Критерии нравственности в произведениях литературы разных стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.10.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Юркова, Ж. Х. Критерии нравственности в произведениях литературы разных стран / Ж. Х. Юркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 56-61. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84453/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье автор проводит сопоставительный анализ произведений советской, русской и арабской литературы для выявления определения понятий «ложная и истинная храбрость».

Ключевые слова: храбрость, достоинство, нравственность.

Сирийская детская литература не очень хорошо знакома советскому и российскому читателю. Этому есть причины, одна из которых — военные действия на территории дружественного нам государства. Жизнь сирийского народа хорошо отражена во взрослой литературе, имеется большое количество переводных изданий. Детская литература в переводах на русский язык должна занять достойное место на полках у современных россиян. В силу того что сирийская литература рассматривает себя частью арабской литературы, литературы арабского мира с его многовековыми традициями, мы посчитали для себя возможным начать знакомство с детской арабской литературой, отражающей жизнь простого народа всего арабского мира. В статье представлен перевод первого детского рассказа из серии «зелёная библиотека для детей», изданного в Каире, современного арабского писателя Якуба Ашшаруни. Особенности и уклад жизни любого народа несёт положительные моменты, так как нацелен на развитие людей. Любому человеку понятны такие слова, как отвага, честь, достоинство, патриотизм, любовь к Родине, к своему народу. Что можно назвать истинной храбростью? Ответы можно найти во многих произведениях русской и арабской литературы, но сегодня мы остановимся на произведениях, сюжеты которых во многом перекликаются: «Демон в ночи» Якуба Ашшаруни (современного арабского писателя), «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Бежин луг» И. Тургенева, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Тихое утро» Ю. Казакова, «Рыцарь Вася» Ю. Яковлева.

Настоящая отвага — это проявление силы духа, которое затмевает инстинкт самосохранения и служит реализации высшей цели. Разница между правдой и фальшью в этом случае хорошо видна в примерах русской литературы. Арабская литература подтверждает ту же мысль. Рассказ арабского писателя Якуба Ашшаруни «Демон в ночи» о подростке, который сумел доказать на личном примере, что такое храбрость.

Все вышеперечисленные произведения содержат одну и ту же мысль: необходимо преодолеть свой страх, свои сомнения ради тех, кто нуждается в помощи, в защите. Причём сделать решительный шаг надо очень быстро, когда нет времени на размышления и расчёт. От этого порыва человеческой души зависит жизнь человека или общества.

Мальчик Хусейн из села Шаруна уверен в том, что только он сейчас может помочь своей матери и привести врача из другого села, путь к которому лежит через злополучное кладбище — место, где водятся призраки. Он преодолевает свой страх и совершает настоящий подвиг: не только находит врача, но и раскрывает преступление, готовящееся нечестными людьми.

И вот уже «тюфяк» с благородным сердцем Ю. Яковлева превращается в настоящего рыцаря, героя, спасшего первоклассника на реке.

Вряд ли Павлуша И. Тургенева понимал всю ценность своего характера, когда рванул один на один навстречу опасности, услышав вой волков, когда другие ребята перепугались.

Какой же надо было иметь сильный характер Яшке Ю. Казакова, чтобы, преодолевая суеверие, спасти почти незнакомого ему «городского» Володю. « Недотепа чертова!» — так называл Яшка своего нового друга. Но «чувствуя, что убежать никак нельзя», он вытаскивает Володю из бочага. [3]

Сила любви заставляет пушкинского Петрушу Гринёва, нарушив приказ, спасти Машу Миронову от рук насильно державшего её Швабрина. Не изменяя присяге, Гринёву удается договориться со своим врагом Пугачёвым о помощи бедной сироте.

И Сотников, худой, немощный, и капитан Тушин, неказистый на вид, герои В. Быкова и Л. Н. Толстого, — настоящие герои, не осознающие всей мощи своего характера, своих поступков, и пять девочек из произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие», Николай Плужников из романа «В списках не значился» — это «русские солдаты», говоря словами последнего героя, сражающиеся с врагом не за награды, а по велению сердца.

Тимур и его команда пионеров из повести А. П. Гайдара помогают по хозяйству родным убитых на войне красноармейцев, не выдавая себя, проявляя скромность.

Все эти люди исполняли свой долг, долг перед Родиной, перед совестью, перед любовью, перед родными.

У таких героев всегда есть антиподы. Вот они все по порядку: Масуд («Демон в ночи») — мелкий воришка, хулиган, уверенный в том, что храбрость его проявляется в умении красть апельсины из чужого сада. Такой же хулиган Мишка Квакин (повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда») — к счастью, осознающий своё поведение и жалеющий об этом; Швабрин (роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка») — безнравственный, подлый человек, предатель, прикрывавшийся любовью к Марии Мироновой; Димка Ковалев (рассказ Ю. Яковлева «Рыцарь Вася») — предприимчивый, нечестный, гадкий, воспользовавшийся добротой Васи, присвоивший себе чужой подвиг; Рыбак (повесть В. Быкова «Сотников») — жалкий в своем предательстве. Такие герои не заслуживают памяти, уважения и существуют лишь как фон, на котором ещё ярче видны поступки достойных персонажей.

Чаще всего жизненные ценностиформируются в детстве, но под давлением жизненных обстоятельств могут меняться.

Каждый из наших литературных героев имеет ряд обстоятельств, которые повлияли на формирование характера. Не все они имеют прошлое, но писатель так или иначе подсказывает читателю, что оказало влияние на становление личности персонажа.

Хусейн — рассудительный, предельно честный, отзывчивый и решительный. Такие черты характера воспитал в нём отец: «Он всегда смеётся, когда слышит подобные истории, и говорит своему сыну:

— Эх ты! Веришь всей этой болтовне! Все это придумывают люди, не умеющие думать головой, их пугает и заяц, и лиса». [9]

У самого Хусейна есть нравственные принципы, которым он остаётся верен до конца: «Воровство не имеет никакого отношения к храбрости!» — отвечает он на предложение Масуда обворовать чужой апельсиновый сад.

Павлуша — деловит, смел, рассудителен, заботлив, мужествен. «Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» , — так автор описывает свои первые впечатления о герое. [4]

Вася — бесстрашен, скромен, надёжен. Автор любуется своим героем: «Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. А в его груди билось благородное сердце рыцаря». [6]

Пётр Гринёв — настоящий недоросль в мальчишестве, он становится честным, благородным, любящим, отважным, верным присяге и долгу. Основа его характера заложена в семье. «…береги платье снову, а честь смолоду», — эти слова Гринёв запомнил на всю жизнь. [7]

Яшка — деловитый, паренёк с настоящей деревенской хваткой, сильный, смелый, терпеливый. Автор раскрывает личность Яшки только в конце произведения. Во всем предыдущем повествовании мы видим перед собой цельную личность, готовую к любым испытаниям. И то, как он встал на час раньше, чтобы накопать червей ради «этого заморыша» (Володи), и то, как он тщательно выбирал место для ловли рыбы, и то, как помогал во всем «городскому», — всё говорит о человеке надёжном . [3]

Тимур Гараев — смелый, принципиальный, верящий в справедливость, отзывчивый, инициативный, настоящий друг. Ему никогда не изменит чувство долга: «В этой записке крупно синим карандашом было написано: «Девочка, никого дома не бойся. Все в порядке, и никто от меня ничего не узнает». А ниже стояла подпись: «Тимур». [2]

Ради чего человек жертвует своим благополучием? Это зависит от человека. Одни живут ради себя, другие — ради людей. Раскроем этот вопрос на примере двух произведений: «Тимур и его команда» А. Гайдара и «Демон в ночи» Якуба Ашшаруни.

Мишка Квакин, хоть и является главным хулиганом городка, вызывает симпатию и является весьма интересной личностью со сложным характером. Кроме того, он обладает ярко выраженными лидерскими качествами. Он может раскритиковать своего друга: « …что ты мне хоть и друг, Фигура, но никак на человека не похож ты, а скорей вот на этого толстого и поганого черта».

Квакин смел и не боится Тимура, который командует гораздо большим количеством ребят и имеет поддержку существующего строя. В драке с силачом Гейкой не тушуется. «Бить буду! — злобно закричал он, оборачиваясь к Тимуру. — Бить буду тебя одного. Один на один, до смерти! — и, отпрыгнув, он скрылся в темноте». Он обладает своеобразным чувством юмора, хоть и не знает иностранных слов: « ...а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум. Это что такое, я не знаю, — насмешливо объявил Квакин. — Вероятно, ругательство или что-нибудь в этом смысле». Квакин хоть и презирает многих своих «подчиненных», тем не менее, не бросает их в беде и готов сам отвечать за свои поступки: « Отопри ребят, — хмуро попросил он. — Или посади меня вместе с ними».

Мишка Квакин по-своему человечен. Ему противен его помощник Фигура, не имеющий совести. Когда Тимуру тяжело, Квакин не трогает его. Он ценит своего противника и уважает его: « Он... гордый, — хрипло повторил Квакин, — а ты... ты — сволочь! — и, развернувшись, он ляпнул Фигуре кулаком по лбу». Мишка Квакин — это интересный персонаж, ставший почти нарицательным.

Менее сложно выглядит персонаж произведения «Демон в ночи». Самым главным в жизни Масуда является лидерство. Проявиться в положительном качестве он не хочет, ему нужен мгновенный эффект. На протяжении всего последующего повествования мы не встречаемся с Масудом, его как будто не существует. Но автор в самом конце рассказа ещё раз даёт нам возможность поговорить с этим «лидером». Мальчики понимают это и анализируют действия своего «лидера»: « Ты воруешь фрукты из чужого сада, а он пошел ночью в Шейх Фадаль, несмотря на рассказы о призраках. Он поймал грабителей, ворующих в деревне… что ж...Каждому свое!» Мальчишки начали смеяться над Масудом. Масуд выбросил ворованный апельсин, который был у него в руке, и убежал…»

Показательно то, что рассказ останавливается на этом фрагменте. Вернувшись к началу повествования, заметим, что речь шла тоже о храбрости, поднимается вопрос о том, что считать храбростью. Его решали те же мальчики. Круг замкнулся. Автор раскрыл на примере своих персонажей главную идею рассказа — храбрость проявляется только во благо. Если человек стремится к дурному, то это не храбрость, не подвиг, а преступление.

В то время как Мишка Квакин и Масуд пытаются самоутвердиться на своих мнимых друзьях, используя их бесхарактерность, неуверенность, мелкохулиганские наклонности, другие персонажи проявляют противоположные качества. Такими героями являются Тимур и Хусейн.

В самом начале рассказа Хусейн чётко обозначил свою жизненную позицию: «Воровство не имеет никакого отношения к храбрости!» В то же время все его действия направлены не на то, чтобы самоутвердиться в удобной ситуации и доказать свою смелость. Он вообще об этом не думает. Его задача помочь матери, которой грозит опасность. Хорошо видны фрагменты взросления мальчика и расставания с предрассудками. На попытку Масуда запугать мальчиков призраками он отвечает так:

Мой отец говорит: тот, кто боится демонов, порождает страх, в котором поселяются двадцать демонов.

В самый решительный момент он принимает для себя единственно правильное решение, несмотря на страх перед ночными призраками:

« В конце концов, Хусейн овладел собой и сказал:

— Истинная храбрость — это пойти сейчас за доктором в деревню Шейх Фадаль, а не воровать фрукты из сада. Если мне на пути встретится призрак, я начну читать молитву и буду бежать, что есть силы».

Он подбадривает себя и своего друга всю дорогу по пути к кладбищу. На вопрос своего приятеля о том, почему он остановился, Хусейн отвечает:

Ничего. Иду медленно, чтобы не провалиться в какую-нибудь яму или не наступить в навоз».

Такие же черты характера проявляет и гайдаровский положительный герой: бескорыстие, честность, принципиальность. Тимур Гараев хорошо знаком советскому читателю как пионерский вожак. Его бескорыстная помощь людям после выхода книги А. П. Гайдара стала называться «тимуровским движением» и переросло во всесоюзное. Книга вышла в 1940-ом году — тревожное, неспокойное время для советских людей. Проблематика повести состоит в решении вопросов о нравственных качествах подрастающего поколения, в необходимости проявления неравнодушного и внимательного отношения к ближнему, патриотизма по отношению к Родине, а также умения дружить и отдавать другу все самое ценное. Чем же так замечателен Тимур?

Тимур и его команда тайно помогают жителям поселка, у которых родные ушли на фронт.

Ребята могут наколоть дров, принести воды, подвязать ветки яблонь, починить забор. При этом они действуют тайно. Это не только игра, это проявление скромности.

Команда Тимура ставит на воротах метку в виде красной звезды. Эта звезда означает, что обитатели дома находятся под опекой Тимура и его команды.

Тимур — отзывчивый, небезразличный парень. Он помогает даже незнакомым людям, которые оказываются в трудной ситуации. В частности, он помогает девочке Жене, которая случайно оказывается в его доме:

— Ты Тимур?! — широко раскрывая полные слез глаза, недоверчиво воскликнула Женя. — Это ты укрыл меня ночью простынею? Ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? За что? Откуда ты меня знаешь?

Тимур становится другом Жени. Он снова выручает ее в трудной ситуации, когда девочке срочно нужно добраться в Москву:

«Это Тимур — мой очень хороший товарищ». (Женя о Тимуре)

Добрый Тимур всегда думает о людях: «Он окинул взглядом товарищей, улыбнулся и сказал:

— Я стою... я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны, значит, и я спокоен тоже!»

Но не всё так радужно в жизни этого персонажа. Ему приходится бороться с «бандой! Мишки Квакина, преодолевать неверие взрослых, которые, не разобравшись в ситуации, обвиняли Тимура и его ребят в обворовывании садов и поломке заборов, т. е. в тёмных делишках Мишки Квакина и его шайки.

Здесь два произведения советской и арабской литературы перекликаются. Оба персонажа, Хусейн и Тимур, считают, что воровство и храбрость — разные понятия. Безрассудство не имеет ничего общего с помощью другим. Мальчики примерно одного возраста (12–13 лет) даже не подозревают, что их маленькие хорошие дела — истоки будущих подвигов, на которые способен только настоящий герой.

Что же может послужить моделью героя? Заглянем в толковый словарь русского языка. Герой — человек, совершающий подвиги. Герой — это не идеальный человек. Он может иметь слабости, недостатки. Рассмотрим эти слабости на примере персонажей вышеперечисленных персонажей.

Как в русской, так и в арабской литературе образы персонажей собирательные. Они воплощают в себе многие качества, присущие разным людям. Это типажи. Храбрость ложная и храбрость истинная тоже присуща людям. Они могут отличаться возрастом, условиями жизни, сословной принадлежностью, но их объединяет проявление своих качеств в определённых обстоятельствах. Например, в экстремальных. Именно в такие условия был поставлен пушкинский герой Петр Гринев. Чтобы спасти любимую, он готов на всё, кроме предательства. Он рискует своей жизнью, с готовность решает принять смерть, идет на сделку с врагом, самовольно оставляет часть, когда ему отказали в помощи свои, разоблачает предателя. При этом мы знаем всю его историю с детства, он имел типичное дворянское воспитание. Тут идеализировать нечего: лень, барские замашки, юношеская бравада, желание покутить в столице, карточный долг, безрассудная дуэль. Но всё это разбивается о стержень — семью. Его отец — настоящий патриот, мать во всём поддерживала отца.

В экстремальной ситуации Гринёв ведёт себя так, как наказывал отец, за что и снискал уважение Пугачева.

Яшка из рассказа Ю. Казакова тоже раскрывается в экстремальной ситуации не сразу, его мучают сомнения.

«Тонет! — с ужасом подумал Яшка. — Утягивает! …На ум ему сразу пришел рассказ Мишки о громадных осьминогах на дне бочага, в груди и животе стало холодно от ужаса: он понял, что Володю схватил осьминог…»

Психологически ярко описан момент возможной трагедии — Володька чуть не утонул. Предрассудки останавливают такого смелого парня, как Яшка. И он бросается бежать за помощью, но возвращается, но спасать сложно не только психологически: «Володя, дрожа, все карабкался на него, наваливался всей тяжестью, старался влезть на плечи. Яшка захлебнулся, закашлялся, задыхаясь, глотая воду …»

Его приятель почти топит его, цепляясь за него. После неудачной попытки Яшке становится по-настоящему страшно, что в этой мирной тишине утонул Человек. Мало того, Яшка сам его оттолкнул. Герой сумел не испугаться, хотя если б не стал рисковать своей жизнью и убежал от утопающего, то его наверняка никто бы не осудил. Но поступает он как настоящий герой, которым лишь хотел казаться вначале со всеми своими рассказами об огромных сомах, которых поймать — не проблема.

Хусейн и Павлуша из рассказов Якуба Ашшаруни и Тургенева тоже не были идеальными. Суеверие и страх перед неизвестным проявляют оба героя. Несмотря на прирождённый здравый смысл, ясный ум и трезвое воображение, Павлуша поддаётся нелепым внушениям. Под влиянием разговоров о таинственном и страшном, у реки, куда он пошёл за водой, ему слышится голос утонувшего Васи. И он даже задумался, когда ему Федя сказал: «Ведь это тебя водяной звал, Павел», а Илюша с расстановкой проговорил: «Ах, это примета дурная». «Ну, ничего, пущай! — произнёс Павел решительно и сел опять. — Своей судьбы не минуешь». Говоря о Хусейне, можно отметить его нерешительность, когда они с другом дошли до кладбища: «Было очень темно. Казалось, будто они оба замедлили шаги, потому что боялись неизвестности, которая таилась в этой глубокой ночи». Свои собственные страхи мальчики пытались объяснить реальностью и надуманностью:

«Ваджих нагнулся и почувствовал, что что-то коснулось его голени. Он провел рукой между стоп, там что-то зашевелилось. Он подумал и сказал: «Ничего не случилось. Я думаю, это лягушка прыгнула мне на ногу… Из-за этих рассказов о призраках мы теперь всего боимся».

Всю дорогу мальчики прислушивались к шорохам и звукам леса. Но реальность оказалась банальнее загадочных призраков, а мальчишеское любопытство взяло верх над страхами. Они увидели воров и услышали их разговор. Возмущение от их намерений и желание предупредить односельчан о готовящемся преступлении заставили мальчиков двигаться быстрее.

Как мы видим из представленных произведений, мыслящий человек всегда способен договориться со своим невежеством. Его путь развития — самосовершенствование.

Что касается антигероя, то его модель гораздо сложнее. У него два пути развития: либо он становится на путь исправления (как Мишка Квакин, Масуд), либо деградирует (как Фигура и Швабрин). Всё зависит от того, какую цель преследует автор произведения, как пожелает читатель дорисовать в своём воображении образы персонажей. И это не зависит от времени происходящих событий.

Если искусство — это средство связи между автором и читателем, то в литературном произведении участвует три субъекта: автор, герой и читатель. Время и текст следует рассматривать в следующей взаимосвязи: время создания, время функционирования и время восприятия текста. По М. М. Бахтину, время, в котором находится произведение как вещь, не имеет ничего общего с изображенным в нем временем, ведь любой текст является, прежде всего, объектом эстетического восприятия. [1]

Время, как и пространство, выступает неотъемлемой частью мировоззрения человека. Представленные нами произведения принадлежат не только разным авторам, не только разным странам, но и разным эпохам. Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», написанное в XIX веке, освещает события восстания Емельяна Пугачёва, а произведение «Демоны в ночи» Якуба Ашшаруни — жизнь в современной арабской деревне. Между этими двумя произведениями огромный временной разрыв, а ценности всё те же: честь, долг, смелость, отвага, помощь, любовь…

Жизненные ценности не имеют временных рамок. Во все времена люди боролись с несправедливостью, проявляли смелость, были верны долгу, поддерживали друг друга. На этом и строится общество. Положительные персонажи выполняют свой долг не потому, что того требует время, а потому, что того требует совесть.

И тем не менее время, его ограничение играет важную роль в повествованиях.

Хусейн торопится помочь матери, его время ограничено условиями — мама может в любой момент умереть, не дождавшись врачебной помощи. Мальчик старается изо всех сил обогнать минуты, привести помощь вовремя.

Яшка понимает, что промедление может закончиться для Володи смертью. Он возвращается, когда понимает, что бежать в деревню за помощью бесполезно, даже если его за это никто не осудит. Он ныряет в бочаг и спасает друга.

Тимур, понимая, что Женя не успеет к поезду отца, без спроса берёт мотоцикл дяди, ударом молотка сбивая крепкий замок на сарае. Он знает, что так делать нельзя, но ситуация требовала именно этого.

Вася свою ситуацию не обдумывал, а просто пошёл по тонкому люду спасать первоклассника, понимая, что может провалиться под лёд вместе с мальчиком. Время для него не останавливалось, а только равнодушно шло вперёд, отстукивая дрожью в зубах полузамёрзшего мальчугана.

И Петру Гринёву время было небезразлично. От его отсутствия зависела судьба любимой девушки. У него не было времени на размышление, и он самовольно оставляет часть и идёт за помощью к Пугачёву.

Пожалуй, только Павлуша показан И. Тургеневым вне времени. И от этого ещё больше становится жаль героя. Павлуша не принимал экстренного решения для спасения чьей-то жизни, не погибает на глазах у рассказчика, но героизма этого двенадцатилетнего мальчугана от этого не убавилось: настолько подробно и трепетно описывает его автор. Время в данном рассказе оказалось судьёй, вынесшим безжалостный приговор

полюбившемуся персонажу.

Итак, читатель волей-неволей следует за своими персонажами во времени и пространстве, оставляя на какое-то время свои уютные квартиры.

Наше ознакомительное путешествие по страницам любимых книг только начинается. Впереди ещё много произведений русской и арабской литературы. Мы перелистали страницы любимых авторов. Мы вспомнили любимых героев и познакомились с новыми. Какой след оставили эти книги в нашем сердце? Кто больше всего произвёл на нас впечатление? Эти вопросы останутся риторическими, так как у каждого свой ответ на них. Одно любой читатель понимает точно: в каком бы литературном пространстве мы не оказались, в какие бы времена нас не уносили бы события, мы всегда должны быть верны жизненным ценностям, на которых стоит этот мир: любви, верности, патриотизму, самоотверженности, долгу, мужеству. Истина всегда откроется человеку либо в своём безобразии, либо в своей красоте. Завершая разговор о теме сегодняшнего выступления, мы хотим сказать: неподдельная смелость — это бескорыстный, безоглядный порыв человеческой воли, направленный на достижение цели. А ложный героизм — это всего лишь попытка привлечь к себе внимание и добиться славы, обнажающая низменные свойства души и ее пороки. Недаром люди, которые изо всех сил доказывают свою храбрость, часто разочаровывают нас, оказавшись в реально опасных обстоятельствах.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе . Очерки по исторической поэтике. — М.: Худож. лит., 1975. — 407 с.
  2. Гайдар А. П. Тимур и его команда. — Издательство Самовар, 2017. — 144 с.
  3. Казаков Ю. П. Тихое утро. Рассказы. — Издательство Лениздат, 2014. — 320 с.
  4. Тургенев И. С. Бежин луг. — М.: Издательство Эксмо, 2017. — 256 с.
  5. Ханна Мина Синие лампы. — Издательство Детской литературы, 1958. — 88 с.
  6. Яковлев Ю. Я. Рыцарь Вася. — Издательство Дрофа-Плюс, 2006. — 160 с.
  7. Пушкин А. С. Капитанская дочка — Москва: Издательство АСТ, 2019. — 256 с.
  8. يعقوب الشاروني. عفاريت نصف الليل. — المكتبة الخضراء للاطفال, ١٩٩٨. — ٤٨ ص
Основные термины (генерируются автоматически): арабская литература, время, герой, произведение, храбрость, автор, Демон, друг, Истинная храбрость, Пушкин.


Ключевые слова

нравственность, достоинство, храбрость
Задать вопрос