Специальные принципы государственного управления в сфере культуры: понятие и особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.10.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Майорова, Е. Н. Специальные принципы государственного управления в сфере культуры: понятие и особенности / Е. Н. Майорова, М. Л. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84419/ (дата обращения: 03.12.2021).



Статья посвящена рассмотрению особенностей специальных принципов управления в сфере культуры, используемых в нашей стране на современном этапе. Особое внимание в ней уделено анализу понятий «принцип», «принципы государственного управления», а также «принципы государственного управления в области культуры», применяемых в научном сообществе.

Ключевые слова: принципы, специальные принципы государственного управления, государственное управление, культура.

Тщательное исследование специальных принципов государственного управления в области культуры становится сейчас особенно актуальным, так как на данных принципах строится вся государственная политика в рассматриваемой области. При этом понятие «принципы государственного управления» трактуется в ученом сообществе неоднозначно. Обусловлено это достаточной сложностью и многозначностью самого термина «принцип», являющегося в данном словосочетании базовым.

Существительное «принцип» (от лат. «principium» — начало, первопричина чего-либо) употреблялось еще в древней Греции. В дальнейшем оно стало более многозначным. В частности, Т. Ф. Ефремова трактует данное понятие как «основное, исходное положение какой-либо науки, теории», «внутреннее убеждение, точка зрения на что-либо», а также «особенность устройства, действия того или иного механизма» [4, с. 119].

В словаре Ожегова принцип трактуется как «основная особенность в устройстве чего-либо» [5, с. 104], в словаре Даля — как «научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают» [6, с. 129], а согласно словарю Брокгауза и Ефрона, принцип представляет собой «то, чем объединяется в мысли и в действительности, известную совокупность фактов» [7, с. 78].

Следовательно, в науке имеется трактовок понятия «принцип», однако в одном ученые единодушны — это нечто основополагающее, базовое, то, на чем строится все остальное. Исходя из этого, можно утверждать, что принципы государственного управления в любой отрасли представляют собой систему взаимосвязанных установок и руководящих постулатов, на основе которых строится данный процесс. Более предметно данное понятие трактуется в учебной литературе как « основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность» [3, с. 74].

При этом принципы могут быть как общими (то есть социально-правовыми, присущими любой области государственного и муниципального управления), так и специальными, которые применяются в той или иной сфере и отражают ее особенности.

В частности, по мнению И. В. Кирисовой, специальные принципы государственного управления в области культуры представляют собой отдельный вид принципов, « в соответствии с которыми строится управление каждой отдельной группой правоотношений сферы культуры, выделенной на основе общности предмета регулирования и стоящих задач, закрепленных в определенных нормативно-правовых актах» [2, с. 148].

Как уже было упомянуто, специальные принципы государственного управления в области культуры, учитывая все особенности данной отрасли, основываются на общих положениях, согласно которым выполняется государственное управление в любой отрасли. Данные принципы включают в себя несколько основных постулатов.

Это «единство органов исполнительной власти; федерализм; законность; демократия; обеспечение гарантий свободы любых видов творчества; защита интеллектуальной собственности; возможность для каждого участвовать в культурной жизни, иметь доступ к культурным ценностям, а также свободно пользоваться учреждениями культуры; охрана культурного наследия, памятников истории и культуры; стратегическое планирование государственного управления в данной сфере» [1, с. 72].

Как можно заметить, даже общие принципы государственного управления в данном случае несут в себе отпечаток сферы культуры, который значительно усиливается в специальных принципах. Они включают в себя:

— «принцип специальных форм государственной защиты сферы культуры;

— принцип сочетания государственной, муниципальной и иных форм собственности в сфере культуры, установление особенностей владения, пользования и распоряжения культурными ценностями;

— дифференциация государственного управления в зависимости от объекта и уровня;

— учет особенностей региона, в котором осуществляется государственное управление в области культуры)» [3, с. 79].

Следовательно, данные принципы с одной стороны определены необходимостью соблюдения базовых прав и свобод человека и спецификой функционирования исполнительной власти, а с другой — определяют и упорядочивают всю систему государственного и муниципального управления в сфере культуры, формируя основную цель и задачи.

Рассмотрим каждый из вышеупомянутых специальных принципов более подробно. В частности, использование особых форм государственной защиты в сфере культуры обусловлен самой природой данной области. Ведь многие объекты защиты и охраны имеют нематериальный, невещественный характер, однако чрезвычайно ценны и невосполнимы.

Кроме того, сфера культуры во многом имеет некоммерческую направленность (а значит, ей необходима финансовая поддержка), так как она связана с вдохновением и творчеством, что предполагает известную степень свободы творца, поэтому государство гарантирует невмешательство в творческий процесс. Следовательно, применение особых форм государственной защиты в сфере культуры вполне оправданно.

Принцип сочетания государственной, муниципальной и иных форм собственности в сфере культуры, установление особенностей владения, пользования и распоряжения культурными ценностями неразрывно связан с принципом специальных форм государственной защиты и также обусловлен спецификой сферы культуры. В настоящее время большинство учреждений, относящихся к данной области, находятся в государственной собственности, некоторая часть — в муниципальной и только малое их количество находятся в частных руках. Обусловлено это тем, что каждый гражданин РФ вправе иметь свободный доступ к объектам исторического и культурного наследия, что невозможно обеспечить, если они будут в частных руках.

Дифференциация государственного управления в зависимости от объекта и уровня обусловлена, опять-таки, особенностями сферы культуры, а также недопустимостью вмешательства в творческий процесс. Поэтому в данном случае государственные и муниципальные организации отвечают только за финансовую и организационную составляющую данного процесса.

Наконец, учет особенностей региона, в котором осуществляется государственное управление в области культуры обусловлен, с одной стороны, значительной географической протяженностью нашей страны, в которой живут представители самых разных культур, а с другой — разным уровнем развития регионов нашей страны.

Таким образом, система специальных принципов государственного управления в области культуры во многом определяет его цели и задачи. При этом каждый принцип, входящий в данную систему, взаимосвязан с прочими.

Литература:

  1. Берлизов, М. П. Государственное регулирование в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект). диссертация канд. юрид. наук / М. П. Берлизов. — Воронеж, 2012. — 248 с.
  2. Кирисова, И. В. Специальные принципы государственного управления в области культуры / И. В. Кирисова // Вестник МФЮА. — № 3. — 2013. — С. 146–162.
  3. Система государственного и муниципального управления: учебник/ М. С. Байнова, Н. В. Медведева, Ю. С. Рязанцева. — Москва; Берлин: Директ-. Медиа, 2020. — 229 с.
  4. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т. Ф. Ефремова. — 2-е изд., испр. — М.: Астрель: АСТ, 2005. — 636 с.
  5. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, под общ. ред. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. — 1375 с.
  6. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. Даль. — М.: Цитадель, 1998. -2030 с.
  7. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: современная версия: [в 16 томах]. — Москва: Эксмо, 2007. — 255 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, принцип, сфера культуры, область культуры, государственная защита, исполнительная власть, культурное наследие, муниципальное управление, принцип сочетания, творческий процесс.


Ключевые слова

культура, государственное управление, принципы, специальные принципы государственного управления
Задать вопрос