Основные требования к государственным служащим | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.10.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Одинокова, А. В. Основные требования к государственным служащим / А. В. Одинокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84586/ (дата обращения: 03.12.2021).



Современный мир пережил не один кризис, особенностью российской национальной культуры выступает высокая степень адаптивности к изменяющимся внешним условиям, однако в 2020 году вызовы внешней среды оказались нетипичными — человечество столкнулось с новой угрозой, к которой было не готово, в первую очередь, морально. Пандемия изменила жизнь не отдельных групп населений, а целых стран и народов, она показала, хрупкость механизмов и технологий управления и развития экономик целых стран.

Современный мир уже несколько десятилетий характеризуется через понятие VUCA-среда: нестабильная, неопределенная, сложная и неоднозначная, но только вызовы 2020 года заставили задуматься об истинном смысле неопределенности бизнес-окружения. По сути, произошло разрушение прежней картины мира, прежней системы ценности. С неопределенностью необходимо научиться не только жить, но и извлекать из нее возможности — другой реальности больше не будет. Пандемия доказала, что теперь придется жить в условиях непредсказуемости с высокой скоростью изменчивости условий функционирования. Большинство людей охватило состояние страха перед ответственностью и чувство тревожности, что мешает активной и эффективной работе. Первыми, кто должен научиться работать в таких условиях являются государственные служащие, т. к. именно от них в период наступления негативных изменений ждут быстрых адекватных действий и решений. Следует помнить, что тревоги и страхи будь то сотрудники, или группы населения, в первую очередь, вызваны реакцией руководителей и специалистов по государственному управления на эти явления. И здесь велика роль грамотной работы государственных служащих, которые в этих условиях должны не допустить «сползание» состояния определенных групп населения в состояние «вызванной беспомощности», когда человек отказывается искать выходы из сложившейся ситуации, когда начинают преобладать отрицательные эмоции. Увеличение числа безработных до 5,9 % против 4,4 %, ухудшение «экономического здоровья» населения создает благодатную почву для совершения мошеннических действий со стороны преступных элементов.

Специалист по государственному управлению должен владеть не только основами теории поколений, организационной и социальной психологии, но и работать на опережение. Иначе самые уязвимые группы населения могут оказаться жертвами применения технологии обратной социальной инженерии, а молодое поколение может попасть под влияние радикальных элементов.

Данная проблема усугубляется активным развязыванием против России ментальной войны. Советник министра обороны РФ Ильницкий А. считает, что «если в классических войнах целью является уничтожение живой силы противника, то целью новой войны является уничтожение самосознания, изменение ментальной — цивилизационной — основы общества противникам. Опасность ментальных действий проявляется в том, что они направлены на молодежь с несформированной ценностной системой. В силу этих причин «последствия «ментальной войны» проявляются не сразу, а только как минимум через поколение, когда сделать уже что-либо будет просто невозможно. Для того, чтобы избежать разрушения российской ментальности необходимо изменение молодежной политики, установление активного и непрерывного диалога между молодым поколением и властью. Проводниками данных перемен призваны выступить государственные служащие, именно они должны наладить устойчивые постоянные связи с молодежью, вести активную просветительскую работу. Учитывая, что молодое поколение имеет низкий уровень социализации, подвержено цифровой зависимости, государственный служащий должен владеть всем арсеналом инструментов противодействия процессам искажения ментальности молодых.

В первую очередь, активно овладевать критическим мышлением, т. е. способностью осуществлять объективную опенку поступающей информации, умением выстраивать логическую связь между фактами, аргументировано разоблачать дезинформацию, направленную на подрыв достижений российской государственности. Развитое критического мышления помогает отделять факты от навязываемого мнения. Главная задача специалиста по государственному управлению в современных условиях не допустить попадания молодого поколения в интеллектуальную изоляцию, способствующую появлению когнитивных искажений и изменению ментальных установок. Именно специалист по государственному управлению в современных условиях выступает носителем исторической памяти и нравственных традиций России. Реализация патриотического воспитания молодежи становится приоритетной компонентой деятельности государственных служащих. Еще в процессе подготовки специалист по государственному управлению должен осознать, что его профессиональная деятельность будет определять уровень доверия к органам власти и направлена на выстраивание диалога с различными слоями населения, относящимися к различным поколениям.

Еще один вызов, с которым столкнулось общество — это перевод в онлайн-режим, чтобы снизить риск здоровью населения и одновременно не нарушать непрерывность процесса управления. Переход на удаленную работу вызвал большое количество проблем: дефицит личных контактов, разрыв эмоциональных связей, снижение уровня социальной коммуникации, появились такие патологии, как эмоциональная слепота при общении онлайн. Все это выдвинуло на первый план необходимость развития у государственных служащих таких качеств, как цифровая гибкость — умение понимать, принимать и реагировать на новые цифровые технологии; эмпатийное управление — развитие способности эмоционального понимания целых групп населения на когнитивном и поведенческом уровнях. Теперь не только важно овладеть цифровыми технологиями, но и развить навыки социального взаимодействия, прирастить которые без овладения технологиями поведенческой эмпатии не представляется возможным. Специалист по государственному управлению должен осознавать ценностную основу любого реализуемого им действия, предвидеть и предотвращать поведенческие патологии, способствовать построению в обществе доверительных отношений. Иначе искоренить устоявшееся мнение, высказанное основателем американского хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио о том, что основной причиной коррупции в России является недостаточное взаимодействие людей друг с другом.

В современных условиях процесс управления представляет собой процесс взаимодействия, чтобы избежать различных искажений и патологий, государственный служащий должен понимать ценностное основание любых устанавливаемых взаимодействий, базироваться на таких установках, как нравственность, активная жизненная позиция, социальное взаимодействие и патриотизм. Укрепление ценностной основы должно быть направлено на признание важности каждого гражданина, с которым ему придется взаимодействовать.

В условиях пандемии в разы выросла изолированность части населения, особенно старшего возраста, для которых потеря личных контактов, общения представляет собой потерю источника энергии, появления чувства ненужности. В силу этих причин необходимо активно развивать программы волонтерства, которые призваны не только облегчить решение бытовых проблем части населения, но и повысить уровень доверия к работе государственных служащих, которые призваны организовать данную работу.

Вызовы прошедшего года еще раз доказывают, что на первое место выходят «мягкие навыки» — soft skills — эмоциональный интеллект, готовность все время переобучаться. Как указывает В. Б. Зотов и К. О. Терехова — «В современных условиях одной из актуальных задач высшей школы становится подготовка выпускников — будущих специалистов, способных осуществлять менеджмент в сфере государственного и муниципального управления в условиях быстро меняющихся социально-экономических реалий, в том числе кризисного характера, и обладающих не только так называемыми hard skills в сфере управления (знаниями в профессиональной и напрофессиональной сфере), но и soft-компетенциями (личностными и организационно-коммуникативными)».

Любое обучение и система образования формирует человека для конкретного общества, а поскольку среда постоянно меняется, то и специалист должен понимать, что ему нужно постоянно наращивать свой потенциал, развивать новые навыки. Развитие государственного служащего в современных условиях носит проектный характер, — это процесс совершенствования себя, проектирование процесса приобретения новых навыков. «Стань той переменой, которую ты хочешь увидеть в этом мире». Как указывает В. Б. Зотов: «внедрение проектных методов работы должно стать основой перестройки всей системы государственной службы». В условиях постпандемии специалист по государственному управлению должен научиться по новому осуществлять процесс целеполагания, который возможен лишь при развитии навыков организационного стратегического предвидения. Для этого у государственного служащего должна развиваться потребность в постоянном саморазвитии и самообучении. Для эффективной деятельности государственный служащий должен обладать навыками аудита собственных компетенций и понимать, что необходимо развивать, чтобы оставаться востребованным на рынке труда. Развитие цифровизации экономики предъявляет новые требования к специалистам, которые должны развить навыки, необходимые для рынка труда будущего: оригинальность, умение делать выводы и принимать социально-ориентированные решения в условиях неопределенности, взвешивать затраты и выгоду от предпринимаемых действий, генерировать инновационные идеи.

Эти причины требуют внедрения модели развития, проблемно реализующую личностно- и практико-ориентированный потенциал специалиста, позволяющие постоянно укреплять свою ценностную систему за счет приращения новых знаний и навыков на ценностной основе. Развитие экономики на первый план выдвигает запрос на новое целеполагание в человеческой жизни, каждому приходится постоянно исследовать себя, свои возможности, потребности и желания через постоянное развитие, самым важным становится умение приобретать, связывать, комбинировать разные навыки и компетенции. Карьерный путь становится трехмерным, многовариантным, традиционных ориентиров, условий и этапов его развития не осталось. Новой нормой цифрового мира стал многовариантный профессиональный сценарий: каждому приходится не раз серьезно учиться и переучиваться, многое начинать заново. Сегодня образовательная активность становится частью регулярной деятельности государственного служащего, пронизывающей его жизненный сценарий. Появилась новая формула функционирования специалиста = «непрерывное развитие+ самосовершенствование + новые компетенции». Поэтому переход к новой реальности должен начаться с осознания: постоянного наращивания потенциала. Произошло изменение акцента в развитие в область эмоционального интеллекта и способности к саморазвитию. По прогнозу исследователей, в 2030 г. наиболее значимыми навыками будут выступать «мягкие» навыки — эмпатийное управление, социальная коммуникации, обучаемость, гражданское сопереживание. Именно от них будут зависеть успех развития государственного управления. На передний план выходят навыки общения — самое главное для специалиста по государственному управлению — учиться адаптивности и гибкости, умению адекватно реагировать на разные обстоятельства.

По мере карьерного роста набор необходимых навыков очень сильно смещается от hard skills в сторону soft skills. Государственный служащий должен понимать, что большая часть его времени должна уходить на развитие социальных коммуникаций, что становится возможным только при развитии коммуникативной компетентности. Успешность специалиста теперь зависит от того, насколько развиты его надпрофессиональные навыки. В условиях цифровой трансформации становится востребованным еще один навык — цифровая гибкость — умение преображаться вместе с миром, создавать новые тренды его развития. В условиях насыщенной информационной среды возникает понимание, что саморазвитие нужно уметь проектировать, измерять и овладевать новыми технологиями его приращения. Именно в силу этих причин, специалист по государственному управлению должен владеть навыками построения и реализации траекторий своего личностного развития.

Реализация разработанных проектных инициатив зависит от развития у слушателя навыков «объединяющего лидерства», основой которого выступает интеграция стратегического аспекта развития организации и личностного роста. Интегрированное лидерство является развитием навыков в таких ключевых областях управления как внутриличностное лидерство и управление людьми. Смысл внутриличностного лидерства заключается в том, чтобы точно осознавать свои цели и ценности, а также последовательно опираться на них в принятии решений при реализации стратегии личностного роста. Личностный рост не является самоцелью, это способ обеспечить профессиональные обязанности на более высоком уровне. Развитие внутреннего лидерства требует непрерывного роста и развития. Именно обучение лежит в основе, как создания стратегии, так и развития внутреннего лидерства. Единственное отличие состоит в том, что при создании стратегии организации происходит процесс «снаружи внутрь» (понимание потребностей клиентов и конкурентной среды), а при развитии лидерских качеств — «изнутри наружу», начинающийся с самопознания. Как и адаптивная организация, адаптивная личность должна постоянно учиться и преобразовывать знания в действия. Государственный служащий должен не только выстраивать стратегию личностного роста, но и понимать технологии ее достижения, чтобы его методы работы всегда были адекватны условиям бизнес-среды.

Затем следует преобразовать полученные результаты в систему приоритетов и план действий по саморазвитию — сформировать личное ценностное предложение, т. е. трансформировать саморазвитие в стратегическое лидерство. Процессом развития лидерства нужно пользоваться, как процессом внедрения знаний в повседневную практику.

Саморазвитие должно базироваться на таких ценностях, как доверие, социальная ответственность, проактивность, выступающих обязательными условиями для качественного выполнения профессиональных обязанностей. В современных условиях успешное функционирование специалистов по государственному управлению напрямую связано с укреплением его ценностной системы, только последовательное следование принятым ценностным установкам позволит в современных условиях эффективно выполнять профессиональные обязанности, повышать доверие к органам власти, деятельность которых постоянно находится под пристальным вниманием широких слоев населения.

Литература:

  1. Балаклеец, И. И. К вопросу об ответственности государственных служащих / И. И. Балаклеец, Н. В. Салтыкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 8. — С. 1 УЗ- 175.
  2. Барциц, И. Н. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России: аналитический доклад / Барциц И. Н., Борщевский Г. А., Магомедов К. О. — Москва: ИД Дело РАНХиГС, 2019.-136 с.
  3. Зотов В. Б., Никулин А. С. Система подготовки студентов по проектному управлению: анализ проблемы // Муниципальная академия,2021, № 1, с.13–19
  4. Зотов В. Б., Терехова К. О. Кейс-технологии в образовании по направлению обучения «государственное и муниципальное управление» // Муниципальная академия,2021, № 1, с.26–33
  5. Серебрякова Г. В., Незамайкин И. В. Подготовка управленческих кадров в цифровой экономике. Монография // Наука. Общество. Образование в условиях цифровой экономики. — Пенза. МЦНС «Наука и просвещение». 2020 — с.43–65
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, служащий, личностный рост, молодое поколение, навык, развитие, специалист, внутреннее лидерство, критическое мышление, современный мир.


Задать вопрос