Оценка вклада учителя и ученика в процесс обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.10.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Казаков, И. А. Оценка вклада учителя и ученика в процесс обучения / И. А. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84417/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье проводится анализ вклада учителя и ученика в процесс обучения. Рассматривается вопрос заинтересованности учащихся в обучении и важность основной функции преподавателя — передачи знаний.

Ключевые слова: образование, роль учителя в обучении, интерес в учёбе.

Образовательный процесс является одним из самых важных процессов человеческой деятельности. Всеми достижениями человечества, мы обязаны этому непрерывному процессу накопления и передачи знаний последующим поколениям. Любая другая, достаточно сложная человеческая деятельность неосуществима без предварительного обучения данному делу. В связи с такой высокой значимостью этого процесса, мы можем говорить о важности основных вопросов к нему относящихся. Один из таких вопросов и будет рассмотрен в данной работе.

Какой вклад вносит учитель, а какой ученик в процесс обучения? Ответ на это даст нам представление о том, кто и в какой степени может влиять на результаты обучения. Понимание своей роли в данном процессе и полноценное выполнение обязанностей будет, несомненно, сказываться на качестве образования.

Перед началом нашего анализа сделаем несколько важных замечаний. Обратимся к определению обучения. Обучение — процесс передачи кому-либо, каких-либо знаний и навыков. [1] Возможно, в нём не совсем явно прослеживается обязательное участие в этом процессе двух лиц: ученика и учителя. Слово «передача» нам на это, конечно, намекает, иначе в определении было бы слово получение, приобретение или какое-нибудь другое. Знания не являются частью природы, они формируются только сознанием и не могут быть получены другим путём. Следовательно, и процесс их передачи происходит от человека к человеку, то есть от одного сознания к другому. Но у большинства людей уже давно укоренилось представление о том, что наставник не обязателен, и можно учиться самому, стать так называемым «самоучкой». Действительно образовательный процесс не всегда предполагает присутствие учителя в явном виде. Если нет рядом доски, парты и какого-нибудь профессора, а рядом с нами только открытая книга мы считаем, что никакого учителя нет. Однако это не так, в данном случае учителем будет выступать автор книги, роль которого в процессе «передачи» знаний ничуть не меньше роли реального педагога. Доступность излагаемого им материала имеет такое же влияние на ученика, как понятность живой лекции в университете. Аналогично дело обстоит с обучающими видео, аудио и любым другим носителем информации. Обязательное участие ученика и учителя в образовательном процессе — наше первое замечание.

Вторым не менее важным замечанием будет то, что обучение есть процесс целенаправленный. Его задача — это получение знаний и умений, которые в дальнейшем будут как-либо применяться человеком. Из этого следует, что на обучение будет иметь сильное влияние заинтересованность в данном занятии. Получение знаний ради знаний не интересует никого. Человек всегда старается хотя бы предположить, как они могут применяться в дальнейшем и как это поспособствует удовлетворению его потребностей и желаний. То какую конкретно пользу человек будет предполагать от того или иного знания, зависит от него самого. Кто-то увидит возможность увеличить заработок, кто-то посчитает, что сможет заниматься этой наукой и расширять или распространять знание, а кому-то оно покажется совсем бесполезным. В связи с этим, мотивация человека играет очень важную роль в процессе обучения.

Последнее отступление, которое мы вынуждены сделать — какие функции учителя мы будем рассматривать. Конечно, педагог в школе и преподаватель в университете, имеют различный диапазон функций и обязанностей. Многое также зависит и от самого учебного заведения, а ещё больше от взаимоотношений между конкретным учителем и учениками. Авторитет педагога, особенно в начальной школе, имеет большое влияние на образовательный процесс, однако это достаточно субъективный фактор. Организация учебного процесса, тоже немаловажная функция, но успешность выбранной формы преподнесения материала полностью зависит от конкретного случая. Тем более, как мы знаем, никакая красота формы не сможет перекрыть собой пустоту содержания. Каким бы хорошим организатором, или если хотите менеджером, не был учитель, это никогда не заменит настоящего знания предмета. Поэтому, все подобные аспекты не будут браться нами в расчёт, в силу своего многообразия и непостоянности. В данной работе мы рассмотрим только основную функцию учителя — передача знаний. Такое обобщение лишает нас возможности анализа частных случаев и полного списка возможностей, применяемых преподавателями в реальной жизни. Однако это же, позволяет нам обобщить полученные тезисы на всю область «обучения», вне зависимости от его вида и различных влияний человеческого фактора.

Теперь приступим к основной части. Постараемся разобраться каков вклад учителя и ученика в образовательный процесс и возможно ли его количественно оценить? Для решения данной задачи нам потребуется каким-либо образом поделить образовательный процесс между его участниками. Единственное существующее разделение в этом смысле — это разделение учебного процесса на занятия с преподавателем и самостоятельную работу. Количественно оно оценивается в часах, отведённых на то и другое. На первый взгляд, это подходит для оценки вклада учителя и ученика. Но, во-первых, хотя и существуют определённые нормы, во многих учебных заведениях, да и по разным предметам, распределение часов разное. Во-вторых, как мы уже показали, процесс обучения подразумевает всегда работу с учителем. Даже самостоятельное изучение материала — это только получение информации из опосредованных источников, которые в свою очередь также составляются «учителем». А если здесь будет подразумеваться какая-либо работа ученика, то тогда речь идёт не о получении знаний, а об их применении или закреплении. Аналогично ситуация обстоит с ещё одним количественным параметром присутствующим в обучении — оценками. Бальная или любая другая система оценивания показывает результат усвоения полученной информации. Но в данном случае вообще никак нельзя разделить работу учителя и ученика. Мы понимаем, что если тот, кого обучают будет филонить и не проявлять никакого интереса, то итоговые знания будут плохие. Точно также, если тот, кто обучает не сможет доходчиво изложить материал, результаты его (материала) усвоения будут соответствующие. Однако, такое вырывание участников из совместного процесса не даёт ничего кроме понимания о том, что оба они вносят в него свой вклад. А «разделить оценку между учителем и учеником» в том или ином соотношении у нас не получится. Из всего вышеперечисленного видно, что отделить работу ученика и учителя друг от друга, а соответственно и количественно оценить каждый невозможно.

Так как невозможно оценить вклад учителя и ученика на количественном уровне, попробуем проследить различия на качественном. Для этого рассмотрим два случая передачи знаний. В первом ученик заинтересован в обучении, он понимает, чем полезны полученные знания и навыки и как их применять. При таком раскладе хороший преподаватель ничем не лучше книги с хорошо изложенным материалом. А вот во втором случае, это совершенно не так. Незаинтересованный ученик никогда не будет самостоятельно изучать материал, тем более его (материал) нужно сначала найти. Если человек не знает, что «гуглить», навряд ли его поиск увенчается успехом. Но даже если нам известно название изучаемого предмета, то разобраться в море информации в интернете или выбрать нужную книгу (соответствующую вашему уровню знаний) задача практически не разрешимая. Учитель может вас «познакомить» с предметом, дать необходимый базовый уровень знаний необходимый для самостоятельного ориентирования в информационном поле. Интерес человека во многом зависит от того разбирается он в данной области или нет. Если конкретная тема абсолютно не ясна человеку, то как она может его интересовать? Базовый уровень знаний открывает дорогу к дальнейшему изучению данного предмета и порой смежных с ним дисциплин. Важно и то, что у учебника или видеоурока невозможно сразу уточнить возникшего у вас вопроса. Конечно, кропотливое изучение различных материалов может дать все необходимые ответы, но скорее всего незаинтересованный человек не будет заниматься подобными ухищрениями. Таким образом, только учитель, занимающийся непосредственным обучением, может справиться с такой непростой задачей, как задача заинтересовать ученика. Для группы желающих учиться и имеющих базу знаний учеников, преподаватель вносит определённый вклад в обучение, причём не важно делает он это на прямую или через посредников: книги, пособия и т. д. А вот для незаинтересованных учеников роль учителя непомерно возрастает, так как не имение чёткого представления о предмете, цели, отсутствие понимания азов, всё это сильно скажется на результатах обучения, вплоть до абсолютного пренебрежения образованием. Учитель, причём именно непосредственно преподносящий информацию, играет важнейшую роль в вовлечении в процесс изучения предмета и формировании базовых знаний.

Таким образом мы видим разницу во вкладе учителя и ученика на качественном уровне. Она проявляется только на начальной стадии обучения, но является определяющей для всего будущего процесса. Ученик не может сам себя заинтересовать в предмете, практически ничего не зная о нем, и тогда главную роль играет наставник. Дальнейший вклад учителя и вклад ученика можно считать практически равными, хотя количественно их оценить не представляется возможным.

Теперь всем нам ясна определяющая роль учителя в процессе образования. В добавок к этому мы определили, что большую важность имеет именно непосредственное участие преподавателя. Однако современные тенденции в образовании направлены наоборот на то, чтобы заменить реального педагога «функцией». Превратить работу учителя в деятельность только по организации занятий, а весь материал преподносить ученикам в основном через опосредованные источники информации. Говоря о важности вклада учителя в обучение, современные эксперты рассматривают все возможные функции, за исключением основной — функции передачи знаний. Такое обесценивание главной задачи учителя, безусловно, сказывается в негативном ключе на качестве образования в целом. Это важно осознавать самим преподавателям, чтобы их вклад в обучение соответствовал их высокой профессии.

Литература:

  1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведов Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4е изд. Дополненное — М. 2004 г.
  2. «Организация и контроль самостоятельной работы студентов»: методические рекомендации / сост. Н. В. Соловова; под ред. В. П. Гарькина. — Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006 г.
  3. «Роль учителя в современной школе» Ю. В. Горохова VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство», 2015г.
  4. «Учитель и его роль в современном образовательном процессе» С. Е. Тихомиров 2008г.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ученик, обучение, передача знаний, процесс обучения, учитель, вклад учителя, знание, получение знаний, реальный педагог.


Ключевые слова

образование, роль учителя в обучении, интерес в учёбе
Задать вопрос