К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.10.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Нурбекова, Ш. Ш. К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах / Ш. Ш. Нурбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84487/ (дата обращения: 03.12.2021).



В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Ключевые слова: образование, система образования, образовательные модели, образовательные концепции, инновации в образовании, исследования, предпринимательство, качество образования.

In this article, the author expressed his views on solving the problem of organizing innovation in the higher education system and made a number of proposals.

Keywords: education, education system, educational models, educational concepts, innovations in education, research, entrepreneurship, quality of education.

Роль, место и значение высших учебных заведений в развитии общества сегодня в корне отличается от прошлого. Если мы проанализируем эволюцию мировых высших учебных заведений с 1940-х годов до наших дней, их социальная роль и значение возрастают и становятся важным инструментом экономического развития общества, особенно их ведущей ролью в инновациях.

Мы знаем, что мировая система высшего образования прошла несколько этапов своего развития. Большая часть литературы условно разделена на три этапа в зависимости от сферы деятельности учебного заведения [5]. Первой из них была «Парижская модель», которая была широко распространена во многих странах мира в XII-XVIII веках. Основная идея этой модели — обучать студентов. Одна из главных особенностей данной модели — высокое качество обучения, а также формирование специфических методик учебного процесса.

Позже мировая цивилизация стала предъявлять более жесткие требования к высшим учебным заведениям. Этот период, охватывающий первую половину XIX и XX веков, характеризуется развитием классического периода университетов и преобладанием «немецкой модели» (основатель Вильгельм фон Гумбольдт). Основная концепция этой модели отражена в сочетании образования и исследований.

Таким образом, начиная с этого периода, приоритетным стал вопрос о концентрации на исследовательской работе высших учебных заведений.

Вторая половина ХХ века — это постклассический период, и этот период основан на преобладании американской модели. Его основная концепция характеризуется упором на коммерциализацию в образовании, исследованиях и академических кругах. С тех пор растущий интерес к инновациям привел к новому подходу к качеству образования, который происходит практически во всех развитых странах мира.

После обретения независимости Республика Узбекистан приступила к осуществлению радикальных реформ в системе образования в соответствии с изменениями в мировой системе образования, основной целью которых является формирование системы образования мирового уровня и подготовка на ее основе конкурентоспособных специалистов. [2]. Для этого необходимо внедрять инновации в систему образования.

Создание, формирование и развитие инновационной деятельности в высших учебных заведениях Республики Узбекистан — относительно новая практика. Однако этот процесс не новость для вузов развитых стран мира, а является неотъемлемой частью их деятельности.

Таким образом, социальная роль системы высшего образования сегодня уникальна, что выражается в коммерциализации новых идей в своей деятельности, внедрении научных результатов в практику. Одним словом, успех развития любой страны отражается в том, что результаты научной деятельности высших учебных заведений отражаются в виде новых технологий или технологических продуктов.

В этом отношении в мировом опыте сделано немало. Например, понятие «бизнес-университеты» разработал известный ученый Бертон Кларк (1928–2009) [6]. Согласно этой концепции, университеты смогут привлечь дополнительное финансирование для работы, повышения эффективности и качества образования. Концепция также может усилить инновационные методы обучения, улучшить его содержание и развить тесное сотрудничество с бизнес-сообществом, что усилит процесс коммерциализации разработок университетских ученых. [8]

В том же 2003 году была выдвинута концепция «Третьей» задачи университетов Швеции. По его словам, традиционными задачами вузов являются образовательная деятельность (появление новых предметов, разработка инновационных методов обучения) и научная деятельность (генерация новых знаний, переход от индивидуальных исследований к междисциплинарным групповым исследованиям). Патентование, лицензирование, создание новых малых инновационные компании и др.).

Возникает вопрос, что нужно сделать для развития инновационной деятельности в вузах нашей страны. Его ответ дан в «Национальной программе обучения» Республики Узбекистан, в первую очередь, необходимо развивать взаимосвязь «образование-наука-производство» [3]. Для этого нужно опираться на опыт лучших учебных заведений мира. В частности, необходимо создать систему «замкнутой цепочки», от образования, исследований до создания малых инновационных предприятий. В связи с этим перед университетами нашей страны встанет новая задача — не только подготовка кадров, но и подготовка кадров, генерирующих инновационные идеи. Потому что они создатели и исполнители производства. Поэтому в настоящее время университетам целесообразно адаптироваться к новой экономической ситуации и стать центрами производства. Существенные изменения в современном мире требуют превращения университетов в полноценные объекты новой экономики. В связи с этим важное значение имеет понятие «Тройная спираль». Концепция «Тройной спирали» акцентирует внимание на вопросах тесного взаимодействия вузов, бизнеса и власти.

Роль и влияние государства в развитии инновационной деятельности высшего образования будут значительными. На наш взгляд, одной из первых и наиболее значимых мер является создание нового сообщества университетов на национальном уровне. В современных классических университетах шансы адекватно удовлетворить потребности общества, государства и личности невелики. Поэтому пришло время развивать такие формы университетского сообщества, как фундаментальные университеты, исследовательские университеты.

Следующий шаг — укрепление сотрудничества между крупным бизнесом и университетами. Это потребует развития стимулов для бизнес-инноваций [1]. В конечном итоге ускорение создания малых инновационных компаний даст положительный эффект. Все это требует создания инновационной инфраструктуры в университетах, то есть формирования и развития центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и студенческих инновационных центров в каждом университете.

Несмотря на условия и возможности, созданные нашим государством для инновационной деятельности вузов, их инновационная деятельность не может считаться востребованной. Это можно увидеть в ряде случаев. Во-первых, объем образовательных услуг и работ, проводимых на базе инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, не в полной мере отвечает потребностям студентов в опережающем развитии рыночной экономики.

Во-вторых, недостаточны количество и состав результатов интеллектуальной деятельности в бюджетах вузов. Количество рабочих мест, создаваемых образовательными учреждениями через бизнес-ассоциации, инновационную инфраструктуру и хозяйственные контракты, невелико. Потенциал и количество студентов, старших научных сотрудников и профессоров, участвующих в экономических контрактах, не соответствуют сегодняшним требованиям.

В-третьих, качество и количество подготовленных, переподготовленных и инновационно ориентированных кадров для малого бизнеса по программам, разработанным в университете, не соответствуют динамике бурного экономического развития.

В-четвертых, количество профессоров, преподавателей и сотрудников вузов, прошедших подготовку и переподготовку по вопросам инновационного предпринимательства и трансфера технологий в ведущих университетах мира, не в полной мере соответствует требованиям университетских приоритетов в области международного сотрудничества.

В-пятых, объем высокотехнологичной продукции, создаваемой на базе инновационной инфраструктуры образовательного учреждения, не соответствует потребностям населения и бизнеса. Все это негативно сказывается на качестве образования в высшей школе. Эти побочные эффекты включают:

1) Университеты неразрывно связаны со своими клиентами, им необходимо понимать свои текущие и будущие потребности, удовлетворять свои потребности и выполнять свои желания в той степени, в которой они не ожидают, что требует инновационного подхода ко всем процессам. Неадекватная организация этого процесса приводит к нарушению качества обучения в соответствии с требованиями стандартов ISO;

2) Руководство вуза должно обеспечивать общие цели и направления инновационной деятельности в системе образования, уметь полноценно вовлекать сотрудников в реализацию инновационных задач вуза путем создания и поддержания оптимальной внутренней среды в университете. Сложившаяся ситуация приводит к неэффективному использованию возможностей инновационной деятельности для обеспечения качества образования;

3) студенты, профессора и сотрудники составляют основу вуза, а их полная вовлеченность в инновационную деятельность открывает возможности для эффективного использования их потенциала в интересах вуза. Большое количество неиспользованных возможностей и невнимание к ним ведут к снижению качества;

4) взаимовыгодные отношения между поставщиками и организациями увеличивают возможности обеих сторон. Однако неразвитость взаимоотношений отрицательно сказывается на качестве образования.

В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, на каждом уровне высшего образования следует выделить следующее как неотъемлемую часть инновационной политики.

Необходимо создание в вузах научных парков, центров карьеры и т. д, Создание Департамента инновационной политики и организации инновационной деятельности. Также необходимо создание центра трансфера технологий, создание новых инновационно-ориентированных структур (Школа инновационного бизнеса, Высшая школа менеджмента и инноваций). Необходимо будет включить в устав вуза Положение об инновационной деятельности и определить ответственность за инновационную деятельность на каждом факультете.

Словом, в каждом вузе целесообразно создавать инфраструктуру для инновационной деятельности.

Для этого необходимо реализовать следующие меры:

– Создание и развитие инновационных бизнес-инкубаторов (выбор, формирование и развитие). Для размещения в бизнес-инкубаторах необходимо разработать не менее 5–10 инновационных проектов в каждом университете и создать не менее 2–5 инновационных предприятий;

– Создание единой координационной системы выявления, учета, правовой защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности;

– Создание системы трансфера технологий в каждом университете и ее функционирование. -Создание и функционирование системы малых инновационных компаний в каждом университете;

– Создание центра высоких технологий с вовлечением в него всех студентов и преподавателей.

Решения Кабинета Министров о переподготовке и повышении квалификации учителей положительно сказываются на качестве высшего образования. [4]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в современных вузах функции образования и исследования по-прежнему выполняются как основная функция. Однако университеты имеют дополнительные предпринимательские функции, которые увеличивают их способность ускорять экономическое развитие. [7]

Таким образом, эффективность и успешность инновационной деятельности определяется тем, насколько новые традиции принимаются руководством и коллективом вуза и готовы их внедрять.

Модели инновационной деятельности могут быть разными для разных вузов. Следует отметить, что наши предложения носят рекомендательный характер и требуют доработки как теоретически, так и практически.

Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан, 2015.
  2. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Т, 1997.
  3. «Национальная программа обучения» Республики Узбекистан. Т, 1997.
  4. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. 26 сентября 2012 г. № 278.
  5. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании. — М., 2010
  6. Ильина И. А. Обеспечение качества образовательного процесса в ВУЗе. — Москва, “Экономика” 2014. Стр. — 160–162
  7. Ишмуҳамедов Р., Юлдашев М. Инновационные методы в образовании и воспитании — Ташкент, Изд. Ниҳол, 2013. — 268 стр.
  8. Корзникова, Г. Г. Менеджмент в образовании. — М.: Академия, 2008
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, высшее образование, качество образования, университет, инновационная инфраструктура, система образования, Узбекистан, инновационная политика, интеллектуальная деятельность, научная деятельность.


Ключевые слова

качество образования, образование, предпринимательство, система образования, исследования, инновации в образовании, образовательные модели, образовательные концепции
Задать вопрос