Особенности адаптации студентов в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.10.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Скитейкина, Ю. А. Особенности адаптации студентов в вузе / Ю. А. Скитейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 302-303. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84405/ (дата обращения: 03.12.2021).



В статье проведено исследование динамики социально-психологической адаптации студентов первого курса к учебной деятельности в вузе. Исследование направленно на выявление адаптивности студентов первого курса к учебной деятельности и адаптивности к групповой деятельности.

Ключевые слова: адаптация, адаптивность, адаптация студентов к учебной деятельности в вузе.

The article studies the dynamics of socio-psychological adaptation of first-year students to educational activities at the university. The study is aimed at identifying the adaptability of first-year students to educational activities and adaptability to group activities.

Keywords: adaptation, adaptability, adaptation of students to educational activities at the university.

В современных условиях глобальной информатизации одним из условий эффективной работы специалистов является своевременная и успешная адаптация в профессиональной среде. Правильный выбор профессии, продуманный подход к выбору вуза становятся решающим фактором адаптации студентов сначала к учебной группе, а затем и к образовательной деятельности в целом. В традиционном учебном процессе все чаще используются инновационные технологии, а самостоятельная работа становится едва ли не основным видом учебной деятельности студентов.

Вчерашние студенты не всегда готовы к такому резкому изменению ситуации, не умеют быстро реагировать на все требования преподавателей и часто терпят неудачу. Определение психодиагностических мероприятий по социально-психологической адаптации студентов в вузе можно рассматривать как одну из актуальных задач психологической службы высшего образования.

Целью работы является выявление и описание особенностей психологической адаптации. Предметом исследования является социально-психологическая адаптация личности. Тема-динамика психологической адаптации в вузе у студентов первого курса. Психологические особенности первокурсников непосредственно влияют на процесс их адаптации, как адаптации к новым условиям жизни, так и социальных взаимодействий. Этот возраст характеризуется интенсивным развитием структур личности, интеллектуальной системы, ее психических свойств, а также большим количеством опухолей.

Большой объем информации, чрезмерное разнообразие и однообразие, необходимость рационального планирования рабочего времени для самостоятельной работы, владение своими индивидуальными способностями, неудовлетворительная познавательная активность и критика обстоятельств и рисков принятия решений-новые условия, к которым необходимо адаптироваться. Для этого все участники образовательного процесса вуза в первые дни обучения должны помогать студентам, направленным на преодоление трудностей, возникающих во всех аспектах их адаптации.

Успешная, эффективная и оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в университете является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и будущего специалиста. Этот период иногда связан с радикальным распадом существующих представлений, привычек, необходимостью изменить и реорганизовать свое поведение и деятельность, «войти»в новые условия. Большой вклад в изучение адаптации внесли такие ученые, как В. Бакли, Ф. Б. Березин, П. С. Грейв, И. С. Кон, Е. С. Маркарян, А. В. По их мнению, адаптация — это не только состояние человека, но и процесс, в ходе которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влияниям и влияниям социальной среды.

Социально-психологическая дезадаптация студента — это изменение его социального статуса и поведения, связанное с психогенным формированием его личности и усложняющее процесс его профессионализации на этапе обучения. В современных исследованиях такие проблемы рассматриваются в концепциях социально-профессиональной, профессиональной, психофизической и межкультурной адаптации» [2, с. 43]. Эмпирическое исследование особенностей психологической адаптации студентов-первокурсников в вузе проводилось с использованием методики Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крылова «Адаптация студентов в вузе» [4].

Методика проводилась два раза, в начале года и перед сессией среди 30 студентов первого курса направления подготовки «Психология». Результаты диагностики социально-психологической адаптации обобщены в таблице 1.

Таблица 1

Низкие показатели адаптации

Высокие показатели адаптации

Адаптированность к учебной группе

Адаптированность к учебной группе

Адаптированность к учебной группе

Адаптированность к учебной группе

В начале учебного года

76,7 %

77 %

23,3 %

23 %

Перед сессией

73,3 %

90 %

26,6 %

10 %

В начале обучения 77 % респондентов имеют низкий показатель адаптации к учебной группе. Большинство предметов имеют низкие показатели адаптации как к учебной группе, так и к учебной деятельности. Низкие показатели адаптации к учебной группе указывают на трудности в общении с сокурсниками. Ученик держится на расстоянии, проявляет сдержанность в отношениях. Низкие показатели адаптации к учебной деятельности указывают на то, что ученик испытывает трудности в овладении академическими предметами и выполнении образовательных задач; ему трудно говорить на уроке, выражать свои мысли. При необходимости такой ученик не может задать учителю ни одного вопроса.

По многим предметам он нуждается в дополнительных советах, не может показать свою индивидуальность и навыки на тренировках. Динамика изучаемых показателей в ходе первого сеанса невелика, 73 % учащихся сохраняют признаки несоответствия, демонстрируют психологические травмы в определенных ситуациях, отсутствие приспособляемости к изменениям интенсивности нагрузок, неспособность к мобилизации.

Полученные результаты показывают актуальность мониторингов психодиагностической работы, посвященной проблеме адаптации студентов к учебе в университете, их способности восстанавливать педагогическую и профессиональную деятельность, выстраивать систему взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Исследование показало, что адаптация первокурсников в университете очень сложна. Студенты первого года обучения испытывают трудности с адаптацией к учебной группе и учебной деятельности как ведущим видам деятельности в этот период профессионализации.

Литература:

  1. Гальмук Н. А. Педагогические условия личностно-ориентированного становления специалиста социальной сферы в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. канд. пед. наук. — Тамбов, 2008. — С.5–24.
  2. Жегульская, Ю. В. Социальная адаптация лиц с нарушениями социализации. Сущность, виды, факторы социализации и социальной адаптации учебное пособие / Ю. В. Жегульская. — Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры [изд.], 2018. — 116 c. –
  3. Бейлина, Н. С. Проблемы социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в высшей школе / Н. С. Бейлина, Е. Ю. Двойникова. — Текст: электронный // Мир науки. Педагогика и психология: [сетевой научный журнал]. — 2020. — Т. 8, № 3. — Библиогр. в конце ст. (10 назв.).
  4. Росляков А. Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эргономика. — № 3.– С. 47–49.
  5. Терещенко А. Г. изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности. — Иркутск, 2006. — С. 89–103.
  6. Ткачева Г. В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа — вуз». — М.: Прогресс, 2003. –240 с.
  7. Елгина, Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе / Л. С. Елгина. — Текст: электронный // Отношения: [сайт]. — URL: https://otnoscheniya.com/other/adaptirovannost-studentov-v-vuze.html (дата обращения: 04.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): учебная группа, учебная деятельность, показатель адаптации, адаптация, Адаптация студентов, вуз, психологическая адаптация, самостоятельная работа.


Ключевые слова

адаптация, адаптивность, адаптация студентов к учебной деятельности в вузе
Задать вопрос