Музыкально-ритмические занятия в системе воспитательских часов с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.10.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Баштырева, С. В. Музыкально-ритмические занятия в системе воспитательских часов с детьми с ОВЗ / С. В. Баштырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84606/ (дата обращения: 20.04.2024).



Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами его культурного развития.

Комплексные музыкально-ритмические занятия способствуют формированию положительных качеств личности, влияют на умственную деятельность, на формирование произвольного внимания, развития памяти, ведь каждое задание необходимо понять, осознать и правильно выполнить.

Коррекция нарушений осуществляется путем участия воспитанников в различных видах музыкальной деятельности: слушания, пения, музыкально–ритмических движений.

Слушание музыки является ведущим видом и лежит в основе всех других. Воспитанники учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности.

Важным направлением в коррекционной работе детей с ОВЗ является пение, в процессе обучения которому, формируется как вокальная, исполнительская культура, так и коррекция отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение способствует развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Пение развивает коммуникативные способности, оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние воспитанника, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Музыкальные игры, песни–инсценировки, импровизация движений на музыкальные темы и музыкально–ритмические упражнения. В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера, либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Подобные упражнения повышают творческую активность и фантазию, способствует развитию выразительности их движений, побуждают включаться в коллективную деятельность, помогают проявить себя как личность и доставляют огромную радость.

Все виды музыкальной деятельности использую в своей работе на внеклассных занятиях, классных и общешкольных мероприятиях. На внеклассных занятиях воспитанники слушают классическую музыку: «Гений XX века» (о творчестве Д. Шостаковича), «Времена года» (знакомятся с творчеством П. И. Чайковского), «Мы и музыка», «Здоровье и музыка». Очень интересно и познавательно прошло занятие по русскому народному творчеству: «Народное творчество-народная мудрость», где воспитанники познакомились с пословицами, поговорками, загадками и народными песнями, играли на народных инструментах.

В конце каждого занятия провожу релаксационные упражнения , способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения, для чего использую такую «музыку», как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т. д. На каждом занятии провожу физкультминутки, пальчиковую гимнастику, что развивает речь, снимает усталость и способствует созданию радостной атмосферы.

Активное участие воспитанники принимают в проектах: «Дом, в котором я живу», «Дерзайте, мы талантливы», «Время вперед», «Моя семья»; военном проекте: «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва под Москвой» и др. К защите каждого проекта воспитанники разучивают стихи, сценки, танцы, песни. Это способствует развитию как психических процессов, так и творчества, музыкальных способностей.

Музыкально-ритмические движения на празднике — один из элементов выражения эмоциональной настроенности, веселья, патриотических проявлений, лиричности, силы, здорового духа. Выступление на праздниках развивает у детей артистичность, умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, воспитанник ощущает себя творческой социально значимой личностью. Так воспитанники принимают участие в праздниках: «День учителя», «8 Марта», «23 Февраля», «Последний звонок». Участвуют в православных праздниках, посвященных «Дню Святой Пасхи», «Масленицы». Особенно интересно проходит неделя сказок: «Про Федота-Стрельца», «Волшебное кольцо», «Снегурочка» и др. Детям нравится выступать на праздниках в соответствующих костюмах, а костюмы помогают ярче и выразительнее передать соответствующие образы.

Итак, положительная роль музыки на внеклассных занятиях и досуге заключается в том, что они позволяют каждому воспитаннику с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. А вся проводимая работа воспитателем способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников.

Литература:

  1. Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. — М., 1995.
  2. Андреев Л. Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.
  3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1980.
  4. Бгажнакова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. –М.; 2010.
  5. Каган М. С. Морфология искусства. — Л.; М., 1972.
  6. Клизовдкий А. И. О красоте и искусстве // Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. — Рига, 1991. — Т. 2.
  7. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. #., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001.
  8. Межуев В. М. Культура как проблема философии // Культура. Человек и картина мира. — М., 1987.
  9. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В2т.-М., 1985.-Т. 1.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитанник, занятие, музыка, музыкальная деятельность, пение, песнь, праздник, развитие памяти, социализация детей.


Похожие статьи

Роль музыкального восприятия в социализации дошкольников...

музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное произведение, характер, музыкальное восприятие детей.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего... Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности...

Музыкальная деятельность. Апробация и реализация ФГОС ДО

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных способностей. Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пения, слушания, музицирования, движений под музыку и т. д.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие. Художественное слово как средство восприятия музыкального... Использование технологии логоритмических игр и...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Музыка и развитие личности ребенка. Авторы: Голдобина Елена Германовна, Азарова Татьяна

В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво

В песнях отражается история народа. Пение всегда являлось одной из наиболее...

Музыкальные будни в дошкольном учреждении

Невозможно переоценить влияние музыки в развитии творческой деятельности детей. Ведь музыка способна не только воздействовать на всестороннее развитие ребенка, но и побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, развивать воображение, активное мышление.

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.

Чередование различных заданий, видов деятельности (пение, слушание музыкальных произведений, игра на

Музыкально-ритмическая деятельность на занятиях имеет еще и особую важность...

Воспитание музыкой | Статья в сборнике международной научной...

Такой подход к музыке активизирует деятельность учащихся и закрепляет ценностно-значимый мотив этой деятельности — познание жизни, человека, самого себя.

В подобных суждениях раскроется собственное отношение детей и к конкретной музыки, и к действительности.

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность, дошкольное учреждение. Взаимодействие музыки и цвета в...

Роль музыки в воспитании и развитии ребенка

Музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в особенности личности ребенка.” Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания...

Похожие статьи

Роль музыкального восприятия в социализации дошкольников...

музыка, ребенок, музыкальная деятельность, музыкальное произведение, характер, музыкальное восприятие детей.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего... Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности...

Музыкальная деятельность. Апробация и реализация ФГОС ДО

Музыкально-дидактическая игра обогащает музыкальные впечатления детей, способствует более быстрому развитию их музыкальных способностей. Использование в играх всех видов музыкальной деятельности: пения, слушания, музицирования, движений под музыку и т. д.

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

ребенок, игра, развитие, музыкальная деятельность, мелкая моторика, логопедическая ритмика, окружающий мир, пение, коррекционная работа, занятие. Художественное слово как средство восприятия музыкального... Использование технологии логоритмических игр и...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Музыка и развитие личности ребенка. Авторы: Голдобина Елена Германовна, Азарова Татьяна

В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво

В песнях отражается история народа. Пение всегда являлось одной из наиболее...

Музыкальные будни в дошкольном учреждении

Невозможно переоценить влияние музыки в развитии творческой деятельности детей. Ведь музыка способна не только воздействовать на всестороннее развитие ребенка, но и побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, развивать воображение, активное мышление.

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.

Чередование различных заданий, видов деятельности (пение, слушание музыкальных произведений, игра на

Музыкально-ритмическая деятельность на занятиях имеет еще и особую важность...

Воспитание музыкой | Статья в сборнике международной научной...

Такой подход к музыке активизирует деятельность учащихся и закрепляет ценностно-значимый мотив этой деятельности — познание жизни, человека, самого себя.

В подобных суждениях раскроется собственное отношение детей и к конкретной музыки, и к действительности.

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность, дошкольное учреждение. Взаимодействие музыки и цвета в...

Роль музыки в воспитании и развитии ребенка

Музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в особенности личности ребенка.” Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания...

Задать вопрос