Исторические аспекты становления системы обязательного государственного страхования военнослужащих в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.10.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Миненко, Е. Ю. Исторические аспекты становления системы обязательного государственного страхования военнослужащих в России / Е. Ю. Миненко, Р. В. Бирюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 108-109. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84565/ (дата обращения: 03.12.2021).



На данный момент исторические аспекты становления системы обязательного государственного страхования военнослужащих в России особо не освещались. Автор рассматривает их с современной точки зрения.

Ключевые слова: история ОСАГО, страхование, военнослужащие

Первые попытки по формированию законодательства о страховании граждан, призванных на военную службу, были предприняты только в начале XX в. Начиная с момента обретения своего места в законодательстве страхование сразу же было увязано с государственными расходами, часть которых предназначена для финансового обеспечения возмещения вреда. Именно данный период следует считать отправным в исследовании финансово-правового регулирования обязательного государственного страхования военнослужащих.

Галагуза Р. В. выделяет пять исторических этапов трансформации финансово-правового режима обязательного государственного страхования военнослужащих [1].

Первый этап берет свое начало в 20-х гг. XX в., когда основу законодательства о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью работника, составляли нормы о социальном обеспечении. Так, в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. [2] были закреплены нормы об ограничении ответственности организации за вред, причиненный жизни или здоровью работника. В случае причинения вреда работнику организация, вносящая страховые взносы в порядке социального страхования, освобождалась от возмещения вреда, причиненного наступлением страхового случая.

Второй этап эволюции финансово-правового регулирования обязательного государственного страхования военнослужащих начинается в начале 1960-х гг. Галагуза Р. В. указывает [3], что в 1961 г. был закреплен принцип полного возмещения вреда, установлен порядок, при котором при уплате страховых возмещений служащим, в том числе призванным на военную службу, помимо средств бюджета СССР, стали использоваться децентрализованные фонды денежных средств. Вопросы о размере выплат рассматривались профсоюзным комитетом [4].

Третий этап связан с введением на государственном уровне с 1 января 1991 г. обязательного личного страхования военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на случай смерти, ранения или контузии, заболевания, полученных в период прохождения службы или сборов [5]. Этот исторический период характеризовался сложной политической обстановкой в России и союзных республиках. После распада СССР уже самостоятельные государства, в том числе Российская Федерация, были вынуждены оперативно формировать собственное правовое регулирование отношений по обязательному государственному страхованию военнослужащих.

Четвертый этап развития обязательного государственного страхования военнослужащих начался в связи с принятием Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338–1 «О статусе военнослужащих» [6].

Современный пятый этап формирования и развития правового регулирования обязательного государственного страхования военнослужащих характеризуется принятием ряда основополагающих законодательных актов, регламентирующих объект данного исследования [7]. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» [8] вводило в действие:

— перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию военнослужащим;

— перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию военнослужащих.

Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 55 [9] определил порядок выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.

Первоначально обязательное государственное страхование военнослужащих имело исключительно финансово-правовую и административно-правовую природу: компенсации вреда выплачивались непосредственно уполномоченным государственным органом из соответствующего бюджета. Впоследствии финансово-правовая составляющая отношений по обязательному государственному страхованию военнослужащих существенно усилилась: расходы на проведение страхования обеспечивались за счет нескольких уровней бюджетной системы Российской Федерации, статьи расходов на проведение страхования нашли отражение в экономической и функциональной бюджетной классификации.

Источником средств на проведение обязательного государственного страхования военнослужащих являются средства федерального бюджета.

Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее — страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

Военные организации как участники страховых отношений были наделены правовым статусом страхователей. Их деятельность осуществляется в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом денежные средства на уплату страховых взносов в бюджеты страховых фондов выделяются из федерального бюджета, из чего следует, что, являясь по форме страховыми, рассматриваемые отношения представляют собой бюджетно-правовые отношения.

Для участия в расчетных правоотношениях военные организации наделяются правовым статусом получателя средств или плательщика. При этом в большинстве случаев (если только не открыты счета в кредитных организациях) военные организации не имеют абсолютной самостоятельности в осуществлении расчетов, так как от их имени и по их поручению платежи осуществляют органы Федерального казначейства, в этом случае наличие у военных организаций статуса юридического лица также не обязательно.

Литература:

  1. Галагуза Р. В. Эволюция финансово-правового регулирования обязательного государственного страхования военнослужащих: СССР и новая Россия // «Финансовое право», 2018, № № 8, 9// СПС «Консультант Плюс».
  2. Гражданском кодексе РСФСР // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства. 1922. 25 ноября. № 71.
  3. Галагуза Р. В. Эволюция финансово-правового регулирования обязательного государственного страхования военнослужащих: СССР и новая Россия // Финансовое право, 2018, № № 8, 9// СПС «Консультант Плюс».
  4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1961 г. «О порядке рассмотрения споров о возмещении предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой» // Ведомости ВС СССР. 1961. № 50. Ст. 518.
  5. Постановление Совета министров СССР от 30 декабря 1990 г. № 1393 «О государственном обязательном личном страховании военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» // Собрание постановлений правительства СССР. 1991. № 4. Ст. 16.
  6. Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338–1 «О статусе военнослужащих»// Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 6. Ст. 188.
  7. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
  8. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3900.
  10. Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 55 «О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей» // СПС «Гарант».
Основные термины (генерируются автоматически): обязательное государственное страхование, Российская Федерация, военнослужащий, военная служба, возмещение вреда, здоровье работника, лицо рядового, Россия, федеральный бюджет, финансово-правовое регулирование.


Ключевые слова

страхование, военнослужащие, история ОСАГО
Задать вопрос