они осуществляют координирование деятельности правоохранительных органов в соответствующей сфере [1]. Координировать — означает согласовывать, устанавливать соответствующее соотношение между различными действиями или явлениями [8]. Наряду с этим, надзор за исполнением законов о противодействии преступности и ее предупреждения, является приоритетным направлением в их деятельности [5]. Это необходимо для повышения эффективности взаимодействия правоохранительных органов, посредством координации прокуратура объединяет усилия всех органов. Таким образом, она является координирующим звеном. При этом, координирующая деятельность может осуществляться в различных формах, в зависимости от конкретной обстановки. Так, возможны: взаимный информационный обмен по проблемам борьбы с преступность, проведение совместных проверок, мероприятий по выявлению и пресечению преступлений и по устранению их причин и условий, использование возможностей друг друга для борьбы с преступностью и т. д. [4]. Также, по мере необходимости, как минимум один раз в квартал, созываются координационные совещания. Однако может возникнуть вопрос, почему же не имея прямой функции по борьбе с преступностью, прокуратура обладает такой ролью в данном процессе? На наш взгляд, это обусловлено тем, что органы прокуратуры обладают большим объемом информации о совершенных преступных деяниях, качестве их расследования и раскрываемости, а также именно их представители поддерживают государственное обвинение в суде. Именно прокуратура в нашей стране наделена полномочиями по обеспечению законности во всех сферах общественной жизни и невозможно не признать ее заслуги в этой области. В силу своего правового статуса органы прокуратуры осуществляют координацию, не ущемляя при этом самостоятельность других органов и не лишая их прав, но при этом направляя их. Другими словами, она выступает как партнер, а не как начальник. При этом, несмотря на то, что функция по борьбе с преступностью напрямую не закреплена в законе, регламентирующем деятельность прокуратуры, она вытекает из других полномочий органа: уголовного преследования, участия в судебных заседаниях. Однако, представляется справедливым мнение, в соответствии с которым все же необходимо закрепить данную функцию в законодательстве напрямую [6]. Представляется, что благодаря этому можно было бы говорить о повышении статуса прокуратуры в данной деятельности, а также о большей значимости ее координационной составляющей.

При этом, некоторые современные авторы, исследующие данный вопрос считают, что органы прокуратуры следует наделить более властными полномочиями, дающими им право на непосредственное руководство правоохранительными органами привлечением их должностных лиц к ответственности. Однако мы считаем, что такая мера излишня и возможно приведет к потере того функционального состояния, которым может похвастаться на сегодняшний день данная система. Нами уже было отмечено, что все органы в данной деятельности выступают партнерами, перед ними стоит одна цель [7]. Тем не менее, мы не исключаем применения санкций за ненадлежащее исполнение ответственным органом своей роль в процессе борьбы с преступностью. Именно потенциальная возможность наказания будет стимулировать должностных лиц исполнять возложенные на них обязательства качественно, что повысит эффективность всей деятельности в целом.

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что существенно сократить количество совершаемых в нашей стране преступлений представляется возможным только в результате гармоничного сотрудничества правоохранительных органов, где прокуратура играет важную роль. Благодаря ей преодолеваются препятствия, обусловленные межведомственным характером деятельности по борьбе с преступностью, однако не стоит забывать, что борьба с преступностью — это сложный, динамичный и непрерывный процесс, а значит, активным должен быть не только орган прокуратуры, но и другие.

Литература:

  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1992. — № 8. — ст. 366; 2021. — № 27 (часть I). — ст. 5093.
  2. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 15. — ст. 1269; 2021. — № 27 (часть I). — ст. 5100.
  3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — ст. 900; 2021. — № 24 (часть I). — ст. 4188.
  4. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (ред. от 31.12.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 17. — ст. 1958; 2020. — № 1. — ст. 7.
  5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. — 2012. — № 3.
  6. Варыгин А. Н., Яковлев Д. Ю. Использование криминологических знаний в деятельности органов прокуратуры // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 1 (132). С. 149–155.
  7. Исаева А. М. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Проблемы и пути повышения статуса Прокуратуры Российской Федерации в этой деятельности // Закон и право. 2020. № 8. С. 34–36.
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1988. 949 с.
  9. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2020 года. Официальный сайт МВД РФ. [Интернет-ресурс] // URL: https://мвд.рф/reports/item/22678184/ (дата обращения 09.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): орган прокуратуры, преступность, борьба, деятельность прокуратуры, орган, прокуратура.


Задать вопрос