Мотивация достижения в учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Виноградова, Н. В. Мотивация достижения в учебной деятельности / Н. В. Виноградова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84561/ (дата обращения: 03.12.2021).



В данной статье рассмотрена мотивация достижения в учебной деятельности. Любая деятельность имеет свою иерархию мотивов. Есть мотивы, связанные со смыслом, с наличием поводов и с содержательной стороной. Также есть и побудительные мотивы, которые являются двигателем прогресса, заставляют действовать в конкретном направлении, идти вперед. В статье высказано интересное наблюдение о том, что если результат достигается совсем легко и без усилий, то это может вызывать разочарования. Некоторым людям намного интереснее преодолевать трудности и явные сложности, чем получать всё слишком быстро, без труда. Блестящие результаты нередко достигаются за счёт вложения огромного количества сил, за счёт преодоления барьеров. Легко достижимая цель в действительности сильно может огорчить, и тогда человек теряет энтузиазм.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, мотивация достижения, учебная деятельность, деятельность студентов, достижения.

Достижения в учебной деятельности играют не последнюю роль. Ориентируясь на результат, имея должный уровень мотивации, можно достичь заметных высот. Любая деятельность имеет свою иерархию мотивов. Есть мотивы, связанные со смыслом, с наличием поводов и с содержательной стороной. Также есть и побудительные мотивы, которые являются двигателем прогресса, заставляют действовать в конкретном направлении, идти вперед, то есть мотивы, связанные со стимулом и толчком к действию [1].

Есть связь также и с интересами, приоритетами человека. Если учебная деятельность действительно интересна, если проявлен энтузиазм и присутствует заинтересованность, то человек может сделать на самом деле многое. Тогда ярче проявлено намерение [3].

Есть два вида мотивации в учёбе:

— внутренняя;

— внешняя.

И внутренние, и внешние факторы играют роль. Например, может быть внутренняя убежденность, что делать что-либо необходимо (внутреннее желание), и также могут проявляться ориентиры на высокое положение в обществе.

В этом же контексте можно выделить два подхода к обучению, бессмысленный и осмысленный: в первом случае учиться человека заставляет окружение, во втором — его внутреннее желание [4].

Э. Диси и Р. Райан также выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Однако если в отечественной традиции внутренняя мотивация разделяется на отдельные мотивы или группы мотивов, то у Э. Диси и Р. Райана внутренняя мотивация — это единый конструкт [4].

Для мотивации очень важна потребность в компетенции. То есть человек намерен стать эффективнее, плодотворнее, не сдаваться и быть на выходе поистине компетентным специалистом. Для мотивации студентов значимо выстраивать и правильные отношения с людьми; чем больше поддерживает окружение, тем лучше. Разумеется, мотивация связана и с похвалами, с тем, чтобы человека заметили, выделили среди прочих [5].

Огромную роль играет ценность самой деятельности. Приносить пользу людям крайне важно, и это сильно мотивирует.

Особое внимание стоит уделить сознательному и волевому компоненту. То есть студент не просто замотивирован что-то делать, тут играет роль волеизъявление [2].

Также нужно подчеркнуть, что виды мотивов могут быть самыми разными. Это касается и учебы, сферы образования.

Выделение тех или иных видов зависит от степени осознания, от того, что именно побуждает студента, обучающегося действовать, от множества факторов. Основания действительно могут быть разноплановыми, многогранными, и это нужно всенепременно учитывать.

Классификация мотивов представлена на рисунке 1.

Мотивы, действующие в системе обучения

Рис. 1. Мотивы, действующие в системе обучения

Достижения связаны со следующими возможностями и навыками:

— умением выдерживать конкуренцию;

— проявлять свои таланты и способности;

— преодолевать все возникающие на пути препятствия стойко, мужественно, смело;

— соперничать;

— не оглядываться на других, а ориентироваться на свои ценные навыки, умения, таланты.

Причём имеет вес в этом вопросе предвкушение победы, расчет на успех. Недаром для достижений характерно наличие предварительного плана, продумывание некой выверенной стратегии поведения и так далее. При этом мотив достижения выступает как черта или свойство личности, обеспечивающее устойчивость деятельности достижения по отношению к внешним воздействиям. Мотив достижения — не статичное свойство. Меняется отношение к достижениям, сама система очень гибкая, подвижная, допустимы сотни вариаций и разная подоплека [2].

Мотивация — это явление довольно сложное, многогранное, в том числе имеет смысл указать на то, что задействуются и довольно активно сразу и аффективные, и, соответственно, когнитивные процессы.

Анализ литературы и проблемы, затрагиваемой в статье, позволяет также указать на то, что само достижение предполагает некоторые нижеописанные условия и аспекты:

— конкретные задачи, грамотно выстроенное целеполагание;

— успешность проделанной работы;

— приверженность стандартам и критериям;

— оценка извне (окружением, друзьями, одногруппниками и т. д.);

— самооценка, то есть то, как человек оценивает свои достижения и полученные, зримые результаты.

Те студенты, которые действительно обладают высокой мотивацией, готовы взять на себя ответственность. Они понимают, что от них зависит результат, что их деятельность важна, вплоть до того, что плоды труда могут стать весомым вкладом в жизнь общества.

Новаторство также очень важно в этом вопросе. Умение искать новые пути, посмотреть на происходящее свежо и нестандартно, помогает достичь небывалых результатов. Большие достижения напрямую связаны с оригинальностью, это, по факту, залог успеха.

Некоторые люди боятся провалов. Из-за страхов они не могут и шагу ступить. Но по-настоящему заметные результаты достигаются теми, кто не боится трудностей, идет напролом. Неудачи закаляют, делают сильнее, решая сложности и сметая препятствия на пути, человек растет как личность [3].

При этом очень важно не бросать дело на полпути. Сделанное должно быть закончено, завершено. Способность идти до конца означает воистину высокую мотивацию, наличие искреннего желания преодолеть все трудности помогает добиться целей, какими бы сложными, масштабными они ни были.

Эффективно достичь чего-то можно за счёт последовательности. Должны быть поэтапные осмысленные шаги, проще ориентироваться на план, чем импровизировать, иначе начинается хаотичное движение и могут выполняться ошибочные действия.

Если результат достигается совсем легко и без усилий, то это может вызывать разочарования. Некоторым людям намного интереснее преодолевать трудности и явные сложности, чем получать всё слишком быстро, без труда. Блестящие результаты нередко достигаются за счёт вложения огромного количества сил, за счёт преодоления барьеров. А открытый доступ к возможностям может огорчить, и тогда человек теряет энтузиазм. Но многое зависит от психотипа, от мышления, не всех огорчают легко достигаемые цели, всё сугубо индивидуально.

В целом же, для профессионального становления, для развития человека мотивация играет немалую роль, это справедливо практически для любой отрасли и сферы.

Итак, мотивация достижения важна и для группового решения задач, и для индивидуальной работы. Высокую эффективность логично связать с достижениями, с целеполаганием, с настойчивостью и преданностью своему делу. Мотивация, связанная с достижениями и результатами, значима для студентов. Вне зависимости от того, какое направление обучения выбрал студент, выпускником какого вуза он будет, для студенческой молодежи важно проявлять себя, показывать свои сильные стороны. Недаром медали, награды, отметки о прекрасном выполнении работы могут подвигнуть на дальнейшие результаты, прорывы. Разных людей мотивирует разное, нельзя здесь обобщить и вывести некую универсальную формулу. Но похвала, всеобщее одобрение, признание, а также достижение целей заставляет людей самовыражаться, презентовать себя, задействовать резервные ресурсы и все силы для достижения поставленных целей в студенческие годы.

Литература:

  1. Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов. — М.: Изд-во Логос, 2016. 184 с.
  2. Бирюкова И. А. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов. Поволжский педагогический вестник. — 2014. № 2. С. 43–47.
  3. Богинская Ю. В. Формирование мотивации достижений у современной молодежи. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2016. № 4. С. 45–52.
  4. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Лидер, 2019. 206 с.
  5. Гордеева Т. О. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость). Психологические исследования. — 2012. Т. 5. № 24. С. 121–126.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, достижение, мотив, мотивация достижения, внутреннее желание, внутренняя мотивация, высокая мотивация, двигатель прогресса, иерархия мотивов, мотив достижения.


Ключевые слова

мотивация, достижения, учебная деятельность, мотивы, мотивация достижения, деятельность студентов
Задать вопрос