Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.09.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко, М. С. Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе / М. С. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84238/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития личностной научно-творческой компетентности, а также повышения эффективности и результативности участия в научных мероприятиях различного уровня.

Ключевые слова: военное образование, компетенции, научно-исследовательская работа обучающихся, мотивация научной деятельности

Востребованность в повышении качества подготовки офицерских кадров страны, несмотря на позитивную динамику развития современного отечественного военного образования на фоне постоянных динамичных трансформаций, продолжается [1]. Важным фактором в обеспечении высокого качества подготовки офицерских кадров традиционно наряду с учебной работой организуется научно-исследовательская (военно-научная работа курсантов — ВНОК).

Несмотря на большое разнообразие традиционных форм организации и проведения научно-исследовательской деятельности курсантов в военном вузе, в последние годы, намечена тенденция снижения ее эффективности и результативности, особенно в условиях пандемийного периода.

Сегодня современный курсант — это представитель поколения 2000 годов, высоко заточенный на технологиях, социальной информационной поточности и визуализаций, он намного лучше ориентируется в современной динамично меняющейся жизни, имеют современные новые ценности и цели, и зачастую превосходит классического педагога во многих навыках. Таким образом, остро назрела необходимость замены классических форм, современными педагогическими технологиями, направленными на мотивацию, вовлечение, высокую активность и результативность участия во ВНОК курсантов в высших военных учебных заведений [4].

В поиске путей решения данной проблемы в Военном институте (инженерно-техническом) выработаны и реализуются следующие подходы [4]:

  1. Перемещение роли научного руководителя с первой позиции на вторую.
  2. Используя позитивное влияние ориентировать курсантов на тренд саморазвития.
  3. Новая модель « ТРИ-СО» коммуникаций по непрерывному улучшению организации научно-исследовательской работы курсантов
  4. Вовлечение в активное взаимодействие (командная работа), важно не рассказывать, а показывать.
  5. Предлагать курсантам пробовать себя в разных областях научной проблематики, если сразу сложно разрабатывать проекты в области будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, разработана модель « ТРИ-СО» коммуникаций по непрерывному улучшению организации научно-исследовательской работы курсантов (рис. 1).

Внутривузовская модель «ТРИ-СО» коммуникаций по непрерывному улучшению организации научно-исследовательской работы курсантов

Рис. 1. Внутривузовская модель « ТРИ-СО» коммуникаций по непрерывному улучшению организации научно-исследовательской работы курсантов

Главная роль в ней отведена обучающимся (курсантам) в составе малых учебных групп и второстепенная — научному руководителю (носителю знаний, эксперту, мотиватору, наставнику, тьютору, организатору) по осуществлению традиционной методической и организационной помощи, поддержки, консультирования, направления на постановку целей и возможные выводы. [4].

Таким образом, в институте военно-научная работа организована и проводится в малых группах и преследует следующие цели (рис. 2):

Цели военно-научной работы в малых группах Цели военно-научной работы в малых группах Цели военно-научной работы в малых группах Цели военно-научной работы в малых группах Цели военно-научной работы в малых группах

Рис. 2. Цели военно-научной работы в малых группах

Кроме этого, достаточно эффективно используется педагогическая технология группового обучения «Работа в команде»(Student Team Learning), направленная на стимулирование коллективной интеллектуальной активности, основанной на процессе самостоятельной исследовательской или творческой деятельности курсантов, их активном взаимодействии друг с другом и наставником в процессе решения научно-исследовательской задачи на теоретико-практическом уровне [3]. Применение данной педагогической технологии обуславливает заинтересованность всей малой группы и нацеленность на успех «команды», который зависит от вклада каждого в совместное выполнение поставленной задачи.

Кроме этого, предоставляет каждому курсанту равные возможности в достижении успеха, потому что каждый вносит вклад в создание коллективного учебно-научного продукта путем улучшения предыдущих собственных результатов; и повышает персональную ответственность каждого участника за проделанную работу, что позволяет ему почувствовать себя полноправным членом коллектива и стимулирует желание поднимать выше свою персональную (личностную) «планку».

Кроме этого, разработанные и используемые Воркшопы по развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных научно-практических задач, позволяют на достаточно простом практическом уровне обучить курсантов основам научных исследований.

Если обобщить проводимую работу, направленную на смену формата традиционных подходов участия курсантов в научно-исследовательской деятельности на кафедрах вуза, то можно обозначить, те стратегические цели, которые мы ставили в начале пути. Создание условия для:

— возможности курсантам стать командой;

— генерации уникальных идей;

— прохождения полного жизненного цикла (НИР, ВНР, проекта);

— участия в конкурсе и защиты своей НИР, проекта при команде экспертов на различных уровнях.

По выработанной стратегии, на сегодняшний день, реализованы и достигнуты определенные успехи при участии в различных научно-практических конференция и конкурсах научно-исследовательских работ и проектов. Фрагменты полученных наградных документов по участию в конкурсах, представлены на рисунке 3.

Фрагменты полученных наградных документов по участию в конкурсах Фрагменты полученных наградных документов по участию в конкурсах Фрагменты полученных наградных документов по участию в конкурсах Фрагменты полученных наградных документов по участию в конкурсах Фрагменты полученных наградных документов по участию в конкурсах

Рис. 3. Фрагменты полученных наградных документов по участию в конкурсах

Таким образом, подводя промежуточные итоги, хочется отметить, что пересмотр и форматирование традиционных форм организации научно-исследовательской деятельности курсантов военных вузов действенными современными педагогическими технологиями показывает положительные результаты и требует продолжения их апробации, повсеместного внедрения, которым и будут посвящены дальнейшие исследования.

Литература:

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 02.07.2021 г. № 400) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/(дата обращения: 25.08.2021).
  2. О роли военного образования в условиях перевооружения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ria.ru/20161123/1481978829.html. (дата обращения: 25.06.2021).
  3. Овчаренко М. С. О подходах к решению проблемы подготовки военных специалистов // Trends in the world of science. Сб. науч. тр. по материалам III Межд. научно-практ. конф. МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 7–11.
  4. Овчаренко М. С. Об актуальности развития soft skills у курсантов военных вузов на современном этапе // Молодой ученый (№ 26 (368), июнь 2021 г.) ISSN 2072–0297, — С. 404–406.
Основные термины (генерируются автоматически): научно-исследовательская работа курсантов, непрерывное улучшение организации, активное взаимодействие, военно-научная работа, военный вуз, научный руководитель, педагогическая технология, полученные наградные документов, результативность участия, традиционная форма организации.


Задать вопрос