«Быть отличным коучем» как важная составляющая портрета современного эффективного менеджера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 февраля, печатный экземпляр отправим 16 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.09.2021

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Клещёв, М. С. «Быть отличным коучем» как важная составляющая портрета современного эффективного менеджера / М. С. Клещёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84122/ (дата обращения: 29.01.2022).



В данной статье рассматривается важность применения навыка «Быть отличным коучем» в профессиональной деятельности современного эффективного менеджера.

Ключевые слова: коучинг, коучинг в управлении, умения коуч-менеджера, развитие качеств персонала.

Десятилетнее исследование Google, представленное широкой общественности в 2018 году, определило ТОП-10 навыков, которыми обладает выдающийся руководитель [1]. Навыку «Быть отличным коучем» досталась строчка лидера и, на наш взгляд, вовсе не случайно. Менеджер, обладающий необходимыми тренерскими навыками, т. е. навыками коучинга, и применяющий их в своей профессиональной деятельности, способен получать, с одной стороны, лучшую производительность от своей команды, а это в конечном счёте сказывается как на эффективности достижения поставленных целей, так и на успешности, конкурентоспособности организации в целом, с другой стороны, сильных специалистов, постоянно развивающихся, растущих в разных сферах жизни (в том числе профессиональной).

В последние годы коучинговые компании превратились в индустрию довольно высокоприбыльного бизнеса, как следствие этого, корпоративный коучинг стал более востребованным и становится всё больше и больше мейнстримом (от англ. mainstream — основное течение; тренд, модная тенденция), так как руководители высшего звена понимают, что за ним в определённой степени стоит будущее. Именно поэтому современному эффективному менеджеру просто необходимо владеть компетенциями в данной области.

Что такое коучинг как в целом, так и в системе управления? Какими умениями должен обладать менеджер, чтобы быть лучшим коучем для своей команды? Какие качества будут развиваться у сотрудников, если их руководитель будет выступать в роли коуч-менеджера? Осмысление поставленных вопросов с должной полнотой и доказательностью в небольшой статье — задача не из простых, тем не менее постараемся проследить за важностью применения вышеупомянутого навыка в профессиональной деятельности современного эффективного менеджера, избрав для анализа лишь некоторые аспекты.

Согласно определению, которое даёт International Coaching Federation (Международная Федерация Коучинга), коучинг — это «…развивающееся партнёрство, которое помогает клиентам добиваться полноценных результатов в их личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, совершенствуют эффективность работы и повышают качество своей жизни» [2, с. 18].

Субъектами партнёрства являются коуч (специалист, цель которого помочь человеку (клиенту) раскрыть свои способности, поверить в свои силы и с их помощью достигать личного и профессионального успеха) и клиент (человек или организация, которые заказывают услуги коучинга), которые работают вместе как два равноправных партнёра. В отличие от психологов, коуч не даёт клиенту советов, рекомендаций. Его задача — прийти к решению проблемы с помощью наводящих вопросов, направлений, подсказок.

Применительно к сфере управления, коуч — это руководитель организации или структурного подразделения, который оказывает квалифицированную помощь своим клиентам, т. е. подчинённым, в достижении профессиональных целей и задач с помощью всё тех же наводящих вопросов, направлений и т. д.

Рассмотрим умения, которыми должен обладать менеджер, чтобы быть лучшим коучем для своей команды [3].

  1. Умение понимать сотрудников: понимание, как они работают, что их заставляет это делать, что их расстраивает и т. д. Это тот навык, который нужно развивать в первую очередь, чтобы тренировать свою команду для достижения оптимальных результатов. Согласовывать свои цели с целями команды — один из способов развития данного навыка. Спросив «Каковы цели нашей команды?», затем проанализировав обратную связь и связав с личными целями, можно обозначить общие планы. Когда команда будет видеть, что при учтённых ею интересов она побеждает, выигрывает, это уже будет замотивированный коллектив, который точно доберётся до планируемых результатов.
  2. Умение правильно использовать язык. Переход от навязывания своего мнения к тому, чтобы его просить — способ, который изменит использование языка. Например, американский шеф-повар, удостоенный награды Джеймса Бирда, Грант Ахатц, усвоил урок лидерства, когда потерял вкусовые рецепторы из-за болезни и который впоследствии сделал ресторан «Alinea» одним из лучших ресторанов страны. Грант рисовал возможные продукты питания, делился идеями о том, как, по его мнению, может выглядеть еда в «Alinea». Команда это всё проверяла на практике, корректировала, давала обратную связь, в конце концов она смогла придумать знаменитый десерт. Таким образом, если руководитель сместит свой диалог с командой с «Вот ответ» на «Как вы думаете, что может быть ответом?», сотрудники засияют, они поймут, что их действительно ценят внутри компании, осознают, что они причастны к её успеху и будут вдохновлены на работу с полной самоотдачей.
  3. Умение разрешать конфликты. Большинство споров, столкновений, как правило, возникает из-за недостатка признательности или отсутствия автономии. Основная задача в таких ситуациях — своевременно понять, откуда разногласие берёт своё начало и как решить ту или иную проблему, чтобы избежать нежелательных последствий, например, недовольства, несчастья коллектива, снижения дохода компании. Определённого рода конфликт может возникнуть и тогда, когда менеджер пытается слишком много управлять. Это лишает свободы членов его команды, а когда свобода уходит, мы склонны вызывать обиду, потому что чувствуем, что не можем использовать свои возможности. Непростой, но лёгкий способ решить эту проблему — провести честный разговор. Если руководитель честно оценивает членов своей команды, если он дружелюбен и честен в своих отзывах с ними, то они ответят взаимностью.

Преимущества получают не только руководители организаций, структурных подразделений, применяющие коучинговый стиль управления, например, в виде высоких результатов от своих подчинённых, но и сами подчиненные в виде повышения своего уровня личностного и профессионального развития при коуч-менеджере. Обратимся к нижеприведённой таблице и к выводу после неё, чтобы удостовериться в этом.

Таблица 1

Примерные действия руководителей, использующих те или иные подходы в различных ситуациях в своей профессиональной деятельности: сравнительная таблица

Характеристика

Некоторый стандартный подход

Коучинговый подход

Дать возможность подчинённому реализовать свой потенциал в решении вопроса

не всегда характерно

пример:

Уважаемый А, этот вопрос можно решить следующим образом: во-первых, …

характерно

пример:

Уважаемый А, как Вы планируете решить данный вопрос? Какие ресурсы-средства Вам для этого потребуются?

Дать возможность подчинённому посмотреть на ситуацию с другой стороны

не всегда характерно

пример:

Уважаемый А, если у Вас нет идей, как решить данный вопрос, тогда думайте ещё!

характерно

пример:

Уважаемый А, как бы Вы поступили, если бы имели в настоящее время все необходимые ресурсы-средства для решения данного вопроса?

Дать возможность подчинённому увидеть возможность в решении вопроса, а не проблему

не всегда характерно

пример:

Уважаемый А, мы с этим уже сталкивались, результат, к сожалению, оказался неутешительным, повторять не будем

характерно

пример:

Уважаемый А, подумайте, как можно преодолеть данное препятствие? Какие средства-ресурсы нужны для того, чтобы приблизиться к цели?

Таким образом, проанализировав таблицу 1, мы можем сказать, что менеджер, использующий коучинговый подход в своей профессиональной деятельности, с помощью наводящих вопросов в тех или иных ситуациях способен развивать следующие качества у своих сотрудников:

— обретение чёткого и ясного видения целей, путей их достижения;

— повышение уровня ответственности и вовлечённости в процесс работы;

— становление более осознанными, результативными, инициативными и амбициозными;

— развитие креативности и мышления;

— быстрее обучаются и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что важность применения навыка «Быть отличным коучем» в профессиональной деятельности современного эффективного менеджера очевидна. Во-первых, менеджер сможет как получать лучшую производительность от своей команды, так и максимально реализовывать свой внутренний потенциал. Во-вторых, он сможет посодействовать раскрытию и развитию индивидуальности каждого сотрудника организации. Всё это в целом позволит компании эффективно достигать поставленных целей, поступательно и устойчиво развиваться.

Литература:

  1. Google Spent a Decade Researching What Makes a Great Boss. It Came Up With These 10 Things. — Текст: электронный // Inc.: [сайт]. — URL: https://www.inc.com/justin-bariso/google-spent-a-decade-researching-what-makes-a-great-boss-they-came-up-with-these-10-things.html?fbclid=IwAR0QP0lzUUOlt9VhwczeNmrtC58SEU99qeFUqClyriFiSoUuCFpDn32InHM (дата обращения: 11.09.2021).
  2. Бавистер С., Виккерс А. Коучинг/Стив Бавистер, Аманда Виккерс [пер. с англ. Издательство Гиппо]. — М.: Издательство Гиппо, 2010. — 256 с.
  3. Coaching Skills For Managers To Coach Their Teams Better. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=e14EZlDT73o (дата обращения: 11.09.2021).
  4. Литовченко, А. С. Коучинг для руководителя. Что дает? / А. С. Литовченко. — Текст: электронный // АНДРЕЙ ПАРАБЕЛЛУМ: [сайт]. — URL: https://andreyparabellum.ru/kouching-dlya-rukovoditelya (дата обращения: 09.09.2021).
  5. Никитина Т. А. Основы коучинга: учеб. пособие / Т. А. Никитина, М. А. Шаталина. — Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2007. — 184 c.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, команда, современный эффективный менеджер, навык, возможность, клиент, лучшая производительность, менеджер, обратная связь, умение.


Ключевые слова

коучинг, коучинг в управлении, умения коуч-менеджера, развитие качеств персонала
Задать вопрос