Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.10.2021

Статья просмотрена: 458 раз

Библиографическое описание:

Мудрагель, Д. А. Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР / Д. А. Мудрагель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84469/ (дата обращения: 19.04.2024).



Как известно, человек — социальное существо, и с первых дней жизни нуждается в общении. Общение — сложная и многогранная деятельность, требующая определенных знаний и умений, которыми человек овладевает в ходе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности является залогом успешной адаптации человека в обществе, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

В наше время, наряду с термином «общение», используется термин «коммуникация». Такие исследователи, как: Г. М. Андреева, А. А. Бодалева, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин отмечали, что общение важнейшая коммуникативная деятельность. Разработчики ФГОС выделили отдельно образовательную область «Речевое развитие», цель которой — развитие общения, развитие речевого общения.

Коммуникация — это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными

Современное образование выставляет высокие требования к развитиюкоммуникативных способностей у дошкольников для того, чтобы адаптироваться в социуме, успешно учиться в школе, детям необходимо уметь общаться. А к старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть главными коммуникативными навыками: уметь слушать, воспринимать и понимать информацию; вступать в процесс общения с другими людьми; четко и последовательно высказывать свои мысли.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативных навыков у детей сообщим недоразвитием речи (ОНР) становится очень актуальной, так как в последнее время возрастает число детей, имеющих недостатки речевого развития.

Отношения между дошкольниками во многом определяются характером его общения с педагогами детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы.

При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития ребенка с ОНР речи и других психических процессов замедляется. Отклонения в развитии речи негативно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.

Общение осуществляется с помощью разнообразных средств, принято выделять три основных категории средств общения:

– экспрессивно мимические (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

– предметно действенные (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивания взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого);

– речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Для повышения эффективности логопедического воздействия, активизации интереса к занятию, формированию коммуникативных навыков в практической деятельности логопеда оправдано использование приемов психологической коррекции, в частности:

– игровой психокоррекции как способа развития когнитивной, эмоциональной и социальной сфер;

– арт-терапии и музыкотерапии как средства стимуляции общения;

– кинезитерапии, как средства тренировки ручной и общей моторики;

– библиотерапии, для регуляции эмоционального состояния, усиления положительных эмоций и ослабления негативных. Эффективными могут оказаться и другие психокоррекционные приемы, но они в меньшей степени апробированы в практике логопедической работы с лицами, имеющими речевые расстройства.

Практические педагоги детских садов считают, что решение задач развития эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками и представляет собой ряд этапов:

1 этап.

  1. Установка эмоционального контакта с ребенком, побуждение к визуальному контакту, формирование умения слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
  2. создание эмоциональной атмосферы, зарождение положительного эмоционального отношения к ситуации, учитывая индивидуальные особенности детей;
  3. развитие внимания и умения реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонацию, умение подражать движениям взрослого;
  4. формирование у детей образа собственного Я, умения узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);
  5. вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в совместных играх, забавах и музыкальных играх;
  6. учить приветствовать и прощаться с взрослыми и детьми группы.

II этап. Закрепление желания и готовность к совместной с взрослым деятельности.

  1. Совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком); умение подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т. д.;
  2. упражнения в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее;
  3. объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).

III этап. Учить совместной с взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;

  1. побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;
  2. учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот — зевнуть, вытянуть губы — подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;
  3. побуждать к имитации выразительных движений в играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
  4. учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;
  5. организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия — построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.

IV этап. Расширять диапазон совместной деятельности в играх с элементами сюжета: «Оденем куклу», «Накорми зверят», «Построим дом»;

  1. использование элементарных драматизаций в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;
  2. развивать артикуляционный праксис в играх на подражание;
  3. учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем»;
  4. объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т. п.;
  5. Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.

Таким образом, для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР необходимо применять приёмы игровой, творческой терапии, практические ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, постоянное наращивание словаря, как стимулятора речевого общения, создавая положительное эмоциональное отношение детей к процессу коммуникации.

Литература:

  1. Гербова, В. В. Понимание, называние и использование глаголов// Дошкольное воспитание. 1985. -№ 1.-С. 6–12.
  2. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация / под ред. О. Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. — 272с.
  3. Селивёрстова, В. И. Речевые игры с детьми. — М.: П., 1994.
  4. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога. — М.: Владос, 2008. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, общение, III, взрослый, движение, навык, положительное эмоциональное отношение, речевое общение, элемент сюжета.


Похожие статьи

Игра как средство общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Эмоциональная напряженность и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди

Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее

В тоже время навыки, сложившиеся в процессе общения детей друг с другом и с...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре

Игры-тренинги формируют у ребенка положительную самооценку, собственный образ «Я», способствуют развитию социально-коммуникативных навыков, необходимых для успешного существования в обществе. Педагогу, использующему в своей работе игры-тренинги, удастся...

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации

коллективный труд, ребенок, умение, дошкольный возраст, коммуникативная способность дошкольников, отношение, групповая...

Значение игры в развитии младших школьников

Сюжет игры — та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального, характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их...

Игра – это также способ приобщения ребенка к миру культуры, мягкая форма обучения жизненно

Элементы терапии игрой в нашем Центре используются преимущественно в играх с

эмоциональные проблемы малышей (тревожность, страхи, агрессивность, застенчивость...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

От потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе

Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Всё это служит развитию связной речи, ее выразительности, эмоциональной окрашенности.

Мир культуры игры и культуры коммуникации современного...

Культура общения — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в...

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через...

Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками

Любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и

Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Похожие статьи

Игра как средство общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Эмоциональная напряженность и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди

Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее

В тоже время навыки, сложившиеся в процессе общения детей друг с другом и с...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игре

Игры-тренинги формируют у ребенка положительную самооценку, собственный образ «Я», способствуют развитию социально-коммуникативных навыков, необходимых для успешного существования в обществе. Педагогу, использующему в своей работе игры-тренинги, удастся...

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей...

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации

коллективный труд, ребенок, умение, дошкольный возраст, коммуникативная способность дошкольников, отношение, групповая...

Значение игры в развитии младших школьников

Сюжет игры — та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального, характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их...

Игра – это также способ приобщения ребенка к миру культуры, мягкая форма обучения жизненно

Элементы терапии игрой в нашем Центре используются преимущественно в играх с

эмоциональные проблемы малышей (тревожность, страхи, агрессивность, застенчивость...

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных...

От потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе

Роль — средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Всё это служит развитию связной речи, ее выразительности, эмоциональной окрашенности.

Мир культуры игры и культуры коммуникации современного...

Культура общения — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в...

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через...

Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками

Любая оценка фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и

Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Задать вопрос