Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Карапищенко, Н. В. Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности / Н. В. Карапищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 292-295. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84498/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самореализации в профессиональной деятельности. Существует ряд причин, по которым студенты-психологи не выбирают путь самореализации в профессии, которую они получили на факультете психологии.

Ключевые слова: мотивация студентов, факторы готовности, смысложизненные ориентации, направленность личности, профессиональная деятельность, психологическая проблема, мотивы, обучение в высших учебных заведениях.

The article reveals the topic of factors of readiness of psychology students for professional activity. The motivation of educational activity and the orientation of the personality of psychology students, their life-meaning orientations are factors of their readiness for self-realization in professional activity. There are a number of reasons why psychology students do not choose the path of self-realization in the profession they received at the Faculty of Psychology.

Keywords : motivation of students, factors of readiness, life orientations, orientation of personality, professional activity, psychological problem, motives, education in higher educational institutions.

Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самореализации в профессиональной деятельности.

Существует ряд причин, по которым студенты-психологи не выбирают путь самореализации в профессии, которую они получили на факультете психологии. Часто случается, что основной мотив учебной деятельности — получение диплома вуза, а не получение необходимых для работы по специальности знаний.

Также студенты не всегда готовы реализовать полученные теоретические знания на практике, да и количество практических занятий по некоторым дисциплинам не всегда достаточно, чтобы заниматься практической психологической деятельностью профессионально.

Ну и одна из ключевых причин — психологические особенности личности студентов психологов не соответствуют требованиям психологической компетентности специалиста-психолога.

Проблема дальнейшей реализации выпускников носит сложный характер, как с экономической, социальной, так и с психологической точки зрения.

Имеющиеся исследования достаточно фрагментарны и носят разрозненный характер, изучают данную проблему частично.

Тем не менее, в психологии есть ряд работ, в которых исследуется проблема самореализации студентов, в том числе, психологов, в дальнейшей профессиональной деятельности (О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, Г. М. Белокрылова, A. A. Бодалёв, A. C. Гусева, A. A. Деркач, Ю. М. Забродин, В. Г. Зазыкии, Э. Ф. Зеер, Н. И. Конюхов, Н. В. Кузьмина, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, Ю. П. Поварёнков и др.).

В таблице 1 представлены результаты исследования А. Б. Косаревой критериев личностной готовности студентов-психологов к дальнейшей профессиональной активности.

Таблица 1

Критерии личностной готовности к деятельности психологом

коммуникативный критерий

умение наладить контакт и взаимодействие на вербальном и эмпатийном уровне

эмоционально-волевой критерий

эмпатия, эмоциональная устойчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям

интеллектуально-смысловой критерий

уровень интеллекта, эрудиция, развитое мышление, креативность

мотивационно-познавательный критерий

самооценка, мотивация, инициативность, стремление к саморазвитию и самореализации

морально-нравственный критерий

ответственность, открытость, тактичность

высокий уровень самореализации студентов

желают достичь успеха и готовы пойти на риск, если это принесёт успех; они имеют высокую самооценку, характеризуются высоким уровнем креативности, самоконтроля, самостоятельны, практичны, активны, но при этом обладают низким уровнем ответственности и инициативности. Мотив профессионального самосовершенствования — вознаграждение.

средний уровень самореализации

стараются достичь успеха, пойти на риск, они инициативны, им присуща адекватная самооценка, высокий уровень тревожное и низкий уровень уравновешенности. Мотив их профессионального самосовершенствования —отрицательный.

низкий уровень самореализации

преобладание мотивации к избеганию неудач, низкая самооценка, они скромны и тактичны, мягки и застенчивы, умны и неординарны, с ярко выраженными эмпатическими способностями, низкой эмоциональной устойчивостью. Мотив профессионального самосовершенствования — процессуальный.

Процесс обучения профессии психолога рассмотрен в работах H. A. Аминова, Е. М. Борисова, С. А. Боровикова, С. М. Годника, О. В. Дашкевич, A. A. Деркача, И. В. Дубровина, B. П. Захаров, Н. В. Кузьмина, М. В. Молоканова, К. Роджерса, Е.С Романова, В. А. Сластёнина, Н. Ю. Хрящева и др.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности психологом исследована также такими авторами как JLH. Алексеева, A. A. Бодалёв, Ю. В. Варданян, A. A. Деркач, A.JI. Емельянов, С. Н. Козловская, А. К. Маркова, A. C. Мельничук, Е. А. Петрова и др.

Исследователи также указывают, что готовность студентов-психологов работать по специальности связана со сложным комплексом психологических особенностей личности — смысложизненными ориентациями личности, интеллектуально-смысловым аспектом личности, активно-деятельностным, потребностно-мотивационным, креативно-познавательным аспектами, мотивации к работе по специальности, готовности к личностному развитию, степени осознавания результата своей дальнейшей профессиональной активности.

Мотивация учебной деятельности и мотивы поступления в вуз на специальность «психология» зависят от ряда внешних и внутренних факторов, ситуативной мотивации, связанной с социальными ожиданиями, культурными установками, модой на ту или иную профессию, нормами и ценностями общества социокультурного контекста в целом.

Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов являются важными факторами их готовности к самореализации в профессиональной деятельности.

Согласно проанализированных нами исследований и работ по теме мотивации выбора профессии психолога, основными из мотивов являются мотивы стремления помогать другим, стремление к власти, желание общения, альтруизм и мотивация соперничества за свою конкурентоспособность.

Возможен переход акцентов одного мотива на другой мотив в процессе обучения на психологическом факультете. Это может быть связано с комплексом социально-психологических и индивидуально-психологических детерминант, сознательной и бессознательной мотивацией.

Доминирование мотивов обучения на разных курсах может меняться.

Мотивация учебной деятельности может носить прагматический, социальный, бытовой, профессиональный, познавательный характер, быть связанной с личным престижем.

Литература:

  1. Багдасарьян Н. Г., Немцов А. А., Кансузян Л. В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социол. исследования. 2003. № 6. С. 113–119.
  2. Грабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся //Вопросы психологии. — 1987. — № 1
  3. Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии. — Минск, 1978
  4. Зыбина Л. Н. Структурные компоненты и динамика профессиональной направленности личности: Дис.... канд. психол. наук. Новосибирск, 2009. 317 c.
  5. Крылов И. И. К вопросу о мотивации профессиональных намерений учащейся молодёжи /в кн. Проблемы социальной психологии — М., 1971.
  6. Лисовский В. Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. Л., 1987
  7. Лунёва В. А. Мотивация стремления учиться (16–20 лет) получить образование — В кн. Проблемы социальной психологии. — М., 1971.
  8. Москвичёв С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. — Киев., 1975.
  9. Мясищев В. Н. Проблема способностей. — М., 1969.
  10. Орлов А. Б. Склонность к профессии. — М., 1981
  11. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессий. — Киев, 1980.
  12. Пенкрат Л. В. Мотивы выбора профессии. — Минск, 1986.
  13. Радина Л. В. Психолого-акмеологические особенности ценностных ориентаций личности на этапе профессионального самоопределения: Дис.... канд. психол. наук. Москва, 2001. 123 c.
  14. Степанский В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности //Вопросы психологии — 1981 — № 6.
  15. Студеникина Е. С. Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции. Дис.... социол. наук. Краснодар, 2007. 139 с.
  16. Шавир П. А. Психология проф. самоопределения в ранней юности. — М., 1981.
  17. Эльконин Б. Д., Фрумин И. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 24–32.
  18. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М. 1969.
  19. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд. корпорация «Логос», 1994. 156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, учебная деятельность, направленность личности студентов-психологов, профессиональное самосовершенствование, JLH, готовность студентов-психологов, дальнейшая профессиональная активность, путь самореализации, ряд причин, эмоциональная устойчивость.


Задать вопрос