Предпосылки развития инновационной экономики в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Мустафаева, К. Н. Предпосылки развития инновационной экономики в Узбекистане / К. Н. Мустафаева, М. Х. Насуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84562/ (дата обращения: 03.12.2021).



На сегодняшний день, в эпоху конкуренции между государствами одним из определяющих факторов конкурентоспособности страны в мировом сообществе является человеческий потенциал. Так как только посредством интеллектуального ресурса появляются инновации и инновационные продукты, которые дают возможность дальнейшего развития экономики и страны в целом.

Ключевые слова: инновация, программа, финансирования науки, банк, инфраструктура.

В свою очередь продолжительное развитие инноваций и инновационной деятельности невозможно без основных его составляющих, таких как научный потенциал, благоприятная инвестиционная среда, законодательная база, инфраструктуры, развитая банковская, финансовые системы.

Сегодня наша страна имеет все необходимые предпосылки для развития инновационной деятельности.

Проведенная Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований и ПРООН в рамках проекта «Поддержка в сфере инновационной политики и трансфера технологий» оценка потенциала и результативности инновационной системы на основе ряда широко используемых индикаторов указывает на области, в которых Узбекистан имеет сильные позиции.

Сегодня в республике зарегистрированы около 400 организаций, проводящих научные изыскания. В реализации государственных научно-технических программ за последние 10 лет участвовали 224 научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, опытно-конструкторских организаций, научно-производственных предприятий, малых инновационных центров.

Научный потенциал Узбекистана составляет более 36 тыс. человек, из которых 2549 докторов наук, 9254 кандидатов наук и более 15,7 тыс. исследователей [1]. Научно-изыскательские работы ведутся в 45 научно-исследовательских институтах Академии наук Республики Узбекистан (АН), 81 высших учебных заведениях Министерства высшего и среднего специального образования (МВССО), 34 научных организациях Министерства здравоохранения (МЗ), 30 научных и высших учебных заведениях Министерства сельского хозяйства, 79 научных и инновационных центрах, а также проектных, опытно-конструкторских организациях, не входящих в состав перечисленных выше министерств.

Неоспоримым преимуществом Узбекистана является именно степень общего образования населения и наличие научного потенциала. По уровню образования Узбекистан стоит в одном ряду с развитыми странами мира. В области подготовки кадров республика осуществляет программный подход, в результате которого поэтапно осуществлены реформы на всех стадиях образования.

Важным условием ускоренного и устойчивого развития Республики Узбекистан является внедрение современных инновационных технологий с широким применением достижений науки и техники во всех сферах экономики страны. Инновационное развитие по активизации процессов модернизации, диверсификации, увеличения объемов производства и расширения товарной номенклатуры конкурентоспособной, пользующейся стабильным спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции на основе глубокой переработки обеспечит качественный и количественный рывок в данном направлении.

Вместе с тем, остаются нерешенными ряд задач, необходимых для эффективной реализации намеченных реформ и ускоренного инновационного развития страны [1]. В частности, по показателям инновационного развития в 2015 году Узбекистан занял 122 место в рейтинге Глобального Инновационного Индекса, в 2016 и 2017 годах Узбекистан в рейтинг не был включен, ввиду отсутствия многих показателей. Все это указывает на наличие системных проблем инновационного развития, в частности:

первое — низкий уровень взаимосвязей инновационного развития между отраслями и секторами экономики и научными учреждениями;

второе — отсутствие необходимого уровня координации процессов инновационного развития со стороны министерств и ведомств, а также органов государственной власти на местах;

третье отсутствие среднесрочных и долгосрочных целей и программ инновационного развития страны на срок 3–10 лет.

За последний период в республике проводится целенаправленные шаги по активизации инновационного развития. Создана Министерство инновационного развития.

В целях обеспечения дальнейшего совершенствования инновационного развития Республики Узбекистан в 2018–2030 гг. с учетом передового зарубежного опыта, современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий и для достижения цели по вхождению Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса, а также последовательной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах утверждена Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан до 2021 года, разработана «Дорожная карта» по реализации Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан до 2021 года.

Создано законодательная база для развития инновационной деятельности. Приняты указы и постановления Президента Узбекистана.

С укреплением законодательной базы, регулирующую инновационную деятельность и сформулированы важнейшие приоритеты развития, принципы формирования и механизмы реализации инновационного развития страны на долгосрочную перспективу с учетом складывающихся тенденций в мировом научно-техническом развитии и имеющегося интеллектуального и научно-технического потенциала.

За последний период в Узбекистане создана широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Для более эффективной поддержки инновационной экономики потребуется использование и переход на современные формы и механизмы финансирования науки, образования. Данный переход предусматривает реализацию следующих мер с целью инновационного развития.

Во-первых, поэтапное увеличение объемов бюджетного финансирования расходов на научные исследования, образование и поддержку инноваций с учетом введения критериев их эффективного использования. Повышение эффективности бюджетных расходов на проведение исследовательских работ и высшее профессиональное образование.

Во-вторых, концентрация финансирования фундаментальных исследований на работах, осуществляемых научными коллективами, характеризующимися глобальной конкурентоспособностью.

В-третьих, в сфере высшего образования необходимо обеспечить концентрацию грантовых ресурсов для реализации образовательных программ в рамках приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, осуществлять грантовое финансирование физических лиц (исследователей) по новым важным направлениям развития науки, а также для оформления патентов на результаты НИОКР за рубежом.

Одним из приоритетов должно стать введение механизма субсидирования процентных ставок по финансированию инновационных проектов и образовательным кредитам коммерческими банками. Необходимо оказание финансовой помощи территориям, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики, в качестве важного условия повышения результативности проводимой регионами инновационной политики.

В условиях низкой инновационной активности, слабости системообразующих элементов национальной инновационной системы государственная политика в развитии венчурного инвестирования должна включать, наряду с инструментами косвенного стимулирования, механизмы прямого партнерства государства с частным капиталом. Это достигается путем участия в создании венчурных фондов; создания условий для участия институциональных инвесторов и финансовых институтов в венчурном инвестировании; содействия развитию сети индивидуальных инвесторов; обеспечения ликвидности венчурных инвестиций; партнерства с частным капиталом в финансировании НИОКР и инновационных проектов; создания системы государственного страхования инвестиций в реализацию инновационных проектов; содействия развитию инновационного менеджмента, в том числе становлению института профессиональных управляющих, которые осуществляют менеджмент деятельности венчурных фондов.

Литература:

1. Н. Н. Шамшиева. Инновационное развитие высших учебных заведений в условиях интеграции «вуз-производство». «Иқтисодиёт ва инновацион технологиялар» илмий электрон журнали. № 1, январь-февраль, 2016 йил.

2. Узбекистан станет страной инноваций / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: www.islamisemya.com/uzbekistan-stanet-stranoj-innovatsij.html (дата обращения: 07.10.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): инновационное развитие, Узбекистан, законодательная база, инновационная деятельность, инновационная политика, инновационное развитие страны, научный потенциал, последний период, учебное заведение Министерства.


Ключевые слова

инновация, банк, программа, инфраструктура, финансирования науки
Задать вопрос