Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовые аспекты изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Юриспруденция
09.10.2021
124
Поделиться
Библиографическое описание
Исаев, В. М. Правовые аспекты изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд / В. М. Исаев, Д. С. Середа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84520/.


В статье автор анализирует правоприменительную практику при реализации норм гражданского и земельного законодательства об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Ключевые слова: право собственности, недвижимость, изъятие земельного участка, государственные и муниципальные нужды.

Право собственности является одним из основополагающих институтов российской правовой системы. Согласно статье 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [1]. Глава 9 Земельного Кодекса РФ полностью посвящена защите прав на землю и рассмотрению земельных споров [3].

Тем не менее, в силу определенных обстоятельств, остается актуальным вопрос защиты прав собственника земельного участка при применении норм земельного законодательства, касающегося реализации норм по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд, так как в данных обстоятельствах сталкиваются публичные и частные интересы.

В Гражданском Кодексе РФ изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд посвящена статья 279, в тексте которой содержится указание о том, что процедура изъятия регулируется земельным законодательством [2]. Гражданский Кодекс РФ устанавливает общий порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установлен в главе 7.1 Земельного Кодекса РФ. В данной главе прописаны основания, условия, механизм и иные особенности изъятия земель [3].

Для понимания заложенного законодателем смысла в процедуру изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд необходимо привести статью 56.3 Земельного Кодекса РФ [3]. Пунктом первым данной статьи перечисляются условия для изъятия участка в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. Так, например, изъятие земельного участка по вышеуказанному основанию допускается только при соблюдении одного из двух следующих условий: если перечисленные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования или же утвержденными проектами планировки территории.

Земельный Кодекс указывает, что изъятие земельного участка допускается и в иных случаях по решению уполномоченных органов власти, но пунктом 2 статьи 56.3 Земельного Кодекса РФ устанавливается исчерпывающий перечень условий, которыми необходимо обосновать указанное решение. В качестве примера, можно привести пп. 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного Кодекса РФ, изъятие участка должно быть обосновано «лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе, осуществляемых за счет средств недропользователя)» [3].

Наличие закрытого перечня указанных законодателем условий является самой первой ступенью защиты прав собственника недвижимого имущества при проведении процедуры изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, служит своеобразным фильтром, через который должны проходить все решения уполномоченных органов власти об изъятии земельного участка.

Однако, основаниям изъятия земельных участков посвящена также статья 49 данного Кодекса, в которой содержится список оснований, а в свою очередь вышеприведенная статься 56.3 конкретизирует перечисленные основания для изъятия земельного участка в рамках регулирования самой процедуры изъятия.

Таким образом, можно сказать, что статья 56.3 Земельного Кодекса РФ базируется на нормах, установленных статьей 49 данного Кодекса [3]. Однако, полностью согласится с указанным рассуждением нельзя, так как в пп. 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного Кодекса РФ по сути вводится новое основание, в котором указано, что изъятие участка допускается по решению органов власти о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что изъятие земельного участка на основании решения о признании многоквартирного дома аварийным является особым случаем прекращения права на земельный участок в связи с прекращением существования на нем объекта недвижимости.

Такая позиция встречается в научной литературе и ее необходимо затронуть в рамках данной темы исследования. Указанная норма позволяет собственнику аварийного объекта недвижимости самостоятельно обратиться за судебной защитой своих прав с требованием к уполномоченному органу власти с требованием о принятии решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд [4, с.488] .

Стоит обратить внимание на нормативно правовую основу Брянской области по изъятию земельных участков. Согласно Закона Брянской области от 10 августа 2015 года № 69-З «Об отдельных вопросах в сфере земельных отношений на территории Брянской области», Правительство Брянской области уполномочено принимать решения по изъятию земельных участков для государственных нужд Брянской области. В пункте 9 статьи 4 вышеуказанного Закона указано, что Правительство Брянской области принимает решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Брянской области, в том числе для размещения объектов регионального значения, а также земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения [5].

Таким образом, несмотря на закрепление в Конституции РФ права собственности как основополагающего института российской правовой системы и обладающего неприкосновенностью, мы сталкиваемся с таким явлением, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Конечно, для данной процедуры существуют определенные предпосылки связанные с потребностью государства либо муниципалитета, по исполнению своих функций в области градостроительной деятельности, а именно планирования территории, благоустройства объектов городской инфраструктуры, строительства и реконструкции объектов дорожной сети, для размещения линейных и иных объектов. Тем не менее, существуют и определенные правовые проблемы, связанные с земельных участков для государственных и муниципальных нужд, актуальные по настоящее время.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2020 г.// «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144//URL: https://base.garant.ru/10103000/(дата обращения: 10.09.2021).
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ Принята Государственной Думой 21 октября 1994 г.// «Российской газете» от 8 декабря 1994 г. № 238–239//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301//URL:ttps://base.garant.ru/10164072/b036b5116e3fb0d2dd0018147e227e18/
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ//«Российская газета» от 30 октября 2001 г. № 211–212//«Парламентская газета» от 30 октября 2001 г. № 204–205// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147//URL: https://base.garant.ru/12124624/dbddb101044a4418ba9fcf35194e29d2/ (дата обращения 10.09.2021).
  4. Землякова Г. Л., Самончик О. А. Некоторые проблемы защиты прав собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]// [сайт] Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2019. № 4. URL: https://journals.udsu.ru/econ-law/article/view/4581 (дата обращения 15.09.2021).
  5. Закон Брянской области от 10 августа 2015 года № 69-З «Об отдельных вопросах в сфере земельных отношений на территории Брянской области»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru,10.08.2015,№ 3200201508100018//URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3200201508100018 (дата обращения 15.09.2021).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
право собственности
недвижимость
изъятие земельного участка
государственные и муниципальные нужды
Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 226-228):
Часть 4 (стр. 205-263)
Расположение в файле:
стр. 205стр. 226-228стр. 263

Молодой учёный