Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.09.2021

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Низамова, З. Х. Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников / З. Х. Низамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84282/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматриваются результаты исследования саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование проводилось на младших школьникам в количестве 20 учеников.

Ключевые слова: учебная деятельность, самоконтроль, младший школьник, саморегуляция, универсальные учебные действия.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст характеризуется формированием произвольности психических функций, возникновением рефлексии. Именно в учебной деятельности действия начинают соотноситься с внутренним планом, появляется самоконтроль. Самоконтроль, являясь одним из важнейших компонентов учебной деятельности, оказывает значительное влияние на более эффективное ее осуществление. Самоконтроль позволяет ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.

В российской педагогической энциклопедии самоконтроль рассматривается через сознательную регуляцию человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми нормами.

В своей статье И. В. Тухман под самоконтролем понимает компонент учебной деятельности или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной [2].

Становясь субъектом учебной деятельности, младший школьник обнаруживает потенциальные возможности; овладевает действиями контроля и оценки без вмешательства сверстников, учителя. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения [1].

По мнению А. Г. Асмолова именно в младшем школьном возрасте развивается волевая регуляция своего поведения, которая способствует оцениванию поступков, самостоятельному целеполаганию, настойчивости в достижении целей и выполнении действий [3].

Настоящее исследование направлено на изучение саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование осуществлялось на учащихся второго класса МБОУ «Гимназия № 4" ЕМР РТ. В исследовании приняли участие 20 школьников. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: «Выкладывание узора по образцу», методика диагностики формирования саморегуляции в интеллектуальной (учебной) деятельности (У. В. Ульенкова).

Результаты, полученные по методике «Выкладывания узора по образцу» показало, что с заданием справились 85 % детей, и лишь 15 % не достигли поставленной цели. В связи с этим можем предположить, что у большей части детей проявились аналитико-синтетические умения постижения сущности задания, произвольно перестраивать свою деятельность и управлять ею. Во время выполнения задания практически у всех младших школьников отмечалось наличие внешней речи, и наряду с тем умение решать задачи в уме.

Проведенное исследование самоконтроля по методике У. В. Ульенковой позволило определить уровень сформированности самоконтроля на основных этапах интеллектуальной деятельности младшего школьника. Результаты изучения формирования самоконтроля в процессе принятия задания представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности формирования самоконтроля в процессе принятия задания

Уровни развития действий самоконтроля

абс.

%

1

2

14,28

2

4

28,57

3

6

42,85

4

2

14,28

5

0

0

В результате обследования детей были получены следующие данные: только 42,85 % детей проявляют достаточно высокий уровень сформированности самоконтроля, они достаточно полно принимают предлагаемое задание, выполнение которого можно оценить на «4». Низкий уровень сформированности самоконтроля у младших школьников в момент принятия задания проявился у такого же числа испытуемых 14,28 %.

Отмеченные результаты показывает, что младшие школьники данной выборки достаточно легко ориентируются в правилах предлагаемых заданий.

Продолжая исследование сформированности самоконтроля в процессе учебной деятельности после принятия задания, мы изучили процесс, который связан с планированием действий для решения задания, так результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Особенности формирования самоконтроля в ходе предварительного планирования

Уровни развития действий самоконтроля

абс.

%

1

4

28,57

2

4

28,57

3

5

35,71

4

1

7,14

5

0

0

Из таблицы видим, 57,14 % младших школьников данной выборки характерно проявление высоких уровней (I и II) сформированности самоконтроля в ходе предварительного построения задач для решения поставленной задачи. Эта часть младших школьников достаточно четко, в начале решения задачи, планирует все свои действия, что ярко выражается во всех их действиях, собранности, сконцентрированности на задании. Также было обнаружено, что только у 7,14 % младших школьников, явно выражены сложности в планировании своих действий при решении задачи, они с трудом определяют, какими средствами может быть решена задача, у них появляются сложности в самоорганизации. Следовательно, больше половины младших школьников, обучающихся в общеобразовательном классе проявляют такую сформированность самоконтроля, который позволяет правильно спланировать свои действия в процессе учебной деятельности.

Более сложные проявления самоконтроля проявляются в процессе самой учебной деятельности, при этом степень сформированности представлена в таблице 3.

Таблица 3

Особенности формирования самоконтроля в ходе выполнения задания

Уровни развития действий самоконтроля

абс.

%

1

2

14,29

2

7

50

3

4

27,57

4

1

7,14

5

0

0

Изучение результатов позволяет говорить о том, что очень высокий уровень сформированности самоконтроля в период выполнения учебных заданий выявлен у 14,29 % младших школьников. Для 50 % младших школьников характерен самоконтроль второго уровня сформированности, они достаточно хорошо выполняют учебные задания, проявляю высокие волевые усилия при столкновении с трудностями. Для них характерна стабильность в действиях, концентрированность на задании.

В ходе исследования было обнаружено, что 27,57 % испытуемых к концу занятия могут терять интерес к заданиям, начинают совершать ошибки не только из-за невнимательности, но больше из-за того, что не могут сохранить инструкцию в полном объеме. Саморегуляция очень слабая у этих детей, и может быть оценена только на «три».

Таким образом, можем говорить о том, что младшие школьники отличается развитым самоконтролем, они испытывают постоянный интерес к заданию, постоянно вспоминая про инструкцию, также качество выполнения задания остается на высоком уровне, дети если и совершают ошибки, то очень редко.

При изучении особенностей самоконтроля в ходе оценки результатов деятельности, были получены следующие результаты (таблица 4).

Таблица 4

Особенности формирования самоконтроля в ходе оценки результатов деятельности

Уровни развития действий самоконтроля

абс.

%

1

3

21,43

2

5

35,71

3

4

28,57

4

2

14,29

5

0

0

Так видим, что 21,43 % испытуемых, могут оценить результат своей деятельности, замечают свои ошибки, иногда способны на их исправление, ну или, по крайней мере, соглашаются с замечаниями по выполнению задания. 35,71 % младших школьников контрольной группы способны выполнить задание до конца, но не всегда замечают свои ошибки, и тем более не всегда готовы их устранять.

Большой процент младших школьников, а именно 28,57 % испытуемых с трудом доводят начатое до конца, теряя суть инструкции в самом начале занятия, и совершая соответственно большое число ошибок. Для них характерен средний уровень развития самоконтроля. Для 14,29 % младших школьников характерен слабый самоконтроль в период оценки результатов своей деятельности, при этом выполняя задание, они совершают многочисленные ошибки, которые не замечают и соответственно не способны исправить.

Проведенное изучение самоконтроля в группе младших школьников показали достаточно высокий уровень сформированности самоконтроля, причем на всех этапах учебного процесса, начиная планированием и заканчивая оценкой результатов своей деятельности.

Литература:

  1. Котырло, В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В. К. Котырло. — Киев: Издательство: «Киев», 1979. — 279 с.
  2. Тухман, И. В. Создание педагогом-психологом условий для развития у младших школьников самоконтроля в учебной деятельности / И. В. Тухман // Педагогическое обозрение.- 2003.- № 5.- С. 32–46.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, школьник, самоконтроль, высокий уровень, задание, особенность формирования самоконтроля, уровень развития действий самоконтроля, действие, младший школьник, таблица.


Похожие статьи

Формирование действия самоконтроля младших школьников

В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия. Самоконтроль способствует развитию мышления и других психических процессов, он тесно связан с памятью и вниманием. Будучи качеством личности, условием проявления ее самостоятельности и...

Формирование элементов самоконтроля у младших...

Поэтому проблема формирования элементов самоконтроля является одной из важных в процессе развития и совершенствования учебной деятельности младших школьников. Приемы проведения самоконтроля ученики начальной школы усваивают с трудом, т. к. они...

Организация самоконтроля учащихся начального звена

Автор статьи утверждает, что навыки самоконтроля младшего школьника тесно связаны на практике с умением проводить действия самоанализа, самооценки и рефлексии. Педагог должен стимулировать детей к самоанализу, адекватно оценивать их действия, работы и...

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения...

Учебное действие самоконтроля мы отлеживали по ряду показателей, описанных в прикладной педагогической литературе. [2] Мониторинг показал, что при планомерной работе по данному направлению к концу четвёртого класса у учащихся, действия самоконтроля...

К вопросу о диагностике регулятивных универсальных учебных...

Высокий уровень действий контроля выявлен у 2 учащихся, что составляет 8 %, это значит, что младшие школьники очень внимательны и контролируют свою деятельность, проявляют наблюдательность, сообразительность и используют воображение при выполнении заданий.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Для исследования исходного уровня развития самооценки нами был применён метод тестирования.

Рассмотрим этапы, содержание и результаты развития контрольно-оценочной деятельности младших школьников [2] в ходе всего начального этапа образования (таб.

Формирование учебной деятельности младших школьников

В младшем школьном возрасте — это действие самоконтроля и самооценки. Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Под умениями самоорганизации учебной деятельности будем понимать такие...

Самоконтроль и взаимоконтроль в начальных классах

Младший школьник, как субъект учебной деятельности, занимая в ней активную творческую позицию, может обнаружить потенциально новые возможности.

Самоконтроль же осуществляется при развитии, формировании и становлении учебной деятельности [1, с. 35].

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Учебные задачи по формированию внимания проводятся как обучение внимательному

Формирование произвольного внимания младшего школьника является одним из важных

Для повышения уровня внимания, всем младшим школьникам испытуемых групп необходимо

Похожие статьи

Формирование действия самоконтроля младших школьников

В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия. Самоконтроль способствует развитию мышления и других психических процессов, он тесно связан с памятью и вниманием. Будучи качеством личности, условием проявления ее самостоятельности и...

Формирование элементов самоконтроля у младших...

Поэтому проблема формирования элементов самоконтроля является одной из важных в процессе развития и совершенствования учебной деятельности младших школьников. Приемы проведения самоконтроля ученики начальной школы усваивают с трудом, т. к. они...

Организация самоконтроля учащихся начального звена

Автор статьи утверждает, что навыки самоконтроля младшего школьника тесно связаны на практике с умением проводить действия самоанализа, самооценки и рефлексии. Педагог должен стимулировать детей к самоанализу, адекватно оценивать их действия, работы и...

Формирование самоконтроля как важного фактора повышения...

Учебное действие самоконтроля мы отлеживали по ряду показателей, описанных в прикладной педагогической литературе. [2] Мониторинг показал, что при планомерной работе по данному направлению к концу четвёртого класса у учащихся, действия самоконтроля...

К вопросу о диагностике регулятивных универсальных учебных...

Высокий уровень действий контроля выявлен у 2 учащихся, что составляет 8 %, это значит, что младшие школьники очень внимательны и контролируют свою деятельность, проявляют наблюдательность, сообразительность и используют воображение при выполнении заданий.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Для исследования исходного уровня развития самооценки нами был применён метод тестирования.

Рассмотрим этапы, содержание и результаты развития контрольно-оценочной деятельности младших школьников [2] в ходе всего начального этапа образования (таб.

Формирование учебной деятельности младших школьников

В младшем школьном возрасте — это действие самоконтроля и самооценки. Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. Под умениями самоорганизации учебной деятельности будем понимать такие...

Самоконтроль и взаимоконтроль в начальных классах

Младший школьник, как субъект учебной деятельности, занимая в ней активную творческую позицию, может обнаружить потенциально новые возможности.

Самоконтроль же осуществляется при развитии, формировании и становлении учебной деятельности [1, с. 35].

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Учебные задачи по формированию внимания проводятся как обучение внимательному

Формирование произвольного внимания младшего школьника является одним из важных

Для повышения уровня внимания, всем младшим школьникам испытуемых групп необходимо

Задать вопрос