Способы решения конфликтных ситуаций и их предупреждение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.09.2021

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Муталимов, Р. К. Способы решения конфликтных ситуаций и их предупреждение / Р. К. Муталимов, К. В. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84077/ (дата обращения: 28.01.2022).



Конфликты часто сопровождают нас на протяжении жизни. Они возникают в процессе общения людей, поэтому они существуют столько, сколько существует человек. Слово «конфликт» в переводе с латинского языка означает «столкновение». Как мы знаем, в основе любого конфликта лежит острый способ разрешения противоречий во мнении, взглядах, принципах.

Ключевые слова: конфликт, способы решения конфликтных ситуаций, собеседник, оппонент, ситуация, стиль, решение, понимать, интересы, предупреждение конфликта.

Каждый человек имел в своей жизни такой момент, когда хотел избежать противостояния и задавал себе вопрос: «Как разрешить этот конфликт или избежать его совсем?». Но не всегда мы можем найти способ решения этому. При общении следует помнить о том, что принятие взглядов стороны собеседника, проявление взаимного уважения и терпимости пойдет на пользу обоим сторонам диалога.

Существуют способы решения конфликтных ситуаций и их предупреждение. Психологи и специалисты научных центов разработали способы решения конфликтов и создали специальные рекомендации о том, как следует вести себя личности в случае столкновении интересов.

Стиль «уклонение». Одна из сторон данного конфликта знает, что не обладает весомыми аргументами и увиливает от момента, когда следует принять конфликтное решение. Не стоит убеждать себя в том, что вы не боитесь обострения конфликта, а ждёте такой момент, когда ситуация сложиться в вашу пользу. Но такой момент может вовсе не наступить, и ваша позиция ещё более усугубится, что приведет исход конфликта не в вашу пользу. Этот способ следует использовать целесообразно.

Стиль «приспособление». Субъект, который на практике использует этот стиль, пытается удовлетворить интересы двух сторон. В крайнем случае, человек уступает победу своему оппоненту и ориентируется на его поведение, не старается отстаивать свою точку зрения и интересы. Это поведение существует в такой ситуации, когда человек понимает, что был не прав, или знает, что для его собеседника победа очень важна. Следует помнить о том, что не всегда разрешение конфликта в вашу пользу будет благоприятным для ситуации в целом.

Стиль «сотрудничество». Человек старается разрешить конфликтную ситуацию, не ущемляя свои интересы, но при этом учитывает и интересы другой стороны, чтобы исход конфликта был выгоден двум сторонам. Как правило, данная ситуация возникает тогда, когда и субъект, и оппонент имеют одинаковые ресурсы для решения конфликта, благоприятный исход выгоден для обеих сторон, каждая сторона может объяснить свои цели и предоставить иной выход из сложившейся ситуации.

Стиль «компромисс». Обе стороны конфликта ищут решение, которое будет не противоречить интересам противоположной стороны. Такое поведение существует в том случае, когда обе стороны имеют одинаковую цель при равных ресурсах и возможностях, но также важна для каждого из них кратковременная победа. Данная модель поведения является одной из самых оптимальных.

Стиль «конкуренция». Данный способ решения конфликтов характерен для личности, которая упорно и активно двигается к решению проблемы, не учитывает интересы противоположной стороны, желая удовлетворить лишь свои собственные. Эта модель поведения позволяет реализовать свои интересы и позиции только сильной и настойчивой личности, которая имеет все ресурсы для решения конфликта в свою пользу. Данный стиль поведения является наиболее жёстким.

Предупреждение конфликтов — это комплекс мер, который направлен на устранение появления спорных ситуаций между сторонами, это профилактика конфликта в широком смысле слова. Главной задачей предупреждения конфликта является свести к минимуму вероятность его возникновения.

Существуют определённые рекомендации по предупреждению конфликта. Следует:

– уметь понять, что ваше общение становится предконфликтным и попытаться вернуть нормальную взаимосвязь;

– не следует идти на конфликт, если вы не уверены, что правильно поняли мотивы действия партнёра;

– пытаться свести к минимуму относительную тревожность и агрессивность;

– уметь овладеть своим психическим состоянием, воли не давать эмоциям;

– не загонять собеседника в угол;

– не пытаться в ходе одного конфликта решить целый ряд проблем;

– помнить о том, что всегда есть возможность избежать конфликта.

Безусловно, при общении тяжело избежать конфликтов, а точнее, невозможно. При общении необходимо следить за ходом развития диалога, ведь проще предупредить конфликтную ситуацию, чем разрешать сложившийся конфликт. Следует уметь находить наиболее оптимальный вариант решение проблемы, стараться не усугублять конфликт и при этом не обидеть собеседника. Если одна из сторон ведет себя психологически грамотно, большая вероятность того, что конфликт будет исчерпан. В любой сложившейся ситуации следует быть открытым и честным, оставлять возможность собеседнику сохранить лицо.

Важно научиться не блокировать развитие противоречий, а стремиться разрешить его неконфликтными способами. Следует помнить, что существуют и предупреждения конфликта. Изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, мы можем воздействовать на психику и действия оппонента, а конфликт вовсе избежать, что будет благоприятным исходом любого диалога.

Литература:

  1. М. М. Кашапов «Основы конфликтологии», 2020.-116 с. — (Высшее образование).
  2. Г. М. Бреслав «История научной психологии», 2018.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, ваша польза, интерес, предупреждение конфликта, ситуация, способ решения, сторона, конфликтная ситуация, противоположная сторона, сложившаяся ситуация.


Ключевые слова

конфликт, интересы, стиль, ситуация, решение, понимать, оппонент, собеседник, способы решения конфликтных ситуаций, предупреждение конфликта
Задать вопрос