Бюрократизм и коррупция в системе государственного и муниципального управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.10.2021

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Филатов, В. Д. Бюрократизм и коррупция в системе государственного и муниципального управления / В. Д. Филатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84357/ (дата обращения: 09.12.2021).



В статье рассматриваются такие категории, как коррупция и бюрократизм в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Проводится анализ законодательной базы по противодействию коррупции. Выделяются основные формы коррупции в России.

Ключевые слова : бюрократизм, коррупция, государственное и муниципальное управление.

Бюрократизм и коррупцияэто два неизбежных явления, с которыми сталкивается любое государство в процессе государственного управления.

Бюрократизм — это понятие, используемое для определения организационной или административной системы управления, порученное иерархически расположенному кругу лиц. Бюрократизм выражается в следующих формах: взяточничество, казнокрадство, волокита, канцелярщина, протекционизм, делающие любую работу неэффективной с точки зрения поставленных целей и задач.

В гражданском обществе бюрократизм резко осуждается, однако, в государственном и муниципальном управлении он присутствует и является причиной коррупционных явлений. Понимание проблемы бюрократизма необходимо разграничивать на два разных понятия: бюрократизм как стиль работы и бюрократию как социальную прослойку общества.

В научный оборот термин «бюрократия» был введён французским экономистом Венсаном де Гурне в 1765 году. Данный термин использовался в контексте особенностей государственного управления, при котором звенья государственного аппарата связывались между собой для организации управления в целом. То есть, термин «бюрократия» определялся как синоним административного управления, который жизненно необходим государству.

Но в настоящее время большинство современных учёных вкладывают в термин «бюрократизм» иное значение. Под бюрократией понимается стиль управления в государственных органах, при котором возможности эффективного управления использовать затруднительно. Негативное и несколько однобокое определение бюрократизма можно найти в экономической теории Карла Маркса, где бюрократия рассматривается как абсолютное зло, которое должно быть уничтожено.

Современная российская бюрократия — наследница советской политической эпохи. В бюрократии как социальном слое общества представлены выходцы из советской политической номенклатуры. В процессе перехода от тоталитарного режима к демократическому политическому управлению в стране отдельные бюрократы не просто успешно пережили многие политические трансформации, но и использовали их с целью закрепления своего экономического и политического статуса.

Бюрократия не привыкла служить обществу, хотя служение гражданскому обществу является её прямой обязанностью. Фактором контроля над деятельностью бюрократии должно выступать гражданское общество, что является нормой для большинства демократических государств мира. Но в России в настоящее время гражданское общество окончательно не сформировано, поэтому на сегодняшний день бюрократия и коррупция присутствует на всех уровнях государственного и муниципального управления страны.

Термин «коррупция» в Российской Федерации определён в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствие с данным законом, «коррупция это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].

Борьбу с коррупцией в Российской Федерации осуществляют такие контролирующие органы, как Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Министерство чрезвычайных ситуаций РФ, Счетная палата РФ, Судебная система РФ и Институты гражданского общества.

С целью противодействия коррупции и разрешению конфликта интересов в 2008 году был создан Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции (Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции») [4].

Профилактическая работа по борьбе с коррупцией в Российской Федерации осуществляется путем применения следующих мер [1]:

1) формирование в гражданском обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям;

2) антикоррупционная экспертиза актов и их проектов с целью разработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей в органах государственной и муниципальной власти и проверка в установленном законном порядке представленных ими сведений о своих доходах и доходов членов их семей;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и увольнения лица с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы государственной и муниципальной власти в соответствии с которым эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции.

Одной из выделенных мер по противодействию коррупции в системе государственного и муниципального управления является предоставление государственными и муниципальными служащими сведений о своих доходах, расходах и имуществе. Государственные служащие в Российской Федерации должны предоставлять информацию не только о своих доходах и расходах, но и о доходах супруга или супруги, а так же об имуществе своих несовершеннолетних детей. Это предусмотрено федеральным законом N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Порядок предоставления данной информации регламентирован Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [2]. Сведения о доходах государственных служащих размещаются на официальных информационных сайтах в сети Интернет. Данный порядок установлен Указам Президента РФ от 8 июля 2013 г. N 613 «Вопросы противодействия коррупции» [5].

Нарушение данного Указа влечёт за собой освобождение государственного служащего от занимаемой должности. С целью противодействия коррупции на государственного служащего накладывают запреты. Государственному служащему запрещено получать вознаграждение в форме денег, подарков, услуг. Государственному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, заниматься управлением некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законом. Законодательство Российской Федерации предусматривает запрет на хранение денег на счетах в иностранных банках, пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Всистеме государственного и муниципального управления в РФ можно выделить следующие формы проявления коррупции:

  1. Взяточничество (получение взятки и дача взятки)
  2. Подкуп должностных лиц
  3. Коррупционный лоббизм
  4. Мошенничество
  5. Фаворитизм
  6. Незаконное обогащение
  7. Служебный подлог
  8. Злоупотребление должностными полномочиями
  9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
  10. Сокрытие (присвоение, нецелевое использование имущества).

Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления представляет собой деятельность по:

– ликвидации и минимизации последствий коррупционных действий со стороны государственных служащих;

– борьбе с нарушением антикоррупционного законодательства и выявлению и пресечению коррупционных правонарушений;

– проведению профилактики коррупции со стороны государственных и муниципальных служащих.

С целью противодействия коррупции в 2018 году было принято специальное положение (Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 № 228 (ред. от 30.01.2021) «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия») [3]. В Положении определён порядок о лицах, которые уволены по причине утраты доверия к ним. В 2018 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации было подготовлено письмо от 24.12.2018 года № 18–2/10/В-10446 о методических рекомендациях по проблеме предоставления сведений об имуществе государственных и муниципальных служащих с целью разъяснения ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе.

В Российской Федерации по состоянию на 2020 год количество выявленных коррупционных нарушений в системе государственного и муниципального управления резко возросло. В половине всех приговоров судов по коррупционным статьям речь идет о взятках в размере от 150 тысяч рублей и более [6]. На сегодняшний день антикоррупционные меры не являются достаточно эффективными, антикоррупционное законодательство действует слабо. Официальные данные по коррупционным правонарушениям отражают большие масштабы коррупции в стране. По шкале Transparency International Российская Федерация каждый год понижает свой рейтинг. По результатам 2020 года Российская Федерация по данной шкале набрала 30 баллов и заняла 129 место в мире из 180. Данные показатели характеризуют высокий уровень коррупции в стране. Однако, стоит заметить, что рейтинг учитывает коррупцию во всех сферах деятельности страны, а не только коррупцию среди государственных и муниципальных служащих.

Подводя итоги статьи, следует отметить, что благодаря проявлению деятельности бюрократии как социальной группы, принятие управленческих решений в системе государственного и муниципального управления затруднено. В демократическом государстве контролировать работу бюрократического аппарата должно гражданское общество. В Российской Федерации в настоящее время гражданское общество ещё не сформировано в полной мере. Следствием бюрократии является коррупция на государственном и муниципальном уровне. Антикоррупционное законодательство в Российской Федерации работает недостаточно эффективно, антикоррупционные меры, проводимые в стране, не дают необходимых результатов для искоренения в обществе и системе государственного и муниципального управления таких явлений как бюрократизм и коррупция. Все на борьбу с коррупцией!

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» — (Электронный ресурс) — 22.08.2021. Точка доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
  2. Федеральный закон от 03.12.2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» — (Электронный ресурс) — 22.08.2021. Точка доступа: http://base.garant.ru/70271682/
  3. Постановление Правительства РФ от 05.03.2018 № 228 (ред. от 30.01.2021) «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия») -(Электронный ресурс) — 22.08.2021. Точка доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102128289
  4. Указ Президента РФ от 19.05.2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» — (Электронный ресурс) — 22.08.2021. Точка доступа: http://base.garant.ru/12160468/
  5. Указ Президента РФ от 08.07.2013 N 613 «Вопросы противодействия коррупции»- (Электронный ресурс) — 22.08.2021. Точка доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148924/
  6. В России рекордно выросло число осужденных за крупные взятки (Электронный ресурс) — 22.08.2021. Точка доступа: https://www.rbc.ru/society/30/04/2020/5e9daa0e9a794771cc07e9bd
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, муниципальное управление, гражданское общество, противодействие коррупции, служащий, антикоррупционное законодательство, бюрократизм, коррупция, РФ, цель противодействия коррупции.


Задать вопрос