Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.10.2021

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Сухова, М. А. Профессионально-коммуникативная компетентность военнослужащих по контракту и выпускников военных образовательных учреждений / М. А. Сухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84507/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлены результаты исследования рефлексивности в коммуникативной модели компетентности военнослужащих по контракту, проведен сравнительный анализ этих характеристик у военнослужащих, имеющих специальное военное образование и не имеющих такового.

Ключевые слова: военнослужащие по контракту, коммуникативные характеристики, рефлексивность, компетентность, боевые задачи.

Специфическая компетентность военного профессионала — это устойчивая общая и особенная основа знаний, умений и навыков фундаментального и военного характера. Коммуникативная составляющая компетентности состоит из таких действий, которые во вверенном офицеру воинском подразделении формируют адекватные взаимоотношения, конструктивные взаимодействия и ту необходимую социально-психологическую обстановку, которая не дает возникнуть и способствует преодолению конфликтных ситуаций [1]. Сюда же можно отнести то, что командир обязан пользоваться в воинском коллективе заслуженным авторитетом, уметь устанавливать служебные коммуникации со своими подчиненными и смежными подразделениями, уметь контролировать собственные аффекты, быть способным требовать от управляемого им коллектива и каждого военнослужащего четкого и результативного исполнения поставленных задач, быть способным деликатно, но решительно подвергать критике как действия всего подразделения, так и каждого подчиненного. Для того, чтобы достигать целей коммуникативного характера командный состав должен быть компетентен в согласовании групповых видов деятельности, в социально-психологических контактах, обладать достойным уровнем самосознания и самоорганизации, владеть навыками активного и позитивного общения с окружением, подвергать рефлексивному анализу свои поведенческие и эмоциональные особенности и пр.

Изучение характеристик и формирования профессиональной рефлексии в коммуникативной структурной модели компетентности военнослужащих приобретает особую актуальность, так как психологические основы, лежащие в фундаменте рефлексивного осмысления специфики армейской службы исследованы не столь детально и глубоко относительно гражданских профессий. Довольно продолжительное время рефлексивная составляющая специфических коммуникаций в Вооруженных Силах не относилась к числу востребованных, так как считалась весьма своеобразной деятельностью и организационной формой отношений в среде военнослужащих. Социальные трансформации в последние годы активизировали процессы реализации новых требований к обновленной генерации офицерского состава, способного к профессиональной рефлексивности [4].

Рефлексивные способности являются неотъемлемым личностно-профессиональным качеством человека в структуре воинской службы. Сформированность таких способностей является частью профессионально-коммуникативной компетенций выпускников военных образовательных учреждений (училищ, вузов). Рефлексивность оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности человека, определяет уровень его адаптивности, нравственности, профессионализма [2].

Сравнительный анализ уровня развития рефлексивности как характеристики коммуникативной компетентности военнослужащих по контракту и курсантов военных училищ проводилось в марте 2021 года. Выборку составили в общей сложности 24 человека. Все респонденты являются военнослужащими по контракту в возрасте от 27 до 34 лет. Следуя замыслу нашей работы, вся выборка была поделена на две равные подгруппы по признаку: военнослужащие-контрактники выпускники военных училищ и военнослужащие-контрактники без соответствующего образования. В каждую подгруппу вошло 12 человек. Первая подгруппа — военнослужащие по контракту, подгруппа 2 — курсанты.

Психологическим инструментом обследования послужили методики:

  1. «Комплексная психологическая диагностика общения» (КПДО);

Комплексная диагностика общения (КПДО) позволяет нам изучить особенности общения военнослужащих в следующих направлениях: уровень общения, стиль общения и направленность общения [3] .

  1. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А. В., определяющий рефлексивность, как личностный конструкт, представляющий один из аспектов интегративного психического бытия, которая связана с рефлексией, и где остальными ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном контексте и рефлексирование, как специфическое психологическое состояние. Тест используется в психологическом консультировании, научных исследованиях, в профотборе и т. д. [2].

Рассмотрим коммуникативные особенности военнослужащих, составивших нашу выборку. В целом, все наши испытуемые выглядят умеренно общительными. Уровень общительности в абсолютных количественных данных военнослужащих по контракту ниже, чем у выпускников военных училищ. Однако этой разницей можно пренебречь, т. к. измерительно-статистический аппарат не подтвердил достоверность этих различий. Таким образом, общий уровень общительности в обеих подгруппах относительно одинаков.

Выраженность уровня когнитивной направленности общения в исследуемых подгруппах отличаются по абсолютным величинам не в пользу контрактников. Не исключено, что курсанты общаются, мотивируясь более разнообразными познавательными потребностями, которые связаны, как с собственной персоной, личной жизнью так и окружающим миром. Но опять же, согласно статистической процедуре, математические различия не значимы; иными словами, обе подгруппы мужчин равнозначны по представленности когнитивного компонента в их коммуникативной сфере, т. е. они, считают, что в общении важно слышать что-то новое для себя, что общение, в том числе, предназначено для получения новых знаний.

Выраженность уровня аффективной направленности общения в исследуемых подгруппах достоверно разная, и в большей мере представлена у курсантов-выпускников: для них общение — улучшение настроения после процесса коммуникации, также общение может вызывать у них сильные эмоции, кроме того, они чаще говорят о своих переживаниях, а не о событиях.

Выраженность уровня организационной направленности общения наблюдается в первой подгруппе, т. е. военнослужащие по контракту, в силу известных обстоятельств, стараются прагматично структурировать свое время и пространство, а потому предпочитают заранее согласовать тему, место и время общения, в ходе общения они стараются вызвать дискуссию и чаще всего управляют ее течением.

Надо полагать, что центрированность на себе в процессе коммуникаций более свойственна курсантам, что и было подтверждено инструментально. Выраженность уровня эгоцентрической направленности общения в исследуемых подгруппах выявил достоверное преобладание этого параметра во второй подгруппе испытуемых: участники общения с такой направленностью стараются высказывать свое мнение, чаще говорят о карьере, любят знакомиться с новыми людьми.

Результаты, полученные с использованием методического материала, на предмет выраженности уровня альтруистической направленности общения в исследуемых подгруппах логично соотносятся с предыдущими данными: альтруизм, являясь антитезой эгоцентричности, более выражен (причем, статистически значимо!) у контрактников, а именно они предпочитают обсуждать чужие проблемы, сочувственно, с удовольствием выслушивают чужое мнение, стараются не перебивать собеседника и т. д.

Выраженность уровня объективной направленности общения в исследуемых подгруппах не имеет статистической достоверности.

Стиль общения, обозначенный как директивный в целом одинаков в обеих группах с тенденцией большей выраженности во второй подгруппе, у курсантов. И те, и другие испытуемые выборки в относительно равной степени склонны к авторитарному стилю общения, основанному на жесткой коммуникации, безаппеляционности принимаемых решений, когда важнее отстоять свою точку зрения, чем достичь взаимного понимания, компромисса.

Испытуемые-контрактники в большей степени склонны к конвенциональному стилю общения, основанному на принципе договоренности, согласовании различных позиций, следовании общепринятым коммуникативным ценностям.

А вот различия в выраженности уровня консолидирующего стиля общения в исследуемых подгруппах не столь очевидны, хотя, надо заметить, этот стиль тенденциозно выше у будущих офицеров, которым в несколько большей степени свойственен консолидирующий стиль общения, базирующийся на выстраивании собственной позиции без нарушения чужих, когда участники общения могут вести себя совершенно по-разному, в зависимости от личностных особенностей собеседников, стараясь способствовать общему согласию, личные предубеждения не мешают им находить преимущества иных точек зрения.

Перейдем к анализу такой характеристики как рефлексивность. Рефлексивность — это возможность личности, например, в общении трансгрессировать за границы своего «Я«, осмыслять, исследовать, подвергать анализу что-либо, сравнивая образ «Я« с какими-либо событиями, собеседниками; качество, как антитеза импульсивности, описывающая человека, который прежде действенной активности рассматривает гипотетические предположения, выбраковывая маловероятностные, принимая сбалансированные решения при учете вариативности путей решения поставленных задач [2], в подгруппах представлено в разной степени: в абсолютных величинах рефлексивность более выражена у курсантов, чем у контрактников. Однако эти различия статистически не подтвердились.

Проведенное исследование позволило нам прийти к следующим умозаключениям: аффективная направленность общения: выраженность уровня аффективной направленности общения в исследуемых подгруппах достоверно разная, и в большей мере представлена у курсантов; организационная направленность общения: данный параметр более выражен в первой группе испытуемых — контрактников; эгоцентрическая направленность общения: центрированность на себе в процессе коммуникаций более свойственна курсантам; альтруистическая направленность общения: данный параметр более выражен у контрактников; конвенциональный стиль общения: данный параметр выше у контрактников.

Таким образом, качества личности, которые необходимы офицеру для решения служебно-боевых задач, в большей степени выражены у военных, служащих по контракту и не имеющих специального военного образования, нежели у выпускников военных училищ, вузов; следовательно, существует необходимость формирования у выпускников военных образовательных учреждений (училищ, вузов) выделенных нами компонентов в структуре модели коммуникативной компетентности специалиста как части их профессионально-коммуникативной компетентности.

Литература:

  1. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. «Издательство институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» — М.: 2010. — 256 с.
  2. Карпов, А. В. Психология рефлексии / А. В. Карпов, И. М. Скитяева. — М. Институт психологии РАН, 2002. — 320 с.
  3. Методическая разработкадля бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная психология» / Г. В. Акопов, Т. В. Семенова (сост.). — Самара: ПГСГА, 2015. — 28 с.
  4. Чихачёв, М. В. Коммуникативная комптентность как фактор психологической адаптации военнослужащих — контрактников внутренних войск МВД России: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Чихачёв Максим Витальевич; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова]. — Ярославль, 2017
Основные термины (генерируются автоматически): выраженность уровня, подгруппа, аффективная направленность общения, выпускник военных училищ, контракт, альтруистическая направленность общения, большая мера, конвенциональный стиль общения, организационная направленность общения, специальное военное образование.


Ключевые слова

компетентность, рефлексивность, военнослужащие по контракту, коммуникативные характеристики, боевые задачи

Похожие статьи

Представление о понятии «общение» и уровни общения по...

Следующим уровнем общения, по мнению Добрович А. Б., является примитивный уровень. На данном уровне собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий [1]. Фаза направленности на партнера: 1. Субъект испытывает потребность в контакте, но собеседник...

Формирование и совершенствование профессиональной речевой...

В российских военных учреждениях ИВС проходят обучение по специальности на русском языке

Выпускники-иностранцы могут читать литературу по специальности, воспроизводить

Цели и задачи формирования речевой деятельности в профессиональной среде общения без...

Индивидуально-психологические особенности будущих...

Направленность личности, её убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость. Характер курсанта проявляется, прежде всего, в его деятельности, в речи и во внешнем облике.

Научно-теоретические подходы к определению навыков...

Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных

аффективно-коммуникативные: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость...

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

Опираясь на теоретические положения концепции общения, выстроенной Г. М. Андреевой и используя подходы Е. М. Алифаноной, А. К

военно-педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в формировании специальных знаний, навыков и...

Профессиональное общение как составляющая коммуникативной...

Общение может происходить на разных уровнях. А. Б. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный. Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает Б. Ф. Ломов...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Ключевые слова: интеракция, коммуникация, педагогическое общение, перцепция, педагогический стиль. Актуальность проблемы обусловлена возросшим в последние годы интересом к практической психологии, к проблеме развития педагогического общения и...

Основные принципы моделирования процесса формирования...

В статье рассматриваются: ступени многоуровневой системы военно-профессионального образования и их характеристика, особенности вузовской подготовки, этапы формирования ценностно-смыслового отношения и условия их реализации, принципы разработки модели...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и

Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения кадет в училище является...

Похожие статьи

Представление о понятии «общение» и уровни общения по...

Следующим уровнем общения, по мнению Добрович А. Б., является примитивный уровень. На данном уровне собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий [1]. Фаза направленности на партнера: 1. Субъект испытывает потребность в контакте, но собеседник...

Формирование и совершенствование профессиональной речевой...

В российских военных учреждениях ИВС проходят обучение по специальности на русском языке

Выпускники-иностранцы могут читать литературу по специальности, воспроизводить

Цели и задачи формирования речевой деятельности в профессиональной среде общения без...

Индивидуально-психологические особенности будущих...

Направленность личности, её убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость. Характер курсанта проявляется, прежде всего, в его деятельности, в речи и во внешнем облике.

Научно-теоретические подходы к определению навыков...

Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных

аффективно-коммуникативные: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость...

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

Опираясь на теоретические положения концепции общения, выстроенной Г. М. Андреевой и используя подходы Е. М. Алифаноной, А. К

военно-педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в формировании специальных знаний, навыков и...

Профессиональное общение как составляющая коммуникативной...

Общение может происходить на разных уровнях. А. Б. Добрович выделяет следующие уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, деловой, игровой, духовный. Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает Б. Ф. Ломов...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения...

Ключевые слова: интеракция, коммуникация, педагогическое общение, перцепция, педагогический стиль. Актуальность проблемы обусловлена возросшим в последние годы интересом к практической психологии, к проблеме развития педагогического общения и...

Основные принципы моделирования процесса формирования...

В статье рассматриваются: ступени многоуровневой системы военно-профессионального образования и их характеристика, особенности вузовской подготовки, этапы формирования ценностно-смыслового отношения и условия их реализации, принципы разработки модели...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Самая большая на Земле роскошь — это роскошь человеческого общения.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и

Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения кадет в училище является...

Задать вопрос