В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.
Ключевые слова: музейная педагогика, мини-музей, взаимодействие.
Музейная педагогика является инновационной технологией. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.
Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев в развивающей среде — участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагогов, детей и родителей.
Целью данного проекта стало создание условий и выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.
Для реализации цели проекта мы наметили задачи:
— расширять представления и обогащать знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
— гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя технологию сотрудничества детей и взрослых;
— обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.
На подготовительном этапе мы организовали встречу с родителями «В семейной гостиной», где мы вместе определили тему и название экспозиции мини-музея «Природа Прибайкалья», разработали его модель, выбрали место для размещения, определили темы выставок в музее.
Родителям была отведена первоначальная задача при создании мини-музея: помочь подобрать необходимые экспонаты. Родители с огромным удовольствием откликнулись на идею создания мини-музея, для них, так же, как и для детей, это было новое и интересное дело. Они с азартом помогали собирать нам с детьми экспонаты, а потом с увлечением рассматривали их уже на экспозиции во время родительского собрания, внося свои советы и пожелания по продолжению работы мини-музея.
В ходе работы над созданием музея и в процессе «музейной жизни» родителям и детям были предложены следующие формы совместной деятельности:
— посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди;
— подбор необходимых экспонатов для музея;
— изготовление поделок из природных материалов.
Для определения эффективности взаимодействия с родителями было проведено анкетирование родителей, цель которого определить заинтересованное отношение родителей к мини-музею в группе. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности при создании мини-музея.
Приступая к реализации основного этапа создание мини-музея «Природа Прибайкалья», мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
На торжественном открытии мини-музея «Байкал учит говорить…» присутствовали все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители, администрация детского сада), а также сотрудники музея, детской библиотеки, представители науки.
Экспонаты в мини-музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателей. В мини-музей принималось все, что было связано с озером Байкал.
Экспонаты мини-музея условно можно разделить на группы:
— природные объекты;
— географические карты и атласы;
— «экспонаты», сделанные из природных материалов;
— «семейные коллекции», связанные с природной тематикой;
— «предметы», сделанные из природных материалов;
— предметы, на которых изображены различные природоохранные и ресурсосберегающие знаки.
С помощью родителей произвели подбор художественной литературы в соответствии с возрастом детей.
В качестве методической поддержки педагогического составом группы разработаны авторские конспекты, занятия-экскурсии, театрализованные сценарии экологических сказок, авторские чистоговорки, считалки, игры-головоломки, ребусы на экологическую тематику.
На заключительном этапе в рамках расширения образовательного пространства для детей было организовано выездное мероприятие в Иркутский краеведческий музей.
Структура мероприятия включала научно-познавательный материал, игры. Научный сотрудник музея, родители и педагоги выполняли взаимозаменяемые функции: знакомство с научными знаниями о Байкале и его обитателях проходило в командных играх «Какой Байкал», «Скажи наоборот», «Посчитай-ка», «Мы не скажем, а покажем», «Сложи из частей целое», исполнение песни о Байкале, а дома вместе с родителями изготавливали книжки малышки об обитателях Байкала, дети воспроизводили информацию в кругу родственников.
В качестве методической поддержки педагогическим составом группы разработаны авторские конспекты, театрализованные сценарии экологических сказок, считалки, игры, чистоговорки.
Реализация задач музейной педагогики имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Положительные стороны:
— появление интереса к музейной культуре детей и взрослых;
— повышение качества усвоения знаний детьми;
— развитие личностных качеств дошкольников;
— активное участие родителей в совместной с ребенком познавательной деятельности, результатом чего стали совместные творческие работы с детьми.
Отрицательные стороны:
— адаптация содержания экспозиционного материала для дошкольников;
— сложности по организации выезда детей в музей, что связано: у родителей с финансовой стороной вопроса, их рабочей занятостью, для педагогов — организованный выезд в выходной день.
Считаем, что расширение образовательного пространства, внедрение совместных мероприятий с музеем города продуктивно, интересно, как детям, так и родителям. Хоть и нечасто.
Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
В процессе реализации данного проекта мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды группы.
Литература:
- Музей и дети [Текст]: методическое пособие/ Л. В. Пантелеева. — М.: Дом «Карапуз», 2000.
- Мини-музей в детском саду [Текст]: методическое пособие/ Рыжова Н. А., Логинова Н. В., Данюкова А. И. — М.: Линка-Пресс, 2008.