Роль нематериальных активов для развития предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.09.2021

Статья просмотрена: 3230 раз

Библиографическое описание:

Хамитжанов, Д. В. Роль нематериальных активов для развития предприятия / Д. В. Хамитжанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84216/ (дата обращения: 25.04.2024).



Характеристика НМА (Нематериальные активы) и их роли в организации

Сегодня для организаций всё больше и больше значение приобретает вид имущества, как нематериальные активы, это вызвано бурно нарастающими процессами объединения предприятий, значительными изменениями в способах производства товаров и предоставления услуг, увеличением роли информационных технологий (ИТ).

Поэтому самые большие нематериальные активы сосредоточены в IT-компаниях таких, как:

– Apple (62 %)

– Microsoft (88 %)

– Amazon (95 %)

– Facebook (84 %)

И другие, так или иначе связанные с технологиями и коммуникацией. С процентным соотношением нематериальных активов к материальным активам (НМА/МА) 60 % и больше.

Понятие НМА многозначно — включает в себя юридическое понятие, бухгалтерское и экономическое.

НМА имеют такие свойства:

– отсутствует физическая структуры

– можно выделить или отделить от другого имущества

– используются при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих запросов предприятия

– используются долговременно

– не перепродаются

– приносят предприятию пользу

– есть необходимые документы, о существование самого актива в организации и подтверждение исключительных прав предприятия

НМА можно разделить на два вида:

– единицы интеллектуальной собственности

– репутация предприятия («Good Will»)

В экономическом обороте наличие НМА предоставляет варианты для нынешних предприятий менять структуру их производственного капитала. При увеличении доли НМА в предприятии увеличивается доверие к производителю продукции, представителю услуг, также повышается их конкурентоспособность, уникальность на рынке, что привлекает большое количество инвестиций со стороны инвесторов и увеличивает стоимость акций за штуку организации, тем самым повышая уровень доверия конечных потребителей к продукту или услугу предприятия.

Исследования в экономике по анализу объектов, который сейчас являются НМА, упоминаются от конца 19 века, по 1930-ый годам. Первым нормативным документом, где были упомянуты такие активы — это бюллетень «Амортизация нематериальных активов», выпущенный в 1944 году Американским институтом бухгалтеров, комитета по методам бух. учёта. После НМА появлялись в разных международных стандартах отчётности по финансам, начиная с «Затраты на исследования и разработки» стандарта МСФО 9 и «Нематериальные активы» в МСФО 38.

Оценка влияния НМА на экономическую деятельность организации

С недавнего времени отношение НМА к стоимости компании изменилось так же, как и отношение к их значимости и роли на предприятии. Это связанно с тем, что потребность рынка изменила свой курс, всё больше ценятся новые идеи и подходы их реализаций, в то время как материальные средства компании остаются тяжёлой ношей и не приносят прибыли, в отличии от НМА.

В результате среднее соотношение материальных и финансовых активов на предприятии снижалось с 1975 до 2010 года, с 83 % до 20 %. На данный момент НМА играют ключевую роль в деятельности многих компаний. Они определяют стратегию и возможности организации и отражают влияние компании на рынке, от них зависит экономический рост или упадок.

В связи с увеличением распространённости сферы купли продажи, а именно в виде интернет-магазина, рассмотрим пример влияния НМА на деятельность организации.

Пример:

Есть некий интернет-магазин, занимающийся продажами товарами, пользующимися спросом у потребителей. Есть два владельца компании, один из них является инвестором на начальном этапе развития компании, а второй является тем, кто реализовал идею за средства его (первого) партнёра. Соответственно первый владелец, начальный вкладчик, занимается необходимыми закупками, в то время как второй владелец занимается хостингом и получением прямого городско номера для интернет-магазина. Проходит время и владелец, занимающийся хостингом и правами на владение городским номером магазина решает открыть свой интернет-магазин отдельно от своего коллеги.

Получается так, что после ухода одного из владельцев интернет-магазина прибыль упала и стало не выгодно продавать товар из-за отсутствия покупателей. Причина этому то что, когда один из владельцев ушёл из общего дела — он забрал свой нематериальный ресурс — клиентскую базу интернет-магазина, так как являлся ответственным за связь с клиентом и, непосредственно, участвовал в продаже товаров интернет-магазина. Поэтому после открытия своего интернет-магазина все клиенты стали покупать товары у знакомого им источника. Нематериальным ресурсом в данном случае является клиентская база второго предпринимателя и его репутация на рынке.

В итоге, нематериальные активы — это важная часть компании и именно они являются главными фигурами, которые продвигают бизнес-предприятия, ценность наличия НМА может определяться жизнеспособностью целой организации, утрата таких активов может быть трудно возвратимой или невозможной. Нужно уметь видеть, замечать их и учитывать в своих дальнейших действиях, чтобы быть лидером на рынке. НМА активы накапливаются со временем по средству связей, репутации, патентов, товарных знаков, авторского права. Всё это является продуктом деятельности организации, которое показывает привлекательность той или иной компании для потребителей и покупки товаров или заказа услуг.

Литература:

  1. Аксенов, А. П. Нематериальные активы. Структура, оценка, управление / А. П. Аксенов. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 192 c.
  2. Андриссен, Даниел Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов / Даниел Андриссен, Рене Тиссен. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 304 c.
  3. Барух, Лев Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность / Лев Барух. — М.: Квинто-Консалтинг, 2010. — 240 c.
  4. Коцюбинский, А. О. 1С:Бухгалтерия 8.0. Учет основных средств и нематериальных активов / А. О. Коцюбинский, С. В. Грошев. — М.: Триумф, 2016. — 224 c.
  5. Коэн, Джеффри Нематериальные активы. Оценка и экономическая выгода: моногр. / Джеффри Коэн. — М.: Лаборатория Книги, 2012. — 224 c.
Основные термины (генерируются автоматически): актив, нематериальный ресурс, предприятие.


Похожие статьи

Влияние нематериальных активов на эффективность...

Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.

Библиографическое описание: Сарилова, О. А. Влияние нематериальных активов на эффективность деятельности предприятия на рынке / О. А. Сарилова.

Классификация и оценка нематериальных активов в системе...

Показано, что классификация нематериальных активов в системе бухгалтерского учета важна для их оценки.

Библиографическое описание: Семыкина, Л. Н. Классификация и оценка нематериальных активов в системе бухгалтерского учета / Л. Н. Семыкина, Д. В. Назаренко.

Нематериальные активы: сущность значения...

Ключевые слова: нематериальные активы, НМА, интеллектуальная собственность, доходный подход, сравнительный подход, затратный подход, методы оценки, строительные организации. В деятельности любого предприятия нематериальные активы оказывают существенное...

Эффективная система ресурсов предприятия | Статья в журнале...

Эффективная система ресурсов предприятия. Автор: Чернухина Татьяна Николаевна. Рубрика: Экономика и управление.

В основном эффективность системы ресурсов предприятия рассматривалось либо в составе оптимизации показателей ликвидности активов, либо в...

Методический инструментарий увеличения стоимости компаний...

Рис. 1. Алгоритм использования ресурсов компании, в том числе нематериальных активов, направленного на рост стоимости компании. После того, как определен план изменения структуры активов и направления их использования, необходимо сформировать систему...

Особенности оценки нематериальных активов в строительной...

Ключевые слова: нематериальные активы, НМА, интеллектуальная собственность

Нематериальные активы — объекты промышленной и интеллектуальной собственности и иных

Таким образом, при оценке нематериальных активов предприятий, связанных со...

актив, Финансовая Отчетность, нематериальный актив...

Первоначальная стоимость нематериальных активов — определяемая в ФСБУ «Нематериальные активы» как сумма фактических затрат. Согласно п. 9: «Нематериальный актив признается в тот момент, когда организацией понесены связанные с этим...

Оценка нематериальных активов предприятия

Кутузова, Т. В. Оценка нематериальных активов предприятия / Т. В. Кутузова, Ю. М. Асатурова.

В процессе исследования обозначены особенности оценки и амортизации НМА и предложен подход к получению интегрированной информации о различных стоимостях НМА...

Анализ активов фирмы и оценка ее имущественного положения

К нематериальным активам относят деловую репутацию предприятия и объекты созданной предприятием интеллектуальной собственности.

Важнейшими признаками включения производственных ресурсов в актив являются следующие условия.

Похожие статьи

Влияние нематериальных активов на эффективность...

Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.

Библиографическое описание: Сарилова, О. А. Влияние нематериальных активов на эффективность деятельности предприятия на рынке / О. А. Сарилова.

Классификация и оценка нематериальных активов в системе...

Показано, что классификация нематериальных активов в системе бухгалтерского учета важна для их оценки.

Библиографическое описание: Семыкина, Л. Н. Классификация и оценка нематериальных активов в системе бухгалтерского учета / Л. Н. Семыкина, Д. В. Назаренко.

Нематериальные активы: сущность значения...

Ключевые слова: нематериальные активы, НМА, интеллектуальная собственность, доходный подход, сравнительный подход, затратный подход, методы оценки, строительные организации. В деятельности любого предприятия нематериальные активы оказывают существенное...

Эффективная система ресурсов предприятия | Статья в журнале...

Эффективная система ресурсов предприятия. Автор: Чернухина Татьяна Николаевна. Рубрика: Экономика и управление.

В основном эффективность системы ресурсов предприятия рассматривалось либо в составе оптимизации показателей ликвидности активов, либо в...

Методический инструментарий увеличения стоимости компаний...

Рис. 1. Алгоритм использования ресурсов компании, в том числе нематериальных активов, направленного на рост стоимости компании. После того, как определен план изменения структуры активов и направления их использования, необходимо сформировать систему...

Особенности оценки нематериальных активов в строительной...

Ключевые слова: нематериальные активы, НМА, интеллектуальная собственность

Нематериальные активы — объекты промышленной и интеллектуальной собственности и иных

Таким образом, при оценке нематериальных активов предприятий, связанных со...

актив, Финансовая Отчетность, нематериальный актив...

Первоначальная стоимость нематериальных активов — определяемая в ФСБУ «Нематериальные активы» как сумма фактических затрат. Согласно п. 9: «Нематериальный актив признается в тот момент, когда организацией понесены связанные с этим...

Оценка нематериальных активов предприятия

Кутузова, Т. В. Оценка нематериальных активов предприятия / Т. В. Кутузова, Ю. М. Асатурова.

В процессе исследования обозначены особенности оценки и амортизации НМА и предложен подход к получению интегрированной информации о различных стоимостях НМА...

Анализ активов фирмы и оценка ее имущественного положения

К нематериальным активам относят деловую репутацию предприятия и объекты созданной предприятием интеллектуальной собственности.

Важнейшими признаками включения производственных ресурсов в актив являются следующие условия.

Задать вопрос