В статье автор анализирует правоприменительную практику при реализации норм гражданского и земельного законодательства об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: право собственности, недвижимость, изъятие земельного участка, государственные и муниципальные нужды.
Право собственности является одним из основополагающих институтов российской правовой системы. Согласно статье 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [1]. Глава 9 Земельного Кодекса РФ полностью посвящена защите прав на землю и рассмотрению земельных споров [3].
Тем не менее, в силу определенных обстоятельств, остается актуальным вопрос защиты прав собственника земельного участка при применении норм земельного законодательства, касающегося реализации норм по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд, так как в данных обстоятельствах сталкиваются публичные и частные интересы.
В Гражданском Кодексе РФ изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд посвящена статья 279, в тексте которой содержится указание о том, что процедура изъятия регулируется земельным законодательством [2]. Гражданский Кодекс РФ устанавливает общий порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установлен в главе 7.1 Земельного Кодекса РФ. В данной главе прописаны основания, условия, механизм и иные особенности изъятия земель [3].
Для понимания заложенного законодателем смысла в процедуру изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд необходимо привести статью 56.3 Земельного Кодекса РФ [3]. Пунктом первым данной статьи перечисляются условия для изъятия участка в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. Так, например, изъятие земельного участка по вышеуказанному основанию допускается только при соблюдении одного из двух следующих условий: если перечисленные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования или же утвержденными проектами планировки территории.
Земельный Кодекс указывает, что изъятие земельного участка допускается и в иных случаях по решению уполномоченных органов власти, но пунктом 2 статьи 56.3 Земельного Кодекса РФ устанавливается исчерпывающий перечень условий, которыми необходимо обосновать указанное решение. В качестве примера, можно привести пп. 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного Кодекса РФ, изъятие участка должно быть обосновано «лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе, осуществляемых за счет средств недропользователя)» [3].
Наличие закрытого перечня указанных законодателем условий является самой первой ступенью защиты прав собственника недвижимого имущества при проведении процедуры изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, служит своеобразным фильтром, через который должны проходить все решения уполномоченных органов власти об изъятии земельного участка.
Однако, основаниям изъятия земельных участков посвящена также статья 49 данного Кодекса, в которой содержится список оснований, а в свою очередь вышеприведенная статься 56.3 конкретизирует перечисленные основания для изъятия земельного участка в рамках регулирования самой процедуры изъятия.
Таким образом, можно сказать, что статья 56.3 Земельного Кодекса РФ базируется на нормах, установленных статьей 49 данного Кодекса [3]. Однако, полностью согласится с указанным рассуждением нельзя, так как в пп. 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного Кодекса РФ по сути вводится новое основание, в котором указано, что изъятие участка допускается по решению органов власти о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что изъятие земельного участка на основании решения о признании многоквартирного дома аварийным является особым случаем прекращения права на земельный участок в связи с прекращением существования на нем объекта недвижимости.
Такая позиция встречается в научной литературе и ее необходимо затронуть в рамках данной темы исследования. Указанная норма позволяет собственнику аварийного объекта недвижимости самостоятельно обратиться за судебной защитой своих прав с требованием к уполномоченному органу власти с требованием о принятии решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд [4, с.488] .
Стоит обратить внимание на нормативно правовую основу Брянской области по изъятию земельных участков. Согласно Закона Брянской области от 10 августа 2015 года № 69-З «Об отдельных вопросах в сфере земельных отношений на территории Брянской области», Правительство Брянской области уполномочено принимать решения по изъятию земельных участков для государственных нужд Брянской области. В пункте 9 статьи 4 вышеуказанного Закона указано, что Правительство Брянской области принимает решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Брянской области, в том числе для размещения объектов регионального значения, а также земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения [5].
Таким образом, несмотря на закрепление в Конституции РФ права собственности как основополагающего института российской правовой системы и обладающего неприкосновенностью, мы сталкиваемся с таким явлением, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Конечно, для данной процедуры существуют определенные предпосылки связанные с потребностью государства либо муниципалитета, по исполнению своих функций в области градостроительной деятельности, а именно планирования территории, благоустройства объектов городской инфраструктуры, строительства и реконструкции объектов дорожной сети, для размещения линейных и иных объектов. Тем не менее, существуют и определенные правовые проблемы, связанные с земельных участков для государственных и муниципальных нужд, актуальные по настоящее время.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 июля 2020 г.// «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144//URL: https://base.garant.ru/10103000/(дата обращения: 10.09.2021).
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ Принята Государственной Думой 21 октября 1994 г.// «Российской газете» от 8 декабря 1994 г. № 238–239//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301//URL:ttps://base.garant.ru/10164072/b036b5116e3fb0d2dd0018147e227e18/
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ//«Российская газета» от 30 октября 2001 г. № 211–212//«Парламентская газета» от 30 октября 2001 г. № 204–205// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147//URL: https://base.garant.ru/12124624/dbddb101044a4418ba9fcf35194e29d2/ (дата обращения 10.09.2021).
- Землякова Г. Л., Самончик О. А. Некоторые проблемы защиты прав собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]// [сайт] Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2019. № 4. URL: https://journals.udsu.ru/econ-law/article/view/4581 (дата обращения 15.09.2021).
- Закон Брянской области от 10 августа 2015 года № 69-З «Об отдельных вопросах в сфере земельных отношений на территории Брянской области»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru,10.08.2015,№ 3200201508100018//URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3200201508100018 (дата обращения 15.09.2021).