Модернизация многоквартирного жилого фонда в городе Нур-Султане с принципами зеленой экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.10.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Турдыбеков, Р. У. Модернизация многоквартирного жилого фонда в городе Нур-Султане с принципами зеленой экономики / Р. У. Турдыбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 190-193. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84410/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье рассматриваются вопросы модернизации жилого фонда на основе государственных Программ и проводимых реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве. Актуальность темы выражена в практическом применении принятых программ и норм законодательства учитывая современные подходы по внедрению зеленых технологии и материалов. На основании проводимого анализа выработаны рекомендации государственного регулирования по совершенствованию модернизации многоквартирного жилого фонда.

Ключевые слова: ЖКХ, модернизация МЖФ, капитальный ремонт, энергоэффективность, зеленая экономика, возобновляемые источники энергии, кондоминиум, КСК, жилищные отношения, орган управления, жилой фонд.

Жилищно-коммунальное хозяйство является важной и неотъемлемой отраслью экономики, основной целью которой является создание, безопасного комфортного, удобного проживания жителей и повышение качества жизни каждого человека и экономии семейного бюджета за счет внедрения и использования зеленных технологии. Бесперебойное и надежное функционирование систем жизнеобеспечения (тепло- и энерго, водо- и газоснабжения, водоотведения), в основном зависят от качественного и своевременного предоставления коммунальных услуг, что прямо пропорционально влияет на техническое состояние зданий, в том числе многоквартирного жилого фонда и их инженерной инфраструктуры. Согласно разделу границы инженерных сетей подключения многоквартирных домов к общим распределительным сетям населенного пункта, ответственность за функционирование внутридомовых инженерных коммуникаций за собственниками квартир и помещений данного МЖД.

Для надлежащего и качественное содержания жилищного комплекса и соответствия его СНиПам и нормативным требованиям жильцам необходимо своевременное проведение технического обследования инженерной инфраструктуры, несущих и заграждающих конструкции, кровли, подвальных помещении МЖД, также эффективное и качественное управление домом и заключающегося в улучшении его технического состояния. Следующим шагом является модернизация МЖД, что включает себя совокупность работ и процессов для достижения энергоэффективности и ресурсосбережения согласно принципам «зеленой экономики».

Многоквартирный жилой фонд является сложным объектом, в котором необходимо учитывать, не только индивидуальную (раздельную) собственность, но и общее имущество участников кондоминиума, при этом соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, пожарной безопасности и инженерных систем в целях безопасного и комфортного проживания жителей.

Согласно Государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы Жер» 2020–2025 годы определены приоритеты по модернизации МЖД:

– капитальный и текущий ремонт инженерной инфраструктуры, заграждающих конструкции, кровли и т. д.;

– замена оконных рам в местах общего пользования (подъезды, лестничные марши);

– установка смарт приборов учета на все виды коммунальных услуг;

– внедрение энергоэффективных технологии и материалов, кроме ВИЭ;

– снижение потребления энергоресурсов до 30 %.

Реализация данной программы повышение эффективности использования ресурсов МЖД.

Так как на сегодняшний день не прекращающихся жалобы и нарекания со стороны жителей города на содержание и техническое состояние многоквартирного жилого фонда, поступает большое количество обращений в адрес местной исполнительной власти для решения вопросов, а также в Администрацию Президента РК. Тем самым, жалобы с каждым годом увеличиваются. По информации службы «IKomek-109» в столице по линии МЖД в 2018 году — 23 596 поступило обращений, в 2019 году — 29 205, в 2020–30 102 обращения. Количество обращении по данному направлению ежегодно в ТОП-10 всех жалоб, адресованных в МИО. Основными причины, связанные с:

– водоснабжением и канализацией МЖД;

– теплоснабжением, электроснабжением;

– техническим состоянием здания;

– отношениями председателей КСК и обслуживающих организаций по исполнению своих обязанностей.

Кроме этого, жители столицы обращаются посредством интернета ресурсов (социальных сетей) и письменные обращение в государственные учреждения.

Цель исследования вызывает интерес выявление проблем и пробелов в жилищном законодательстве, государственных программ и других НПА с последующей выработкой рекомендаций по усовершенствованию процессов модернизации МЖД путем проведения анализа этапов реформирования модернизации многоквартирных жилых домов, государственного регулирования, современного техническое состояния МЖФ в столице.

Нормативно правовые акты в сфере модернизации объекта кондоминиума подвергалось несколько раз изменению со времен независимости Республики Казахстан. Основное направление определено в Законе РК «О жилищных отношениях» от 1997 года, после, вносились изменения и дополнения, в частности, дополнено функциями и полномочиями МИО, жилищная инспекция стала вправе проводить технические обследования МЖД. К тому же, жилищная инспекция начала привлекать органы управления к административной ответственности за не надлежащее техническое состояние многоквартирного жилого дома и за отсутствие сберегательных счетов на капитальный ремонт, также жилищная инспекция определяет и устанавливает срок модернизации согласно техническому обследованию и нормативного срока эксплуатации МЖД.

Для определения эффективности процессов и функционирования принятых новшеств использованный метод сравнительного анализа показал, что имеются положительные стороны в государственном регулировании и недостатки. Также, изучение полевых исследовании протоколов собраний жильцов и экспертное мнение руководителей коммунальных предприятии и председателей КСК повлияли на разработку рекомендаций по улучшению функционирования существующей модели модернизации жилого фонда.

Согласно Закона РК «О жилищных отношениях» [2] в первой редакции до внесения в него изменений и дополнений, собственники квартир и нежилых помещений участвовали в содержании общего имущества двумя способами:

1) собственники помещений (квартир) обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, целевыми взносами на содержания;

2) по модернизации ЖКХ в рамках программы «Развития регионов».

На сегодняшний день по статистическим данным местных исполнительных органов, всего МЖД — 78 657 ед., в том числе в удовлетворительном состоянии находится — 54 808 МЖД (69,3 %) и требующих модернизацию (капитальный ремонт) — 19 639 МЖД (25 %). В аварийно-ветхом состоянии — 1 383 МЖД (1,9 %). По вышеуказанным цифрам можно сказать об актуальности вопроса модернизации МЖД.

Для информации. В 2020 году из средств, выделенных из республиканского бюджета по Программе «Развития регионов 2015–2020 годы» модернизировано — 2 827 домов или 3,6 %.

Вместе с тем, в городе имеются МЖД, где орган управления и обслуживающая организация отсутствует вовсе, таких домов насчитывается порядка 134-х, что приводит к ухудшению технического состояния всего объекта кондоминиума.

Принятые поправки, действующие с 2020 текущего года, для содержания и модернизации многоквартирных жилых домов предусматривают создание условии получения жилищного займа, на модернизацию (капитальный ремонт) общего имущества объекта кондоминиума в банках второго уровня.

В действующую Программу жилищно-коммунального развития «Нұрлы Жер» 2020–2025 годы не внесены изменения по следующим аспектам:

– не внесены изменения по внедрению в МЖД зеленых технологии (ВИЭ);

– не внесены изменения по замене и ремонту внутренних сетей газоснабжения МЖД;

– не включены замена и капитальный ремонт внутренней системы пожаротушения МЖД.

Необходимо отметить, как и в прежней и в действующей редакции Программы модернизации ЖКХ не включены энергоэффективные технологии возобновляемых источников энергии и не учтены ремонт внутренних сетей газоснабжения и системы пожаротушения.

Вместе с тем, на основании проведения метода экспертного интервьюирования с руководителями управления жилья и жилищной инспекции, коммунальных предприятии и обслуживающих организаций МЖД выявлено, что в программе модернизации не учтены работы по замене и капитальному ремонту сетей газоснабжения и систем противопожарной безопасности, а также медленно внедряются современные энергоэффективные и энергосберегающие зеленые технологии (ВИЭ), ввиду отсутствия подзаконных актов.

Анализ более 100 протоколов общих собраний различных многоквартирных домов выявил следующие системные проблемы:

– слабая активность собственников квартир и нежилых помещений, выражающаяся в участии собраний по содержанию (модернизации) дома и внедрения энергосберегающих технологии;

– вопросы модернизации и ремонта частей общего имущества и инженерных сетей и оборудования поднимаются по мере необходимости (по факту);

– не желание собственников участвовать в содержании общего имущества (чаще всего жильцы нижних этажей не хотят участвовать в сборе по ремонту крыши, а верхних этажей в сборе по ремонту подвалов), в том числе использовать современные энергосберегающие материалы и оборудования.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

– своевременное внедрение энергоэффективных зеленых технологии в процесс модернизации МЖД;

– мобильно реагировать и включать современные материалы и оборудования в государственный реестр строительных материалов;

– отсутствует своевременная внедрение энергоэффективных, энергосберегающие технологии в подзаконные акты (Программы, правила, реестры строительных материалов и т. д.) и параллельное их введение в действие вместе основным Законом в сфере ЖКХ.

На основании данных выводов можно выделить следующие проблемы:

– во-первых, существуют недоработки в государственном регулировании в сфере модернизации МЖД, связанные долгим внедрением зеленых технологии и материалов в соответствующие СНиПы и реестры;

– во-вторых, сегодняшнее отношение жителей к общедолевой собственности в МЖД, улучшению технического состояния объекта кондоминиума требует современных подходов и внедрение новых методов их активного участия в управлении и содержании домов.

Для решения указанных проблем предлагаются следующие рекомендации:

  1. Своевременно обновлять и вносить в сборники строительных материалов и оборудовании современные энергосберегающими материалами с использования энергоэффективных оборудовании и технологии;
  2. Включить в государственную Программу жилищно-коммунального развития «Нұрлы Жер» 2020–2025 годы следующее:

– замену и капитальный ремонт сетей газоснабжения;

– замену и капитальный ремонт внутренний систем пожаротушения и дымоудаления.

Комплексная реализация предложенных рекомендаций в Государственную программу жилищно-коммунального развития «Нұрлы Жер» 2020–2025 годы позволит совершенствовать модернизации МЖД, что обеспечит в первую очередь качество жизни человека, экономия семейного бюджета и улучшения техническое состояние жилого фонда с увеличением срока службы МЖД.

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «О жилищных отношениях» от 16 апреля 1997 года № 94-I;
  2. Национальный план развития Республики Казахстан до 2025года от 15 февраля 2018 года № 636;
  3. Цахоев А. Н. Об определении понятия «Управление многоквартирными домами», Научный журнал «Проблемы экономики и юридической практики», ВАК, 2012;
  4. Государственная программа жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020–2025 годы от 31 декабря 2019 года № 1054;
  5. Программа «Модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2011 года № 473, http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1100000473#z0;
  6. Программа «Развития регионов до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728, http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000728;\
  7. Отчет Правительства Республики Казахстан и Программы развития ООН по проекту «Совершенствование системы жилищных отношений для повышения инвестиционной привлекательности и развития малого и среднего бизнеса в сфере ЖКХ», Астана, 2017;
  8. Доклад Вице-министра по инвестициям и развитию РК Ускенбаева К. А. по законопроекту по вопросам ЖКХ на заседании Мажилиса Парламента РК 11.10.2018 г.;
  9. Субботин В. Н., «Эффективное управление жилым домом», Москва: Вершина, 2008;
  10. Ильясова К. М. «Понятие кондоминиума в Республике Казахстан», https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30199067;
  11. Повышение энергоэффективности жилищного хозяйства в Казахстане: «Пилотная разработка государственной инвестиционной программы»;
  12. Энергоэффективное проектирование и строительство жилых здании, http://www.eep.kz/ru/epszhz/actual/green-construction/.
Основные термины (генерируются автоматически): капитальный ремонт, техническое состояние, общее имущество, государственное регулирование, жилищно-коммунальное развитие, жилой фонд, многоквартирный жилой фонд, модернизация, Государственная программа, жилищная инспекция.


Задать вопрос