Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.10.2021

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Свиридова, Е. С. Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка / Е. С. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84341/ (дата обращения: 19.01.2022).



Перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам не только знания по изучаемому предмету, но и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни.

Достичь функциональной грамотности в процессе изучения английского языка можно различными способами. Учитель должен чётко представлять для какой цели выполняется то или иное задание, и понимать какие приёмы методы помогут достичь конечной цели-научить учащихся говорить на иностранном языке.

Предметные результаты обучения функциональной грамотности подразумевает развитие коммуникативной компетенции; говорение, аудирование, чтение и письмо. Свою статью я хочу посвятить развитию аудирования на уроках английского языка, т. к. эта компетенция чаще всего доставляет трудности как учащимся, так и учителям.

Виды аудирования.

С точки зрения современных положений методики обучения иностранным языкам выделяются коммуникативное аудирование и учебное аудирование. Выделяют также контактное (как составная часть интерактивного общения) и дистантное аудирование.

Характеристика видов аудирования.

Виды аудирования

Умения аудирования

Аудирование с пониманием основного содержания

– Понимать цель общения/аудиотекста

– понимать тематику/тип текста/ситуацию

– определять участников общения/говорящего/ статус говорящих

– понимать тему звучащего текста

– понимать главную информацию от второстепенной и удерживать в памяти

– выявлять наиболее значимые факты

Аудирование с выборочным пониманием информации

– Извлекать из речевого сообщения необходимую информацию

– выделять факты и примеры в соответствии с вопросами

– полно и точно понимать содержание речевого сообщения

Аудирование с полным пониманием содержания

– понимать взаимосвязь между фактами, причинами, событиями и т. д.

– определять отношение говорящего к предмету обсуждения

– выражать свое суждение, мнение об услышанном

Трудности аудирования

Сложность аудирования как компонента речевой компетенции делает трудоёмким процесс обучения этому виду речевой деятельности. Для эффектного обучения аудированию необходимо определить, какие субъективные и объективные трудности следует учитывать.

Субъективные трудности

объективные трудности

Мотивационно-эмоциональные

лингвистические

Экстралингвистические

Операциональные

Языковые

Условия восприятия

Стратегические

Композиционно-смысловые

Источники информации

стилистические

Тематические и социокультурные

Для устранения данных трудностей предлагаются следующие способы:

– одним из способов повышения мотивации к аудированию является использование текста-экспозиции;

– преодоление операционных трудностей (уровень развития речевого слуха, памяти, механизма вероятностного прогнозирования и тд) через специальные упражнения;

– учёт индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся, а также и индивидуальными особенностями обработки поступающей информации;

– использование памяток-инструкций;

Дальше предлагается план обучения аудированию:

I. Дотекстовый этап. Наиболее типичные установки-задания для этого этапа работы с текстом:

– обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания;

– догадка по заголовку/новым словам/иллюстрациям;

– краткое изложение основной темы преподавателем, веление в проблематику текста;

II. Этап прослушивания

1. прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложениях;

2. прослушать текст и сказать какие из предложенных словосочетаний; употреблялись в нем без каких-либо изменений;

3. прослушать текст и сказать какие определения к следующим словам там встречались;

4. закончить предложения;

5. прослушать текст и найти русский эквивалент слов в параллельном столбце;

III. Послетекстовой этап.

– задание на понимание прослушанного;

– задание на творческую переработку воспринятой информации;

– задание на использование полученных сведений в общении и других видах деятельности;

Контроль понимания после прослушивания.

подтвердить или опровергнуть высказывание;

– подобрать иллюстрацию к тексту;

– упорядочить пункты плана;

– выполнить тест множественного выбора;

– выбрать альтернативный тест;

– выбрать заголовок текста из нескольких предложенных вариантов.

Ниже предлагается вариант упражнения на аудирование в его поэтапном практическом применении для учащихся 4–5 классов.

Дана картина с изображением сувенирной лавки. На картине изображены: покупатель, продавец и продаваемые сувениры. Убедитесь, что учащиеся знают все слова, изображенные на рисунке.

Задание 1. Дотекстовый этап

Соотнеси написанные слова с их изображением. Например: 1 a flag 2a picture и т. д. После учитель ещё раз проговаривает данные слова, учащиеся повторяют их за учителем.

Диалог

B: Excuse me!_______ is this?

A: This is a.

B And is that a ____?

A: Yes______

B How much are ______?

A: They are______pounds.

B Oh, it’s very expensive. I am_____. Good bye!

A: ________

Задание 2 Этап прослушивания

Учащиеся закрывают диалог в книге и прослушивают его полностью, рассматривая изображение сувенирной лавки и узнавая слова и фразы изученные ранее. После, учитель просит открыть диалог и прочитать его самостоятельно, предполагая варианты пропущенных слов в диалоге из варианта изображений и изученной лексики. Учитель проигрывает диалог ещё раз делая паузу после каждого пропуска, чтобы учащиеся успели написать слова.

3. Послетекстовой этап

После завершения аудирования учитель даёт возможность сравнить ответы учащихся друг с другом. Затем учитель проверяет ответы учащихся. И проговаривает каждую строчку диалога с учащимися.

Контроль понимания после прослушивания

И в завершение учащимся предлагается проиграть диалог по ролям. Регулярное использование аудирования на уроке научит учащихся слышать и узнавать иностранную речь, что осуществит их практическую направленность и их активное применение в реальной жизни.

Литература:

1. Панфилова Е. И. К развитию функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка.// Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2015.

2. Корчажкина О. М. Как подготовить учащихся к ЕГЭ по английскому языку. // Иностранные языки в школе. 2010 № 3.

3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие, 3-е издание., Академия, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): аудирование, учитель, учащийся, слово, практическая направленность, Этап прослушивания, функциональная грамотность, текст, сувенирная лавка, речевое сообщение, реальная жизнь, III, ответ учащихся, контроль понимания, иностранный язык, задание, диалог, вид аудирования, английский язык.


Задать вопрос