Особенности профессионального ориентирования молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Цикунова, О. А. Особенности профессионального ориентирования молодежи / О. А. Цикунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84480/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье рассматриваются особенности и трудности молодежи в выборе своего профессионального пути.

Ключевые слова: профориентация молодежи, выбор профессии, рынок труда, особенность ориентирования молодежи.

The article discusses the peculiarities and difficulties of young people in choosing their professional path.

Keywords: youth career guidance, choice of profession, labor market, youth orientation feature.

Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки). [4].

Основными перспективными направлениями в сфере формирования и развития трудовых ресурсов Омской области являются прежде всего создание условий для роста обеспеченности экономики Омской области квалифицированными кадрами на основе механизмов формирования и развития кадрового потенциала. [1]. В целях снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда Омской области необходимо разрабатывать и реализовывать мероприятия направленные на повышение эффективности взаимодействия различных сторон внешнего и внутреннего рынка труда по вопросам обеспечения экономики региона квалифицированными кадрами на основе сбалансированности их интересов, включая разработку и реализацию комплексов мер по развитию кадрового потенциала, осуществления мониторинга текущей и перспективной потребности рынка труда в рабочей силе.

Профессиональный выбор — особенности и трудности

Выбор профессии — это личный выбор профессии каждого, который должен быть основан на своих предпочтениях, склонностях, возможностях и увлечениях.

Исходя из опыта работы с подростками, многие школьники выбирают профессию, не основываясь на своих желаниях и возможностях, а слушая советы других сверстников, родителей и друзей, а все почему?

Ответ достаточно прост, подросткам сейчас очень сложно определится с профессией, так как недостаточно развита работа по профориентации в школах.

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека. [5].

Чтобы помочь школьникам в возрасте от 14 до 17 лет выбрать сферу профессиональной деятельности в соответствии со своими склонностями и предпочтениями, необходимо давать больше практических знаний, путем профессиональных пробы и полностью погружать в мир профессий. Внедрять в школьную программу — теоретические занятия, на которых изучаются разнообразные формы профессионального ориентирования, делать встречи с успешными людьми, которые на своем примере могут рассказать о своей профессии.

Необходимо давать молодежи знания о новых профессиях, например, через атлас новых профессий. Это навигатор по рынку труда будущего.

Это альманах профессий будущего, актуальных для российской экономики. Он основан на данных форсайт-сессий, в которых принимали участие ключевые игроки рынка. Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. [3].

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide-6.jpg

Для повышения эффективности функционирования регионального рынка труда деятельность его институтов должна проходить в следующих направлениях:

— Посредническая и консультационная деятельность за счёт распространения информации, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработным и работников директорами фирм, а также информации, способствующей найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

— Повышение качественных характеристик рабочей силы на региональном рынке труда, стимулирование снижения потребности в рабочих местах со стороны тех граждан, чьё трудоустройство затруднено по тем или иным причинам. [7].

Профориентация является эффективным средством решения проблем на рынке труда в Омской области. Комплексный подход всех учреждений и ведомств, включённых в систему профессиональной ориентации и профессионального обучения, позволит разрешить ключевые проблемы выбора профессии, профессиональной подготовки и создания условий для профессионального развития персонала организации. Совершенствование системы профориентации и профобучения позволит улучшить ряд социально-экономических характеристик: повысить конкурентоспособность молодёжи на рынке труда, снизить безработицу и текучесть кадров, улучшить показатели социального самочувствия населения, обеспечить развития кадрового потенциала региона, соответствующего потребностям рынка труда.

Литература:

  1. Официальный сайт Службы занятости Омской области — https://omskzan.ru (дата обращения 11.05.2021)
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной службы статистики Омской области -https://omsk.gks.ru (дата обращения 11.05.2021)
  3. Официальный сайт Атласа новых профессий — https://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения 11.05.2021)
  4. Кудрявцева Т. В., Сухарева А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения (Вопросы психологии. — 2015 № 1 с. 86–93)
  5. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: «Первое сентября», 2014
  6. Чистякова С. Н. Типы профессиональной среды (Профессиональное образование — 2004 № 3 с. 25)
  7. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности, с. 319
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, Омская область, рабочая сила, выбор профессии, кадровый потенциал, региональный рынок труда, создание условий.


Ключевые слова

рынок труда, выбор профессии, профориентация молодежи, особенность ориентирования молодежи
Задать вопрос