Развитие речи дошкольников через экологическое воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.10.2021

Статья просмотрена: 1252 раза

Библиографическое описание:

Шкедова, С. М. Развитие речи дошкольников через экологическое воспитание / С. М. Шкедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84362/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлен опыт интеграции речевого и экологического образования с деятельностью воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС ДО.

Ключевые слова: интеграция, экологическое воспитание, речевая деятельность детей, дошкольное образование, личностное развитие.

Нужно научить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знание не из книг, но из неба и земли, из дубов и букв, т. е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельство о вещах.

Я. А. Каменский

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из их является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

Мир, окружающий ребёнка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником знаний для детского разума. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности.

К. А. Ушинский считал логику природы для ребёнка самой доступной и полезной. Окружающий мир, природа — это сильнейшее средство, которое может завладеть вниманием и чувством детей, пробудить доброе отношение, восхитить, удивить.

Н. Ф. Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития речи дошкольника и этетических переживаний ребёнка.

Интегрированный подход к экологическому и речевому развитию позволит формировать у дошкольников ценностное, системное представление о сложных взаимосвязях, существующих в природе, освоить экологические представления, совершенствовать речевую активность, приобщать к общечеловеческим ценностям, погрузиться в красоту природы и передать эту красоту в речевом и художественном образе.

При организации работы по развитию речи детей в процессе ознакомления с природой воспитатель должен правильно отбирать познавательный материал и тщательно продумывать методы и приёмы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Очень важно учитывать возрастные особенности детей: что можно требовать от ребёнка того или иного возраста, что он в состоянии понять и усвоить в процессе знакомства с природой.

В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов воспитатель уточняет словарь детей (солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается и т. д.). Таким образом: с одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой стороны, во время бесед происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее полные слова для передачи своих мыслей.

Таким образом, в процессе интеграции речевого и экологического образования у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи.

Наблюдательность порождает в ребёнке привычку делать выводы, развивать логику, мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательную взаимосвязь предметов и явлений природы.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может реализоваться двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает учреждение, или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40 % учитываемого времени. И в том и другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года.

Обучение ребёнка в детском саду — это не только познавательная подготовка дошкольников, но и духовно-нравственная и практическая деятельность, направленная на преобразование, на его сознание. Развитие личности ребёнка — это постепенное его вхождение в мир, определение своего места среди детей в соответствии с его индивидуально-ориентированными особенностями.

Актуальность проблемного качества дошкольного образования возрастает с каждым днем.

Воспитание — это постоянный поиск нового движения вперёд, к изучению окружающего мира. Детский сад ведет работу по формированию речевой деятельности детей дошкольного возраста. И если у детей наблюдается расстройство речи, нарушаются его коммуникативные и познавательные функции, что негативно влияет на формирование интеллекта ребёнка, ведет к нарушению эмоционально-волевой сферы, мешает развитию связной речи, и что особенно важно, отражается на готовности к обучению, усвоении грамотности, затрудняет общение с окружающим, ограничивает формирование представлений и становится проблемой в процессе формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста.

Личностное развитие и воспитание ребёнка — одно из главных условий психического и духовно-нравственного здоровья детей. Моя работа основывается на применении здоровьесберегающей технологии, важная составляющая часть которой — рациональная организация видов деятельности. Использую разнообразные игры в течение дня, особое внимание уделяю самостоятельной деятельности детей, руководствуясь ФГОС и программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, рабочей программой ДОУ, проектами, используя ИКТ-технологии и сайт, развиваю у детей инициативу, чтобы развить самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

Развивая воображение, речь ребёнка, мелкую моторику использую программу «Юный эколог» Н. А. Рыжовой, применяю в работе следующие методы речевого развития: наглядные (наблюдения, рассматривание, демонстрация, показ); словесные (беседа, рассказ, чтение художественной литературы, объяснения, вопросы); практические (исследование, опыты, моделирование, упражнение); собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации); игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками); инновационные (метод детского экспериментирования и исследования, ознакомление дошкольников с природой провожу в разных формах); экологические экскурсии; эколого-туристические прогулки; праздники; конкурсы; акции; выставка поделок из природного материала.

Моя основная задача в процессе общения с детьми — поддержать и развить интерес к наблюдениям, исследованиям, непосредственно-образовательной деятельности, которые проводятся в центрах «Юный эколог», «Детская STEM-лаборатория».

В STEM-лаборатории есть разное оборудование для проведения опытов, отдельное место для материалов. Дети исследуют предметы, свойства материалов, проводят опыты с водой, льдом, снегом. В экологической комнате дети наблюдают за комнатными растениями, ухаживают за ними, проводят опыты с семенами и выращивают рассаду овощных культур (огурцов, помидор, лук, редис).

На территории детского сада имеется аллея Байкальского леса (берёза, сосны, ели, осины, ольха, кедр), всё это создано с помощью родителей и самих детей. Также есть свой огород, теплица. Использование интегрированных видов деятельности позволяет подводить детей к целостному, осмысленному восприятию подхода, раскрыть внутренний потенциал ребят, развивать речь детей, прививать трудовые навыки с учётом индивидуальности. В нашем детском саду «Чайка» созданы все условия для целостного, личностного развития.

Мною был использован метод трудотерапии в природе по формированию речевой деятельности детей, разработан проект «Растите, овощи, растите» цель его — способствовать развитию речи детей, имеющих общее недоразвитие речи, на основе труда в природе. Также разработан проект «Береги природу», его цель: формирование экологически грамотного поведения и осознанного отношения к природе через развитие экологической культуры. Также работала в экологическом направлении, развивая речь детей. На базе детского сада «Чайка» проведено интегрированное занятие «Подводный мир: о Байкале», летний оздоровительный праздник «Нептун в гостях у о. Байкал». Целью этой игры-путешествия является знакомство детей с обитателями подводного мира озера Байкал, видеть красоту природы, воспитывать экологическую культуру, гуманное отношение к природе.

Таким образом, природа, окружающий мир, трудотерапия — вот те сильнейшие средства, которые могут завладеть вниманием и чувствами детей, побудить доброе отношение, восхитить и удивить их. Образы, представления и чувства, пережитые ребёнком в момент наблюдения, являются источником образов, которые в нужный момент оживают в сознании ребёнка и меняют его отношение к объекту.

Я считаю успешным применение педагогических технологий образовательных проектов и элементов в педагогическом процессе при формировании речевой деятельности детей, экологическом воспитании здорового дошкольника, будущего школьника с устойчивой внутренней мотивацией на дальнейшее познание, способность строить и создавать. К. Д. Ушинский писал: «Если хотите разговорить ребёнка, введите его в природу».

Литература:

  1. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — 1-е изд. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 82 c. — Текст: непосредственный. Веракса, Н. Е. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Н. А. Комарова, М. А. Васильева. — 3-е изд. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. — 336 c. — Текст: непосредственный.
  2. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. — 1-е изд. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 82 c. — Текст: непосредственный.
  3. Рыжкова, Н. А. Программа «Наш дом — природа» / Н. А. Рыжкова. — 1-е изд. — Москва: Карапуз-Дидактика, 2005. — 192 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, речевая деятельность детей, ребенок, Байкал, детский сад, дошкольное образование, личностное развитие, окружающий мир, доброе отношение, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

...по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности.

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир...

Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

Дети дошкольного возраста получают представления о взаимосвязях в природе, которые и.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад...

Ознакомление с природой | Статья в сборнике международной...

А при ознакомлении детей с окружающей их природой это имеет решающее значение. Наше дошкольное образовательное учреждение находиться недалеко от естественного уголка леса, растительный мир которого весьма разнообразен, как и на территории детского сада.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются с её

Задачи, которые стоят перед родителями и педагогами: развитие чувства любви и бережного

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более...

Воспитание бережного отношения к природе у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая

Влияние природы на ребёнка огромно. Задачи, которые стоят перед родителями и педагогами: развитие чувства любви и бережного...

Природа и ребенок (из опыта работы воспитателя)

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.

В течение всего учебного года в непосредственно образовательной деятельности применяю

В привитии детям любви и бережного отношения к природе обязательно использую художественную...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

С 01.01.2016 года наш детский сад № 174 г. о. Самара стал проектной площадкой по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности», и наша группа стала работать в инновационном режиме.

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной...

Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О. М

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М...

Похожие статьи

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

...по формированию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности.

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир...

Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в

Дети дошкольного возраста получают представления о взаимосвязях в природе, которые и.

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный возраст, дидактическая игра, детский сад...

Ознакомление с природой | Статья в сборнике международной...

А при ознакомлении детей с окружающей их природой это имеет решающее значение. Наше дошкольное образовательное учреждение находиться недалеко от естественного уголка леса, растительный мир которого весьма разнообразен, как и на территории детского сада.

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются с её

Задачи, которые стоят перед родителями и педагогами: развитие чувства любви и бережного

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более...

Воспитание бережного отношения к природе у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая

Влияние природы на ребёнка огромно. Задачи, которые стоят перед родителями и педагогами: развитие чувства любви и бережного...

Природа и ребенок (из опыта работы воспитателя)

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.

В течение всего учебного года в непосредственно образовательной деятельности применяю

В привитии детям любви и бережного отношения к природе обязательно использую художественную...

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

С 01.01.2016 года наш детский сад № 174 г. о. Самара стал проектной площадкой по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к миру природы в разнообразных видах деятельности», и наша группа стала работать в инновационном режиме.

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной...

Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О. М

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М...

Задать вопрос