Оптимизация трубопроводной системы внешнего транспорта в соответствии с прогнозными объемами добычи нефти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 08.10.2021

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Сюткин, А. А. Оптимизация трубопроводной системы внешнего транспорта в соответствии с прогнозными объемами добычи нефти / А. А. Сюткин, Е. В. Алекина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84477/ (дата обращения: 25.04.2024).



Формирование и развитие трубопроводной системы при обустройстве месторождения должно соответствовать динамически меняющимся показателям добычи нефти. При этом в процессе разработки могут значительно измениться технологические показатели, и соответственно существующую систему обустройства и внешнего транспорта необходимо оптимизировать под изменяющиеся условия. Для этого, как правило проводят прогнозирование пропускной способности трубопроводной системы и разрабатывают план оптимизации ее работы.

На примере Салымской группы месторождений рассмотрена методика оценки трубопроводной системы внешнего транспорта.

Трубопровод внешнего транспорта проходит по обезлесенной трассе и заболоченной территории в пойме реки Обь. Данный трубопровод заглублен в землю (как правило, на 0,8 м от верха трубы) и рассчитан на максимальное давление в 6,2 МПа.

На участках трубопровода, расположенных на отметках в 0, 17, 41, 63, 85 и 88 км имеются линейные задвижки, которые управляются дистанционно. В случае возникновения аварийной ситуации, их можно закрыть в целях изолирования участков трубопровода, проложенных через заболоченную местность и через реку.

Технические характеристики трубопровода приведены ниже:

– протяженность 87,458 км;

– условный диаметр 530 мм;

– толщина стенки: 10 мм — 62,846 км, 12 мм — 24,612 км;

– марка стали — Х-60 стандарт APL 5L;

– испытательное давление на прочность — 116,625 бар (11,66 МПа); испытательное давление на плотность — 69,0 бар (6,9 МПа).

Максимальная пропускная способность трубопровода внешнего транспорта составляет 9,0 млн т/год или 24657 т/сутки (из расчета 365 рабочих дней в году).

Диаграммы рабочих диапазонов оборудования и предельная диаграмма

Предельная диаграмма представлен на рисунке 1.

Сравнение пропускной способности трубопровода внешнего транспорта и объема добываемой нефти

Рис. 1. Сравнение пропускной способности трубопровода внешнего транспорта и объема добываемой нефти

Рабочий диапазон экспортного насоса нефти УПН и трубопровода внешнего транспорта

Рис. 2. Рабочий диапазон экспортного насоса нефти УПН и трубопровода внешнего транспорта

В связи с запуском аппарата воздушного охлаждения в первом квартале 2020 года рабочий диапазон трубопровода был дополнен новыми гидравлическими характеристиками трубопровода (показана дополнительная пунктирная линия красного цвета — без регулирующего клапана, черная сплошная линия — клапан КР12а открыт на 100 %, черная пунктирная линия — клапан КР12 открыт на 100 %, коричневая линия — клапан КР12а открыт на 100 % и запущена УВОН, коричневая пунктирная линия — клапан КР12 открыт на 100 % и запущена УВОН) для новых условий (температура на входе в трубопровод 40 °С). Также добавлено новое ограничение по расчетному давлению системы (аппарат воздушного охлаждения, трубопровод внешнего транспорта). Дополнительно нанесены рабочие точки в период работы 2020–2050 (маркеры черного цвета).

Нехватка напора, развиваемого экспортными насосами, вызванная ростом перепада давления по трубопроводу вследствие запуска АВО и охлаждения нефти до 40 °С и ниже (увеличение вязкости нефти). Для решения этой проблемы потребуется установить оригинальные валы. Запуск второго насоса в эксплуатацию невозможен по причине того, что подача каждого из насосов будет ниже минимально допустимого (460 м3/час). Для составления более точного прогноза потребуется провести тестирование при различных температурных режимах и определить фактическую характеристику трубопровода после запуска АВО.

После замены валов давление, развиваемое экспортными насосами, превысит расчетное давление аппарата воздушного охлаждения (50 кгс/см2). Требуется подтверждение от завода-изготовителя о возможности повышения расчетного давления УВОН.

В период с 2031 года объемы перекачки нефти опустятся ниже минимально допустимой подачи для одного насоса (460 м3/час). Поэтому потребуется их модернизация или замена.

Коричневые маркеры — ожидаемые рабочие точки насоса в соответствие с профилем WPB (годовым). Красные маркеры — ожидаемые рабочие точки насоса в соответствие с профилем WPB (помесячным). Исходя из данных профиля WPB и пропускной способности системы после запуска АВО, в период с июня 2021 года по июль 2022 ожидаются проблемы с откачкой нефти на ПСН.

На сегодняшний день основная проблема при эксплуатации трубопровода внешнего транспорта — высокая температура перекачиваемого продукта, которая вызывает растепление грунтов и, как следствие, снижение их несущей способности. В данной ситуации велик риск попадания нефти в окружающую среду по причине разрушения тела трубопровода (см. Рисунок 3).

Сравнение расчётной температуры трубопровода внешнего транспорта и прогнозируемых значений температур нефти

Рис. 3. Сравнение расчётной температуры трубопровода внешнего транспорта и прогнозируемых значений температур нефти

В настоящее время средняя температура на входе в трубопровод внешнего транспорта составляет 47–65 °С, в зависимости от времени года, при расчетной температуре 40 °С. Дополнительный перегрев создает значительный риск для эксплуатации трубопровода (смятие, порыв и большая утечка нефти). Прогнозируемая максимальная температура эксплуатации трубопровода, без внесения каких-либо изменений составит порядка 65 °С.

Во избежание возникновения аварийной ситуации в 2020 году введен в эксплуатацию аппарат воздушного охлаждения, благодаря которому температура нефти на входе будет снижена до 40 °С, что позволит восстановить и обеспечить целостность трубопровода. Таким образом на примере трубопровода внешнего транспорта Салымской группы месторождений показан анализ пропускной способности и температурные режимы перекачки в соответствии с прогнозными показателями добычи нефти.

Литература:

  1. Байков И. Р., Кузнецова М. И., Китаев С. В., Колотилов Ю. В. Повышение работоспособности нефтепромысловых трубопроводов методом санации полимерными материалами // Все материалы. Энциклопедический справочник. 2016 № 7. С.39–44.
  2. Голубев В. Ф. и др. Герметизированная система предварительного сброса и подготовки подтоварной воды.// Нефт. Хоз-во.-1996.-№ 6.-С.53–55.
  3. Дьячук А. И., Братцев С. И. Проектирование и эксплуатация внутрипромыслового сбора в осложненных условиях разработки нефтяных месторождениях / Уфа: Тр. ВНИИСПТннефть. 1989. — С.–-11.
  4. Борисевич Ю. П., Краснова Г. З. Гидравлические расчеты трубопроводов системы сбора продукции скважин, — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2013. — 228с.
Основные термины (генерируются автоматически): внешний транспорт, WPB, воздушное охлаждение, трубопровод, трубопроводная система, эксплуатация трубопровода, аварийная ситуация, испытательное давление, предельная диаграмма, пропускная способность.


Похожие статьи

Анализ методов обеспечения безопасности эксплуатации...

Решение проблемы обеспечения безопасности трубопроводных систем при их эксплуатации может формироваться исходя из фактического

Пропускная способность трубопровода. Анализ результативности монтажных работ при сооружении магистрального трубопровода.

Способы повышения энергоэффективности магистрального...

Повышение энергоэффективности трубопроводной системы в случае горячей перекачки высоковязких нефтей. Такая ситуация может привести к значительному увеличению гидравлического сопротивления, остановке перекачки и «застыванию» трубопровода.

Особенности развертывания и эксплуатации полевых...

Роль и место полевых магистральных трубопроводов в системе обеспечения войск горючим определяются их

Основными затруднениями в развертывании и эксплуатации полевых трубопроводов ночью

При эксплуатации усиливаются аварийные и патрульные команды.

Влияние противотурбулентной присадки на эффективность...

Ключевые слова: нефтепровод, противотурбулентные присадки, нефть, пропускная способность трубопровода, реологические

Но пропускная способность магистрального нефтепровода может меняться от изменения вязкости нефти, что может быть связано как с...

Определение напряженно-деформированного состояния...

Объектом обследований являлись трубопроводные обвязки аппаратов воздушного охлаждения

Вместе с тем оценка напряженно-деформированного состояния трубопроводов должна

Оценка напряженно-деформированного состояния трубопроводов проводилась в...

Краткий обзор систем обнаружения утечек российских...

В состав системы входит тренажер оператора, базирующийся на гидродинамической модели трубопровода, который позволяет проводить обучение персонала в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации трубопровода.

Расчёт предпомпажных состояний газотурбинной установки

Современная газотранспортная система представлена многочисленными нитками газопроводов, компрессорными станциями, узлами замера и редуцирования, газораспределительными

В процессе продвижения природного газа – метана его давление в трубопроводе падает.

Классификация систем обнаружения утечек на магистральных...

При совершенствовании систем обнаружения утечек в трубопроводах одним из главных

Снижение давления свидетельствует о наличии дефекта трубопровода, через который

3. Некрасова А.П. О статистике аварийных и несанкционированных врезок на магистральных...

Технические требования к морскому технологическому комплексу...

Предельная погрешность измерения глубины погружения и глубины под килем задается в ТТЗ на НПА с учетом обеспечения

На случай аварийной ситуации, угрожающей потерей НПА, на судне

‒ непрерывным, изменяющимся расходом рабочей жидкости с переменным давлением.

Похожие статьи

Анализ методов обеспечения безопасности эксплуатации...

Решение проблемы обеспечения безопасности трубопроводных систем при их эксплуатации может формироваться исходя из фактического

Пропускная способность трубопровода. Анализ результативности монтажных работ при сооружении магистрального трубопровода.

Способы повышения энергоэффективности магистрального...

Повышение энергоэффективности трубопроводной системы в случае горячей перекачки высоковязких нефтей. Такая ситуация может привести к значительному увеличению гидравлического сопротивления, остановке перекачки и «застыванию» трубопровода.

Особенности развертывания и эксплуатации полевых...

Роль и место полевых магистральных трубопроводов в системе обеспечения войск горючим определяются их

Основными затруднениями в развертывании и эксплуатации полевых трубопроводов ночью

При эксплуатации усиливаются аварийные и патрульные команды.

Влияние противотурбулентной присадки на эффективность...

Ключевые слова: нефтепровод, противотурбулентные присадки, нефть, пропускная способность трубопровода, реологические

Но пропускная способность магистрального нефтепровода может меняться от изменения вязкости нефти, что может быть связано как с...

Определение напряженно-деформированного состояния...

Объектом обследований являлись трубопроводные обвязки аппаратов воздушного охлаждения

Вместе с тем оценка напряженно-деформированного состояния трубопроводов должна

Оценка напряженно-деформированного состояния трубопроводов проводилась в...

Краткий обзор систем обнаружения утечек российских...

В состав системы входит тренажер оператора, базирующийся на гидродинамической модели трубопровода, который позволяет проводить обучение персонала в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации трубопровода.

Расчёт предпомпажных состояний газотурбинной установки

Современная газотранспортная система представлена многочисленными нитками газопроводов, компрессорными станциями, узлами замера и редуцирования, газораспределительными

В процессе продвижения природного газа – метана его давление в трубопроводе падает.

Классификация систем обнаружения утечек на магистральных...

При совершенствовании систем обнаружения утечек в трубопроводах одним из главных

Снижение давления свидетельствует о наличии дефекта трубопровода, через который

3. Некрасова А.П. О статистике аварийных и несанкционированных врезок на магистральных...

Технические требования к морскому технологическому комплексу...

Предельная погрешность измерения глубины погружения и глубины под килем задается в ТТЗ на НПА с учетом обеспечения

На случай аварийной ситуации, угрожающей потерей НПА, на судне

‒ непрерывным, изменяющимся расходом рабочей жидкости с переменным давлением.

Задать вопрос